Как расшифровывается ПБОЮЛ?

Основной документ для лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, Налоговый кодекс. В нем прописаны две формы регистрации: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Однако мы часто слышим и иную аббревиатуру. Так что такое ПБОЮЛ? Это лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, но при этом не создающее организацию.

Расшифровка ПБОЮЛ в полной мере отображает это определение (предприниматель без образования ЮЛ). То есть человек зарегистрировался в специализированных органах, и осуществляет свою деятельность, несет ответственность за итоги.

ИП и ПЮОЮЛ: в чем их разница

Невозможно объяснить разницу между ИП и ПБОЮЛ, так как фактически ее и нет. Обе аббревиатуры описывают предпринимателя, который зарегистрировался, но не создал свою фирму.

Разница наименований вводит вас в заблуждение, однако это лишь связано с изменениями законодательства. Лица, которые уже давно осуществляют свою деятельность, могут по привычке пользоваться устаревшими понятиями, вводя в заблуждение потенциальных предпринимателей.

Так что если вы планируете открыть дело, то не стоит вникать в старые нормы. К тому же эксперты признают, что индивидуальный предприниматель гораздо проще и логичнее в аспектах права. Ранее многие путались с аббревиатурами, считая, что предприниматель может быть юридическим лицом.

Кроме аббревиатуры ПБОЮЛ использовалась и другая – ЧП. Что расшифровывается как частный предприниматель. Это тот же предприниматель, но с иным названием. Согласно новым нормам и он приравнен к ИП.

Сходства и различия с ИП

Определение ИП звучит так: это предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, то есть, ИП и ПБОЮЛ – это одно и то же. Так как второе понятие давно упразднено и ему на смену пришло понятие ИП, было бы некорректно говорить о каких-либо сходствах или отличиях.

За последние 12-13 лет прошли десятки и сотни поправок, регулирующих работу предпринимателей, поэтому права и обязанности существовавших когда-то ПБОЮЛ разительно отличаются от нынешних, относящихся к ИП.

В старых учебниках, подписанных в печать до 2005 года, еще может фигурировать старая аббревиатура, однако такие книги постепенно изымаются из библиотек учебных заведений и заменяются новыми.

Сегодня определение «индивидуальный предприниматель» является общеупотребительным, его положение в правовом поле определено четко и однозначно. Этого нельзя было сказать о старом понятии, так как в разных регионах предприниматели именовались по-разному.

Отсутствие четкого определения приводило к тому, что на круглых печатях и в официальных документах фигурировали фразы, которые сообщали, в сущности, одно и то же:

  • ЧП – частный предприниматель;
  • ИЧП – индивидуальное частное предприятие;
  • ПБОЮЛ, ИПБОЮЛ – предприятие (индивидуальное) без образования юрлица.

По сегодняшним законам такое невозможно, так как наименование организационно-правовой формы должно точно соответствовать норме закона. Следует четко уяснить, что старая аббревиатура и все понятия, которые когда-либо были с ней связаны, ныне упразднены.

Когда отменили ПБОЮЛ

В 2003 году внесены изменения в закон «О регистрации юридических лиц». В этом акте убрали понятия ПБОЮЛ и ЧП. До этого периода она присутствовала в нормативных актах, учебниках и документах о регистрации.

В 2005 ввели актуальное сегодня понятие «индивидуальный предприниматель». Это происходило постепенно: Гражданский кодекс, затем Налоговый кодекс, а после и остальные нормативные акты. Тогда же создали единый государственный реестр ИП.


Уже с 2004 года начали производить замену документов на Свидетельства о регистрации. К концу 2005 года они были унифицированы и заменены.

В этот же период произошла смена и обязанностей по регистрации. Эту функцию передали в налоговые органы. При каждой инспекции выделили подразделение, отвечающее за эту функцию. В некоторых субъектах, например в г. Москва они выделены в отдельный регистрационный центр, общий для районов. Ранее ответственным лицом считалась администрация субъекта Федерации.

ИП или организация

Одним из первых решений, принимаемых при желании начать деятельность, является: ИП или ЮЛ? Прежде чем сделать выбор необходимо изучить права и обязанности, достоинства и недостатки каждого из них. Зарегистрироваться предпринимателем гораздо предпочтительней для большинства. А вот почему:

  • простые процедуры регистрации и ликвидации, в отличие от закрытия организации. Там придется собирать пакет документов и ходить по организациям и фондам. Да и зарегистрировать ЮЛ не просто, ведь необходим устав и наличие всех учредителей лично, договор на офис;
  • нет необходимости создавать уставный капитал, можно начать бизнес с «нуля»;
  • применение упрощенных порядков расчета и налогов;
  • свобода действий с полученными средствами, возможность проводить дополнительные вливания или изъятия;
  • нет необходимости в ведении бухгалтерского учета, а значит экономия на наемном труде;
  • для регистрации не нужен офис, достаточно наличия прописки. При этом поверки проводятся на территории налогового органа;
  • нет необходимости в открытии счета и дополнительных затратах на его обслуживание;
  • размер налогов для большинства значительно ниже, чем для ЮЛ.

Хотя есть и другая сторона медали. Не всегда есть возможность регистрации в качестве ПБОЮЛ. Это напрямую зависит от деятельности, например алкогольная продукция.


Необходимо заранее выбрать форму налогообложения и заблаговременно подать заявление в ФНС.

В чем минусы ИП

Ряд недостатков такой формы бизнеса как предприниматель связан с определенными ограничениями:

  • запрет на занятия отдельными видами деятельности. Это бизнес, связанный с реализацией алкоголя. Для этого необходима лицензия, выдаваемая только юридическим лицам;
  • проблемы с кредитованием. Конечно, вы можете обратиться в банк, а вот искать инвесторов уже сложнее. Когда два-три и больше учредителей планируют вести деятельность, но регистрируют ИП, то это приводит к серьезным конфликтам и финансовым потерям;
  • предприниматель рискует всем своим имуществом. Это один из самых «страшных» факторов. Если вы не выполняете обязательства, то рискуете потерять зарегистрированное на вас имущество. Исключением по закону становиться единственное жилье. При признании по суду банкротом, погашается задолженность в определенном порядке за счет имущества;
  • уплачивать взносы в Пенсионный фонд, даже если выручка отсутствует;
  • в отличие от предприятия, ИП не получится продать. Если вы решили сменить направление, а дело передать в другие руки, то это, увы, не удастся.

Ранее денежные вклады предпринимателей (для ведения деятельности) не входили в систему страхования вкладов. То есть, вернуть денежные средства в случае ликвидации банка не получилось бы.


С 01.01.2014 внесены изменения, и теперь средства на счетах ПБОЮЛ застрахованы.

ПБОЮЛ и ООО

Мы разобрали расшифровку аббревиатуры ПБОЮЛ. Давайте посмотрим теперь на достоинства и недостатки такой формы регистрации бизнеса (ИП) в сравнении с привычным ООО.

Преимущества:

  • Упрощенная процедура как регистрации, так и закрытия своего дела. К примеру, открыть ООО — довольно непростая и долгая процедура, отнимающая и силы, и время, и нервы. Собирается внушительный комплект документации, подготавливается устав, заключается обязательный договор аренды помещения для подтверждения юридического адреса. Открывая ИП, вы можете обойтись без всего перечисленного.
  • Упрощенная система налогового и бухгалтерского учета. Необходимо только отражать совершенные операции в книге прибыли/расходов по котловому способу.
  • Возможность распоряжаться своей прибылью по собственному усмотрению.
  • ИП для открытия деятельности не нужно совершать вложения в уставной капитал.
  • Практикуется также упрощенный порядок расчетов, уплаты налоговых взносов.

На фоне всего перечисленного выделяются и существенные минусы вида юридической ответственности ПБОЮЛ:

  • Ответ по обязательствам всей собственностью ( в т. ч. и личной), что зарегистрирована на бизнесмена. В то время как учредители ООО ответственны только в размере своей доли в общем уставном капитале.
  • Для ИП доступны не все виды деятельности.
  • Ограничения в численности штата сотрудников.

Процедура регистрации

Зарегистрироваться ИПБОЮЛ просто. Ваша цель – внесение в ЕГРИП. Действия прописаны в действующем законодательстве. Для этого обратитесь в регистрирующий орган при налоговой службе. Необходимо:

  • изучить ОКВЭД, выбрать подходящие виды деятельности;
  • собрать предусмотренные документы;
  • прийти в налоговую и подать данные документы;
  • выбрать систему налогообложения;
  • заказать печать;
  • зарегистрироваться в иных фондах.

К перечню документов относят ксерокс паспорта, оплату государственной пошлины, заявление о регистрации и о выборе режима. Необходим ИНН, но если у вас его нет, то он будет присвоен в процессе регистрации. Подают заявление лично или по почте (обязательное условие – отправка не простым письмом, а с описью). Если вы не хотите идти лично, то допустимо направить представителя. Для этого необходимо оформить нотариальную доверенность и заверить копии документов. По стоимости это выходит довольно затратно.

В 2020 году был введен новый пункт в законодательство о регистрации. Теперь человеку не обязательно самостоятельно обращаться в налоговое ведомство. Необходимые документы может передать нотариус. Он оформляет их с помощью телекоммуникационных путей.


Получать свидетельство и прочую документацию тоже можно у нотариуса.

Либо воспользоваться программным обеспечением. Сервис для подачи заявлений через интернет позволит направить любое заявление: на регистрацию, закрытие ИП, изменения. Для регистрации в качестве предпринимателя лицо должно быть дееспособным, совершеннолетним и не иметь судебных запретов. Гражданство РФ также не обязательный фактор. Допустимо наличие необходимых разрешительных документов (вид на жительство).

Завершение деятельности – тоже простая процедура. Она происходит по личному желанию путем подачи заявления, смерти лица либо по судебному решению (банкротство, закончился срок документа, дающего права на проживание в РФ).

Налоги для предпринимателей

Для ПБОЮЛ или по-новому ИП, доступны любые системы налогового учета. Главное, подпадать под необходимые критерии в подзаконных актах:

  • при регистрации все автоматически попадают на общую систему налогообложения с НДС, налог на доходы физических лиц;
  • упрощенная система. Ваша выручка в течение года должна быть в пределах 60 млн. руб., тогда можно платить 6% от нее либо 15% за вычетом расходов;
  • патент. Самая привлекательная система, при которой нет необходимости даже в предоставлении отчетности, а виды деятельности, условия, граничная выручка индивидуальны для каждого субъекта,
  • утверждаются актами;
  • сельскохозяйственный подойдет тем, кто занимается производством с/х товаров;
  • вмененка или ЕНВД подходит для определенных сфер деятельности.

В зависимости от выбора придется платить налоги: НДС, НДФЛ, на имущество, на прибыль, водный, акциз. Выбрать конкретный вид рекомендуют еще при регистрации и подать заявление одновременно. В таком случае вы будете находиться на той системе налогообложения с первого дня регистрации.

Какие налоги уплачивает ПБОЮЛ

ПБОЮЛ может выбрать ту систему налогообложения, которая кажется ему наиболее удобной, если он соответствует установленным законодательно критериям:

  1. Общая система – действует по умолчанию.
  2. УСН – выбор упрощенного налогового режима возможен, если годовая выручка не превышает 60 млн руб.
  3. УСН на основе патента – перейти на этот налоговый режим можно только в определенных случаях. Если патентная система действует в регионе, где находится ПБОЮЛ. А также если предприниматель занимается определенными видами деятельности, а его штат и выручка не превышают установленные законом лимиты.
  4. ЕСХН – эта система распространяется исключительно на производителей сельхозпродукции.
  5. ЕНВД – этот налог уплачивают только предприниматели, работающие в определенных сферах.

На видео: Просто о личных финансах – 4. Надо ли платить налоги?

ПБОЮЛ не освобождается от уплаты ряда налогов, которые распространяются на юридических лиц.

Субъект хозяйствования обязан перечислять в бюджет:

  • НДС в размере 20%;
  • НДФЛ в размере 13% и страховые взносы. Если у предпринимателя имеются наемные работники, то он выступает в роли налогового агента и перечисляет НДФЛ в бюджет за них;
  • Налог на имущество (если на него зарегистрировано имущество);
  • Налог на прибыль в размере 24%;
  • Иные налоги (например, акцизы, если он реализует подакцизные товары, водный налог, если в своей деятельности использует водные ресурсы).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]