Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов


Журнал КО-3

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3) фиксирует первичные учетные документы наличного обращения денежных средств.
Требование к организациям госсектора отражать их в книге регистрации закреплено в Приказе Минфина от 30.03.2015 № 52н. Для организаций не государственного сектора, в том числе и НКО, применять форму не обязательно (№ 402-ФЗ). Но если организация решает использовать ее, необходимо закрепить это в учетной политике.

Форма книги утверждена Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88 и определена кодом унифицированной формы 0310003.

Обязательно ли вести для учета ПКО и РКО?

Потребность в регистрации и учете приходных и расходных кассовых ордеров часто бывает связана с необходимостью мониторинга соответствующих документов по времени.

Помимо этого, практика ведения подобного учета позволяет наглядно продемонстрировать налоговой службе корректность осуществления предприятием всех кассовых транзакций.

Такая возможность нередко оказывается полезной при проверках, проводимых фискальным органом.

Что касается обязательности ведения журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, то такое нормативное требование действовало для хозяйствующих субъектов, работающих с денежной наличностью, до завершения 2011 года.

Данное предписание регламентировалось Порядком осуществления кассовых операций в РФ (пункт 21), утвержденным Центробанком РФ (№ 40 от 22.09.1993).

Впоследствии данный нормативный документ перестал действовать. Его заменило Положение Центробанка РФ, регламентирующее порядок совершения кассовых транзакций с банкнотами и монетой на территории РФ, утвержденное Центробанком РФ (№ 373-П от 12.10.2011) и вступившее с 01.01.2012 в силу.

В новом нормативном акте Банка России – Положении № 373-П от 12.10.2011 – уже отсутствует требование о необходимости ведения данного журнала.

В настоящее время следует придерживаться порядка кассовых транзакций, регламентированного Указанием ЦБ РФ под номером 3210-У от 11.03.2014.

Этот нормативный документ также не предусматривает обязательного ведения предприятиями (хозяйствующими субъектами) регистрационного журнала для кассовых ордеров.

Положением № 373-П (пункт 5.2) предусматривается необходимость отражения сведений о ПКО и РКО исключительно в кассовой книге.

Однако налоговая служба при проведении проверок зачастую требует у хозяйствующих субъектов предоставить для ревизии не только кассовые книги и прочие бумаги, имеющие отношение к ведению наличных операций, но и журнал регистрации и учета ПКО и РКО.

Таким образом, если компания регулярно и часто совершает операции с денежной наличностью в существенных объемах, ей все же рекомендуется вести этот регистрационный журнал.

Какой бланк нужно использовать?

Журнал регистрации, предназначенный для учета оформленных кассовых ордеров (ПКО и РКО), может вестись предприятием по унифицированной форме № КО-3, бланк которой целенаправленно разработан и регламентирован Госкомстатом РФ (Постановление № 88 от 18.08.1998).

Форму КО-3 нельзя считать единственно возможной для использования. По сути, данный документ представляет собой сводный регистр обобщающего учета.

Соответственно, хозяйствующий субъект может выбирать – либо применять регламентированную форму, либо разрабатывать для этого собственный журнал, ориентируясь, к примеру, на стандартный бланк.

Возможность подобного выбора предоставляется предприятию нормами действующего законодательства (имеется в виду ФЗ-402 – о бухучете).

Сводные регистры предприятия вправе разрабатывать субъект, ответственный в организации за бухучет, а утверждаются они распорядительными актами руководителя.

Как заполнить форму КО-3?

Стандартный бланк такого журнала представлен таблицей, состоящей из двух частей. По левой стороне отражаются сведения о ПКО, по правой стороне – о РКО.

Кассовые ордера фиксируются в регистрационном журнале с отображением следующих данных:

  • сумма операции;
  • дата проведения операции;
  • номер, присвоенный ордеру при регистрации;
  • примечание, краткое описание приходной/расходной операции.

Кроме того, на титульном листе указывается наименование организации, название структурного подразделения, регистрационный код предприятия, период учета, ответственный субъект (ФИО, должность).

заполнения ф. 0310003

журнала учета и регистрации ПКО и РКО форма КО-3 – excel.

заполнения формы КО-3 – excel.

Что вносить в форму КО-3

При обращении с первичными учетными документами по учету наличных денег необходимо соблюдать указания Банка России:

  • от 07.10.2013 № 3073-У о порядке осуществления наличных расчетов;
  • от 11.03.2014 № 3210-У о ведении кассовых операций по приему наличных денег.

Нужно вести учет всей «первички», которая оформляются при обращении с наличными денежными средствами:

  • приходные кассовые ордера (ПКО);
  • расходные кассовые ордера (РКО).

Обязательно указываем сведения:

  • номер ордера;
  • дату;
  • сумму;
  • примечания.

Заполнение журнала

  1. В строчке «организация» пишется полное наименование компании с указанием организационной формы.
  2. В строчке, расположенной ниже, пишут код и название филиала. Если такого не имеется – ставят прочерк.
  3. В графе «код по ОКПО» указывают соответствующий код.
  4. В центре страницы пишут промежуток времени, на который рассчитан журнал. Рядом пишется должность и инициалы сотрудника, который заполняет журнал.
  5. Вкладные листы заполняются по следующему принципу: слева указывают документы по приходу, а справа – по расходу. Обязательно указывают суммы.
  6. Графа «примечание» предназначена для указания основания совершаемой операции.

Заполнение кассового журнала, образец

Допускается ведение журнала как с помощью технических средств (то есть в электронной форме), так и в бумажном виде. Если журнал ведется в бумажной форме и заполняется от руки, следует помнить, что все его страницы нужно пронумеровывать, прошить нитью и заверить подписью.

Рассмотрим, как заполнять кассовый журнал, на примере.

Условно процесс можно разбить на две части: заполнение титульного листа и таблицы учета.

Шаг 1. Заполняем титульный лист.

Указываем наименование организации. Если структурных подразделений нет — ставится прочерк. Пишем код по ОКПО согласно данным статистики.

Шаг 2. Прописываем период, за который ведется учет. Так же должность и ФИО ответственного лица.

Далее, заполняем табличную часть.

Каждый лист разделен на две части: в левой части – регистрация приходных ордеров (ПКО); в правой – расходных ордеров (РКО). Заполняются они одинаково.

Шаг 3. Заполняем дату и порядковый номер приходного или расходного документа.

Шаг 4. Прописываем сумму, которая указана в документе.

Шаг 5. В примечании кратко указываем информацию от кого получены или кому выданы деньги, а также основание для этого.

ВАЖНО!

Исправления и отсутствие обязательных записей недопустимы!

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

Журнал регистрации кассовых бумаг является учетным журналом, необходимым для проведения регистрации кассовых документов до их передачи кассовому сотруднику.

В нем необходимо регистрировать следующие документы:

  • Ордера по приходу и расходу;
  • Заявления на выдачу наличности;
  • Счета на оплату;
  • Ведомости на выплату зарплаты.

Заполняет данный журнал либо кассир, либо бухгалтерский работник. Им следует помнить, что такие документы, как ведомости на выплату зарплаты регистрируются непосредственно после совершения выплат. Остальные документы подлежат регистрации до выплаты или поступления денег.

Нужен ли кассовый журнал для онлайн-касс

По функционалу это тот же самый аппарат, что и раньше, который печатает чеки и хранит информацию о них. Но только теперь, онлайн-кассам (в том числе при аренде онлайн кассы) необходим выход в интернет, чтобы передавать сведения о совершенных операциях в налоговую инспекцию. А также есть такая функция, как отправка на электронную почту чека покупателю.

Теперь, благодаря инновационной онлайн-кассе, многие документы, которые утверждались в постановлении Госкомстата от 25.12.1998 № 132 не нужно использовать. Но это не касается таких документов как:

  • кассовый журнал;
  • приходный и расходный ордер.

Поэтому необходимость вести учет в специальной книге при онлайн-кассах сохранена. Правила ведения подробно изложены в указаниях Банка России от 11.03.2014 № 3210-У.

Основные требования к оформлению

В связи с тем, что утвержденные и упомянутые выше КД отличаются друг от друга рассмотрим правила оформления каждого.

Особенности оформления ПКО:

  • суть операции вносится в строчке «Основание»;
  • общая сумма НДС вписывается в строчке «В т.ч.» в цифровом выражении. Эта строчка не может быть пустой. В случае если налог не применяется вписывается фраза «без (НДС)»;
  • данные о дополнительных подтверждающих документах (при наличии) вписываются в ПКО в строчке «Приложение».

При заполнении РКО необходимо учесть следующие нюансы:

  • наличие дополнительных документов (например, доверенности) вносится в строчку «Приложение» с обязательным указанием даты и номера;
  • строчка «Основание» предполагает отражение содержания расходной операции;
  • наличие подписи руководителя необязательно, если она присутствует на прилагаемом документе. Пример, если подпись директора предприятия присутствует на приказе вместе с резолюцией «Разрешаю» или «Согласовано», то РКО может быть принят в работу без его подписи.

Отдельно рассмотрим вопрос требований к проставлению штампов на РКО и ПКО. Согласно Указанию ЦБ РФ №3210-У от 11.03.14 г. о ведении кассовых операций не оговорены обязательные требования к оттиску штампа, как это было ранее до 2014 г. Ранее использовались штампы «Оплачено» на приходном ордере и «Погашено» на расходном. Действующие правила подразумевают только обязательное проставление штампа на отрывной квитанции к ПКО. Таким образом, штамп «Оплачено» может проставляться на квитанции к ПКО. Наличие оттиска «Оплачено» — это подтверждение фактического внесения денег и их оприходование.

Что же касается штампа «Погашено»:

  • он проставляется на ведомостях, например, при выдаче по ним зарплаты сотрудникам;
  • может использоваться вместо «Оплачено», например, в случае утери штампа или его отсутствия по другой причине.

Существует 3 основных правила как оформить КК:

  1. Прошить.
  2. Пронумеровать. Суть: на каждом листе ставится нумерация (последовательный порядковый номер).
  3. Опечатать. Суть: необходимо указать сколько листов содержится в КК согласно проставленной нумерации и заверить данную надпись. Данная надпись ставится в конце книги и считается заверенной при наличии подписи директора и главбуха.

Форма КК предполагает наличие 2-х частей. Причем вторая часть отрывная. Она служит отчетом кассира в конце дня и может быть оторвана только после окончания всех операций.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

Само название отвечает на вопрос, для чего предназначена данная форма, а именно присвоение порядковых регистрационных номеров кассовым документам.

Предполагает заполнение такой информации:

  • № ПКО/РКО, дата и сумма в российских рублях в цифровом выражении;
  • столбики «Примечание» заполняются, если в этом есть необходимость.

Заполнение КВД оправдано при наличии в штате организации должностей нескольких кассиров, в том числе старшего.

Особенности оформления КВД:

  • отражается сумма, переданная старшим кассиром подчиненному работнику в строчке «Выдано» или «Сдано»;
  • в обязательном порядке проставляются подписи обоих лиц в строчках «Деньги получены».

Какие обязательные правила и требования необходимо соблюдать при оформлении первичных КД:

  1. Проставление подписей главбуха и кассира является обязательным.
  2. Обязательное наличие штампа на отрывной квитанции – «Оплачено».
  3. Печать (штамп) на РКО не проставляется, но обязательным является наличие подписи получателя.
  4. Оформление КД может быть как на бумаге, так и в электронном варианте.
  5. Электронный вариант документа оформляется с применением спец. техники (компьютера, принтера).
  6. Бумажный вариант заполняется вручную шариковой ручкой, чернилами или при помощи печатной машинки.
  7. В пустых строках, не содержащих информацию, проставляется прочерк.

Главбух — ответственное лицо в вопросе составления КД. При его отсутствии, руководитель становиться лицом ответственным за оформление кассовых документов, которое осуществляют под его контролем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: