Образование является, пожалуй, одной из самых важных инвестиций в будущее. Чтобы освоить профессию, которая котируется в обществе и будет приносить весомый доход, необходимо получить соответствующее образование. А одним из обязательных условий поступления в любой ВУЗ страны является сдача единых государственных экзаменов. Сейчас важность успешной сдачи ЕГЭ приобрела еще большее значение, так как ВУЗы с каждым годом ужесточают требования для поступления (особенно на бюджетные места, количество которых к тому же имеет явную тенденцию к сокращению).
Ни для кого не секрет, что подготовиться к ЕГЭ, опираясь только на материал, предлагаемый узкими рамками школьной программы, практически невозможно. Курсы по различным предметам просто не предполагают такого раздела, как подготовка к единому госэкзамену. Чтобы успешно пойти данное испытание, ученик должен не только обладать необходимыми знаниями, но и понимать специфику различных форматов заданий. Кроме того, включать элементы подготовки к данному типу аттестации в программу каждой из школьных дисциплин просто бессмысленно, ведь помимо предметов, обязательных к сдаче (русский язык и математика), существуют также экзамены по выбору. И, согласитесь, для учеников, которые решили связать свое будущее с физикой или математикой, подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам будет пустой тратой времени.
Итак, дополнительные занятия – это необходимость. Организованный бизнес по подготовке к ЕГЭ является молодой, но перспективной отраслью, поскольку предоставляет своим клиентам ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с частным репетиторством.
Во-первых, подобные центры подготовки ручаются за квалификацию своих преподавателей. Будущие абитуриенты, ищущие репетиторов через Интернет, обычно сталкиваются с риском приобрести «кота в мешке». Во-вторых, одним из неудобств занятий с частным репетиторством является выбор места занятий, и центр подготовки решает данную проблему, предлагая своим клиентам комфортный офис, оснащенный необходимой техникой и мебелью.
Перед тем, как начать
Определитесь с тем, какие услуги будет предоставлять ваш центр. Не обязательно сразу включать в учебную программу подготовку к ЕГЭ по всем школьным курсам. Некоторые предметы в силу своей специфичности пользуются невысокой популярностью среди учеников, поэтому на первоначальном этапе становления бизнеса от них лучше отказаться. Удобнее и рентабельнее будет сделать упор на дисциплины, обязательные к сдаче (русский язык и математика), и наиболее популярные предметы (в 2020 году это были физика, обществознание, история и биология).
Именно по данным направлениям нужно набрать штат преподавателей (на данном этапе целесообразно соблюдать соотношение «1 преподаватель – 1 дисциплина») и составить программу курсов подготовки к госэкзаменам. Последний пункт нуждается в тщательной разработке и контроле со стороны профессионалов. Программа курса должна включать совершенствование знаний по предмету и наработку навыков ответов на различные варианты экзаменационных заданий – от тестовых до творческих.
Кроме того, нужно составить расписание занятий с упором на вечерние часы (так как днем будущие абитуриенты заняты в школе). Примерное время работы подобных центров – 16.00 – 22.00. За это время можно провести три занятия продолжительностью по 2 часа или два занятия по 3 часа. Грамотно составленное компактное расписание позволит организаторам на первом этапе обойтись однокомнатным офисом (что в свою очередь сделает аренду доступной).
Плюсы и минусы ЕГЭ
Типы заданий, которые появляются на ЕГЭ, как правило, известны. В какой-то степени это напоминает вузовский экзамен, когда человек должен отвечать по билетам, но эти билеты ему раздают заранее, и его задача — просто выучить. В этом, в общем-то, суть ЕГЭ.
Что мне самому нравится в этом экзамене, так это четкость. Есть кодификатор, своего рода перечень формул и знаний, которые будущий абитуриент должен знать. Какая задача под каким номером по какой теме и уровень сложности этих задач просматриваются в пробниках или книжках по подготовке.
Но есть в системе ЕГЭ, конечно, и свои проблемы. В прошлом году мы готовили ребят и заметили, что результат оказался несколько ниже того, что они демонстрировали на пробных экзаменах. Оказалось, что в 2020 году это была глобальная проблема, потому что организаторы ЕГЭ по математике решили внезапно поставить вместо каких-то стандартных заданий, которые ребята уже до уровня автоматизма научились решать, более сложные. Тем не менее в целом такая система гораздо более предсказуема по заданиям. К тому же она не предполагает никаких дополнительных вопросов. По-моему, все абсолютно прозрачно и, если человек хочет сдать на 100 баллов, то он без проблем сдаст, главное — то, насколько интенсивно он готовится. И, разумеется, это гораздо проще, чем, например, идеально сдать вступительные экзамены в вуз, как это было раньше.
У ЕГЭ есть некоторая специфика: человек должен отучиться в школе, где ему объяснят материал, потом из этого материала он уже должен какие-то фрагменты тренировать, а какие-то может благополучно забыть до университета, потому что их просто не спросят. В связи с этим для успешной сдачи ЕГЭ надо либо в школе организовывать специальные дополнительные занятия, где люди будут подтягивать знания по тестам, либо ориентироваться на дополнительные занятия.
До того, как я начал заниматься онлайн-школой, я работал репетитором, и у меня не было возможности сравнить уровень подготовки детей в регионах и в столице. Сейчас я могу сделать вывод, что уровень в регионах местами чуть ниже. Но что касается вопроса мотивации ребят из некрупных городов, то она в разы выше, чем в столице. Ребята из регионов хватаются за каждую возможность как-то поднять свой уровень, серьезно относятся к процессу подготовки. На наших курсах в этом году много ребят училось из Воронежа, в итоге они все дружно поступили в МГТУ им. Баумана.
Документы и лицензии
Существуют два варианта юридической регистрации в данном бизнесе – это индивидуальное предпринимательство в сфере дополнительного образования (ИП) и негосударственное образовательное учреждение (НОУ).
Регистрация ИП отличается простотой и отсутствием многих формальностей (не обязательно покупать кассовый аппарат и получать разрешение СЭС на открытие офиса, а также заводить санитарные книжки для своих сотрудников). Главным минусом ИП в данном случае является невозможность посредничества, то есть владельца центра не имеют права нанимать на работу сотрудников. Договор об оказании услуг ваши клиенты заключают непосредственно с преподавателями – именно они должны быть зарегистрированы в качестве ИП (что, в свою очередь, налагает на них обязанность по уплате налогов).
НОУ, напротив, более удобно для преподавателей (которым в таком случае не нужно заботиться о налоговых выплатах), но и более обременительно для владельцев бизнеса. Для получения лицензии необходимо предоставить информацию о соответствии учебных помещений нормам ЭС, заключение пожарной службы, сведения о материально-технической базе центра, методический план занятий, сведения о численности штата преподавателей и примерном количестве учеников и некоторые другие сведения. Зато, имея лицензию на открытие НОУ, вы сможете официально принимать на работу преподавателей и других сотрудников.
Основные риски
Одним из минусов бизнеса по централизованной подготовке к госэкзаменам является его сезонность. Как правило, подобные центры востребованы с сентября по май-июнь, и создается риск, что два-три месяца «простоя» окажутся убыточными в плане аренды, ведь в летние каникулы школьники предпочитают отдыхать, а не заниматься.
Чтобы жаркие месяцы не стали месяцами вынужденного простоя, многие владельцы центров по подготовке к ЕГЭ открывают на их базе детские или семейные клубы. В каникулы особенно актуален первый вариант – многие родители, занятые на работе, с удовольствием отправляют туда своих детей. Таким образом, чадо не просто «прогуливает» свободные дни, а оказывается вовлеченным в творческие проекты, развивает свои таланты и, что немаловажно, находится под присмотром.
Технология обучения на курсах по подготовке к ЕГЭ
Подготовка выпускников школ к сдаче ЕГЭ – очень актуальная тема в России. Для этого необходимо открыть курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ. Для начала, надо определить предметы, по которым будет, проводится обучение. Самыми востребованными являются курсы по математике и русскому языку, так как они являются обязательными к сдаче. Далее надо определится с дополнительными предметами, например, обществознание и физика. Затем надо подобрать преподавателей, желательно в возрасте до 40 лет, имеющих классическое высшее педагогические образование и опыт в подготовке к сдаче ЕГЭ.
Местоположение
Идеальное место для открытия центра подготовки к ЕГЭ – это центральные районы города. Чем ближе ваш офис к центру города, тем больше проходимость в данном месте и тем удобнее он расположен для потенциальных клиентов. К тому в центральные районы легче добираться практически из любой точки города.
Цены на аренду в разных субъектах РФ, разумеется, имеют достаточно широкий диапазон, однако примерный «коридор» — 500-1500 рублей в месяц за один квадратный метр (цены указаны с увеличением от периферии к крупным городам). Как было уже сказано выше, при грамотно составленном расписании для нормального функционирования центра будет достаточно однокомнатного помещения, рассчитанного на десять-пятнадцать рабочих мест. Примерная площадь подобных классов – 25-30 квадратных метров. Помните, что офис в обязательном порядке должен соответствовать общим нормам СанПиН.
Кадры
Квалифицированные педагоги, обладающие серьезным педагогическим опытом и разбирающиеся во всех нюансах формата ЕГЭ – это главная составляющая успеха вашего будущего бизнеса. Собственно, знания и навыки педагогов – это тот товар, который центр подготовки к ЕГЭ предлагает своим клиентам, поэтому к выбору кадрового состава нужно подойти крайне ответственно.
Обязательными требованиями к кандидатам, желающим работать в вашем центре, являются наличие педагогического образования и педагогического стажа, а также опыт подготовки учеников к аттестации именно в формате ЕГЭ (каким бы знатоком своего предмета ни был учитель, отсутствие последнего пункта в резюме делает его бесполезным для данного бизнеса).
Универсальным средством рекрутинга кадров является Интернет – здесь на помощь придут и различные HR-порталы (как региональные, так и всероссийские – на них можно размещать объявления о вакансиях центра и самостоятельно искать резюме), и социальные сети. «ВКонтакте», как самая крупная и популярная российская соцсеть, будет особенно полезна — обязательно нужно создать группу, посвященную деятельности центра. Через эту группу вы сможете не только рекрутировать преподавателей, но и осуществлять пиар бизнеса.
Чтобы привлечь к сотрудничеству преподавателей, большинство из которых привыкло использовать в качестве источников дополнительного (а то и основного дохода) частное репетиторство, нужно будет проявить гибкость. Частное репетиторство не облагается налогами, поэтому своим новым сотрудникам вы должны предложить условия, которое перекроют преимущества данного заработка. Основными бонусами сотрудничества педагога с центром подготовки к ЕГЭ, без сомнения, являются стабильность и более спокойный формат работы – учителю больше не нужно осуществлять поиск учеников и ездить по различным адресам для проведения занятий (как вариант – принимать учеников у себя дома, что также создает определенные неудобства для педагога и его семьи). К тому же в уютном и оборудованном офисе можно проводить не только индивидуальные консультации (основной формат занятий, практикуемый репетиторами), но и занятия в группах, что приносит больший доход.
Консультация «Как подготовить детский сад к открытию после длительного перерыва»
Консультация
«Как подготовить детский сад к открытию после длительного перерыва»
Работать в стопроцентном прежнем режиме детские сады пока не смогут. Но возобновлять работу уже можно – постепенно, аккуратно, с учетом последних рекомендаций Минпросвещения и Роспотребнадзора. В каком порядке выходить из надоевшего режима ограничений, какие документы для этого подготовить.
Когда откроют образовательные организации
Роспотребнадзор анонсировал три этапа снятия ограничений (письмо от 01.05.2020 № 02/8526-2020-14). Минпросвещения поддержал план действий, который связан с образовательными организациями (письмо от 12.05.2020 № ВБ-1007/03). Первый этап региональные власти запускают уже сейчас, для себя могут разбить его на подэтапы. Точные даты каждый регион определяет самостоятельно исходя из эпидемиологической обстановки. Какие-то ограничения при этом могут оставить еще на время.
Важно
Цель властей на каждом этапе – расширить список общественных мест, где люди будут больше контактировать друг с другом.
Первый этап.
Ограничения снимают с занятий физкультурой и спортом на открытом воздухе, прогулок с детьми. Разрешают работу объектов торговли и услуг небольшой площади с соблюдением социальной дистанции посетителей. Санитарный режим сохраняется: в общественных местах, которые открыты, и в транспорте нужно надевать маску и перчатки. Образовательные организации на этом этапе продолжают работать в режиме ограничений.
Пример
Как в Москве
В эпицентре пандемии – в Москве – уже открыты промышленные предприятия и стройки, возобновляют работу МФЦ, каршеринг. Физкультура и спорт здесь пока под запретом. Школы продолжают работать дистанционно, детские сады – в режиме дежурных групп. В школах даже последние звонки прошли онлайн.
Второй этап.
Могут снять ограничения на прогулки с членами семьи, откроют объекты сферы торговли и услуг большей площади, но с ограничением числа посетителей. Школы в этот период работают с выпускниками дистанционно, детские сады – все еще в режиме дежурных групп. Но дежурные группы доступны для всех семей, у которых нет возможности оставить ребенка дома. Возьмите с таких родителей специальные заявления, составленные по нашему шаблону.
Пример
Как было раньше
С 12 мая дежурные группы постепенно открываются для всех детей независимо от профессии родителей. До этой даты они были доступны только детям врачей, пожарных, полицейских и других социально значимых сотрудников.
Третий этап.
Роспотребнадзор предлагает открыть места отдыха населения – парки и скверы при соблюдении условий социального дистанцирования. Также постепенно начнут открываться предприятия сферы торговли и услуг без ограничения площади объектов и числа посетителей. На данном этапе планируют открыть и все образовательные организации. Режим работы будет штатным, но меры санитарной безопасности все равно придется соблюдать.
Как это правильно делать?
Внимание
Сроки открытия образовательных организаций определят главы регионов
Если санитарная обстановка будет благоприятная, то ограничения ослабят и установят порядок возвращения в штатный режим работы. Если эпидобстановка остается напряженной, то ограничения на работу могут сохранить. Например, мэр Москвы заявил, что летом 2020 года детские сады в столице продолжат работу в ограниченном режиме дежурных групп. Родители должны сами решать, водить ли ребенка в детский сад в это время или нет. По словам министр просвещения С. Кравцова, режим дежурных групп будет основным для детских садов в большинстве регионов этим летом.
Если эпидситуация останется неблагоприятной, запрет на работу ОО не снимут. Также его могут вернуть уже после отмены, если зафиксируют рост заболеваемости. В этом случае продолжайте трудиться, как при режиме нерабочих дней (подп. «б» п 1 Указа Президента от 11.05.2020 № 316). Организуйте в детском саду дежурные группы и удаленное взаимодействие с родителями дошкольников.
Чтобы не пропустить сроки открытия образовательных организаций в вашем регионе, рекомендуем отслеживать нормативные акты региональных властей. Мы тоже будем следить за ситуацией и обязательно поделимся с вами последними новостями в этой программе
. Дочитайте ее до конца, чтобы:
– правильно перезапустить работу детского сада после длительного режима ограничений;
– сформировать план летней работы, который позволит вашему детскому саду избежать простоя этим летом;
– утрясти наболевшие кадровые вопросы, которые накопились за время пандемии;
– внедрить в детском саду дистанционный формат работы и подстраховаться на случай второй волны пандемии.
Как подготовить детский сад к открытию
Когда глава региона даст разрешение, подготовьте детский сад к открытию с учетом рекомендаций Минпросвещения и Роспотребнадзора (письма от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24, от 12.05.2020 № ВБ-1007/03). Оповестите об этом работников, сообщите об изменениях родителям детей, обеспечьте безопасные условия труда, обучения и воспитания.
Оповестите сотрудников детского сада.
Сообщите, что возвращаетесь к очной работе и предупредите, что режим может измениться, если ухудшится санитарная обстановка. Издайте приказ о возобновлении работы. В преамбуле укажите региональный нормативный акт, на основании которого действуете, а в тексте – дату открытия детского сада. Ознакомьте с приказом всех работников. Сделайте это любым удобным способом – по электронке, телефону или сообщением в общем чате. Тех, кто уже возобновил работу, ознакомьте под подпись. Используйте наш образец приказа.
Проверьте список работников. Во многих регионах сотрудники старше 65 лет и с хроническими заболеваниями все еще обязаны соблюдать домашний режим. К работе их допускать нельзя. Направьте всем перечень хронических заболеваний, который установлен в регионе. Попросите любым способом сообщить о наличии заболеваний из перечня.
Важно
Сотрудники старше 65 лет или с хроническими заболеваниями пока могут продолжить удаленную работу. Возвращайте их в штатный режим, когда снимут ограничения.
Проинформируйте родителей дошкольников.
Сообщите, с какого числа запускаете работу в штатном режиме. Разместите информацию на официальном сайте детского сада. Поручите заместителям разослать ее родителям через мессенджеры. Объясните, что возможны изменения, которые зависят от санитарной обстановки в регионе. Попросите регулярно проверять сайт детского сада, чтобы не пропустить ничего важного. Обратите внимание родителей, что они должны представить справку о состоянии здоровья ребенка, если тот не ходил в детский сад больше пяти дней. В ней указывают диагноз, длительность заболевания, сведения о том, что ребенок не контактировал с инфекционными больными (п. 11.3 СанПиН детского сада).
Дополнительно опубликуйте на сайте информацию, которая поможет родителям контролировать детей, самим соблюдать гигиену и профилактические меры во время инфекционных заболеваний. Информацию можно взять из совместного письма Роспотребнадзора и Минпросвещения от 07.02.2020 № 02/1814-2020-23, СК-32/03. На основании этого письма мы уже подготовили для родителей памятку.
Подготовьте здание и помещения детского сада.
Создайте безопасные условия труда сотрудников, обучения и воспитания дошкольников. Роспотребнадзор рекомендует приобрести в детский сад бактерицидные установки и поставить их в помещениях для детей и работников. Еще понадобятся дозаторы с антисептиками для рук – они должны стоять на видном месте при входе в здание детского сада и рядом с мылом в санузлах (п. 7 и 14 Рекомендаций к письму Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24). Вывесите рядом с дозатором сигнальную наклейку с инструкцией по использованию. В остальных помещениях расставьте дозаторы по своему усмотрению.
Прежде чем открывать детский сад, проведите генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств (п. 1 Рекомендаций к письму Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24). Разместите при входе в здание новую памятку Роспотребназора. Она поможет сотрудникам, родителям и детям разобраться в предстоящих изменениях.
Памятка. Как теперь работают образовательные организации
Составьте приказ о режиме работы детского сада.
Определите порядок ближайшей работы детского сада в приказе. В вводной части приказа сошлитесь на региональный акт, по которому детский сад вправе возобновить свою деятельность. Даже если вы пока будете работать в режиме дежурных групп. В тексте укажите новый режим работы и укажите, как работать подчиненным. Отдельными пунктами распишите поручения для них.
Подпишите приказ об открытии дежурной группы.
Приказ понадобится, если раньше в вашем саду дежурных групп не было. Если были, пропускайте этот документ.
В приказе укажите день начала работы групп, распишите поручения ответственным работникам. Оформите приложения к приказу и укажите там состав групп и режим дня для детей.
Когда в вашем регионе разрешат возобновить нормальную работу детских садов, дежурные группы закройте. Издайте приказ после того, как поступит распоряжение от региональных властей или учредителя.
Пример
Когда еще можно закрыть дежурные группы
1. В стране или регионе сняли режим самоизоляции.
2. В работе группы нет необходимости: родители отказались водить детей в садик.
Если нужно, издайте приказы о зачислении детей в дежурную группу.
Если после открытия дежурных групп от родителей поступают новые заявления, то принимайте в группы детей отдельным приказом. Укажите в нем номер дежурной группы, в которую принят ребенок, и с какого числа. Затем отдельной строкой дайте поручение ответственному работнику ознакомить родителей с решением о зачислении ребенка в группу. Рекомендуем делать в день, когда приняли ребенка.
Оформите допсоглашения с работниками.
Постепенно возвращайте педагогов с дистанционной работы. Для этого предложите считать новым местом работы местонахождение детского сада.
Оформите приказ о списании продуктов питания.
Если до настоящего момента в детском саду не было дежурных групп, значит, могли остаться просроченные продукты. Спишите их, когда возобновите работу. Для этого издайте приказ об инвентаризации. Определите в нем состав инвентаризационной комиссии и сроки, в которые нужно проверить запасы продуктов.
Подготовьте журналы учета температуры и доступа к работе, выдачи масок и перчаток.
Когда сотрудники и дошкольники выйдут в детский сад, понадобится внимательно следить за состоянием их здоровья. Для этого поручите медсестре два раза в день всем измерять температуру, а ответственному за охрану труда – выдавать маски и перчатки. Принимайте эти меры, если такое требование действует в вашем регионе или по своему усмотрению. Сведения о температуре и выдаче средств индивидуальной защиты поручите отмечать ответственным работникам в журналах учета.
Внимание
На время откажитесь от утренников, родительских собраний и других массовых мероприятий
Когда детский сад войдет в штатный режим работы, утренники, родительские собрания, совещания с коллегами все равно какое-то время останутся под запретом. Сейчас нельзя проводить очные массовые мероприятия, в том числе на базе образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24). Или детский сад оштрафуют на сумму от 200 000 до 500 000 руб., а заведующего – на 50 000-150 000 руб. (ст. 6.3 КоАП). Выход – перевести все в дистанционный формат.
Маркетинг
Персональный сайт – это часть имиджа любого бизнеса. Виртуальная «визитная карточка» должна иметь привлекательный и лаконичный дизайн, отражать основную информацию о деятельности вашего центра (перечень предметов, стоимость и расписание занятий, список преподавателей с указанием их квалификации, адрес и контакты, и т.д.) и не отличаться чересчур сложной навигацией. «Цена вопроса» начинается от 10-15 тысяч рублей. В дополнение к сайту желательно создать страницу в социальной сети, поскольку будущие абитуриенты (и многие их родители) обычно являются адептами «ВКонтакте» и «Инстаграма». Цена за ведение группы «ВК» состаляет около 2 тысяч рублей за месяц, в «Инстаграме» — около 1 тысячи. Однако функцию контент-менеджмента в соцсетях, так же, как и ведение сайта, можно делегировать администратору центра.
Хорошей рекламной площадкой в данном случае будут являться тематические места (например, магазины канцтоваров, книжные магазиины и точки продажи подростковой одежды и школьной формы, а также стенды, расположенные рядом с учебными заведениями). Кроме того, можно размещать рекламу в автобусах или лифтах (цна за одно рекламное место в одном лифте или одном автобусе за месяц состаит порядка 2 тысяч рублей).
Поступление в бизнес
— Юра, сдавал ли ты ЕГЭ, когда заканчивал школу?
— В 2006 году, когда я заканчивал одиннадцатый класс, ЕГЭ уже вводили, и мы его сдавали в тестовом порядке тоже. Но в институт я писал экзамены. И история поступления в МФТИ — это начало моего бизнеса. Я всегда любил математику, ездил на олимпиады. А физику ненавидел, никогда её не учил, на уроках списывал — в физике я был ноль, честное слово.
Однажды одноклассница потащила меня на физтеховскую олимпиаду, которая проходила в марте. Я написал математику на 10 или 9, это был уже проходной балл. А по физике не понял ни одной задачи, но написал «решение» всех номеров, и мне поставили 2 балла – наверное, за чувство юмора.
Оставалось два шанса. В апреле должна была состояться еще одна олимпиада, и в июле — сами вступительные экзамены. Я решил готовиться сам, без репетиторов. И не стал применять методы типа «прорешивать варианты». Мне уже тогда было понятно, что они не работают, если человек не понимает тему.
Я начал разбираться с тем, как за короткий срок действительно понять, выучить, получить системные знания, усвоить большой объём информации. И ответ был прост – надо идти последовательно. Как бы ни хотелось побежать вперёд, перескочить. Всё-таки объём огромный: в Физтех всегда было трудно поступить, и сейчас у него один из самых высоких проходных баллов в стране.
На следующей олимпиаде я переписал физику уже на 5 баллов. Эта оценка была для меня показателем: то, что я делаю, — работает. По факту я за месяц выучился с нуля до 5 баллов. И следующие 2 месяца я был безвылазно дома, никуда не ходил, продолжал учить. В итоге написал физику на 9 баллов и поступил.
— Эти методы обучения ты теперь применяешь в своей школе?
— Я их применял и к себе во время учёбы в вузе, и с первыми учениками, которые появились у меня уже на втором курсе.
Идея школы появилась не сразу, были другие бизнес-проекты – например, сайт «Курсомания», на котором мы собирали и продвигали все курсы, существующие тогда в Москве. Я рассматривал и другие идеи дохода – например, работать на четырёх работах. Поставив себе планку иметь 80 тысяч рублей в месяц, я серьёзно составлял расписание, в которое входили работа продавцом в Zara, репетиторство, работа дворником и еще что-то.
Но потом пришло понимание, что больше всего мне нравится преподавать. И тогда я придумал название – «Школа математики Юрия Спивака», зарегистрировал домен, снял комнату в бизнес-центре и сказал своим ученикам, которых у меня было восемь, что теперь преподаю в группах. Кому-то из ребят не подошло расположение, кто-то посчитал, что в группах занятия будут неэффективными. И я начинал в феврале 2011 года с тремя учениками, каждый из которых занимался в «группе», состоящей из одного человека — потому что они все были разных возрастов.
Тогда я кое-как начал давать объявления в Яндекс.Директе, и этот учебный год закончил кажется, с двенадцатью учениками.
— Кроме контекстной, у тебя была какая-то еще реклама?
— В то время я мыслил не цифрами, а качественными категориями типа «хорошо», «плохо», «прикольно». Тогда хорошо и прикольно мне показалось записывать видеоуроки. Я взял актуальные варианты ЕГЭ и по ним начал записывать видео с решением. Потом раскидал эти записи по тематическим группам ВКонтакте. Да, еще я создал свою группу ВК — без оформления, картинок, текста. В качестве аватарки стоял знак вопроса, был только призыв вступить в группу.
И забыл об этом. Когда учебный год закончился, я подумал, что надо развивать группу и полез в ВК. И я увидел, что в мою группу уже набралось две с половиной тысячи человек – люди смотрели видео, приходили в группу. Всего просмотров было 100 тысяч.
— И видеоуроки обеспечили тебе поток на следующий учебный год?
— Отчасти. Бизнес-центр, в котором я работал, закрылся. Других подходящих помещений не было. Я искал в ЦИАНе, и при этом никогда не выбирал ничего внутри Садового кольца, для меня там было дорого. Я уже в отчаянии вбил станцию метро «Театральную», и тут показался офисный центр, в котором мы и сейчас работаем. Там 3 кабинета стоили 50 тысяч в месяц, меньше нельзя взять. Для меня это было очень много, но других вариантов не было.
Появились первые клиенты с Яндекс.Директа, и с видеоуроков. Некоторые ученики приходили, когда еще не было мебели. Я ходил по кабинетам и говорил: вот здесь будет стол, здесь – стул. Позже, в конце учебного года, я спросил одну из выпускниц, почему она не сбежала, когда ей показывали пустые комнаты. Она сказала: «А я до этого смотрела видео, влюбилась в твоё объяснение решения, и мне было неважно, где будут проходить занятия». Тогда я почувствовал силу контент-маркетинга. В тот год мы выпустили 93 ученика.
Оборудование
Основной инструмент педагогов центра – это их опыт и знания, поэтому больших вложений оборудование офиса не потребует. Тем не менее, необходимо создать достойные условия для труда педагогов и занятий учеников, другими словами – сделать ваш офис таким местом, где приятно заниматься и ничто не отвлекает от учебного процесса. Для этого нужно арендовать подходящее помещение (непременно с хорошей звукоизоляцией, чтобы посторонние звуки извне не мешали занятиям), оснастить его необходимой учебной мебелью (стулья, столы, шкафы, оргтехника и проектор), закупить учебные пособия. Затраты на данные статьи (вместе с арендой) в среднем составляют 100-200 тысяч рублей.
Рентабельность
Средняя стоимость одного часа занятий с частным репетитором составляет 300-500 рублей. Чтобы не потерять клиентов, эксперты рекомендуют повышать данную цифру не более чем на 100 рублей в час. При этом большинство действующих центров по подготовке к ЕГЭ придерживаются практики единовременной оплаты всего учебного курса либо разбивают оплату на две части. Средняя цена на курсы — 15 тысяч рублей за один предмет (5-6 месяцев, два занятия в неделю, длительность занятия – 3 часа). Что касается ежемесячной оплаты труда преподавателей, то наиболее распространенный вариант здесь – процент от общего дохода с ученика или группы (в среднем – 15%).
Допустим, если группа составляет 10 человек, каждый из которых приносит в центр по 15 тысяч рублей, то доход от группы за полный курс обучения составляет 150 тысяч, а месячный доход – 25 000. Заработная плата преподавателя за ведение одной группы в месяц составит порядка 3800 рублей.
Финансовые показатели проекта
Первоначальные финансовые вливания будут включать в себя расходы, связанные с арендой помещения, ремонтом, приобретением всей необходимой мебели, техники и оборудования, а также государственной регистрацией организации. В различных случаях в зависимости от региона расположения учреждения, площади помещения, а также количества приобретаемого оборудования, офисной техники и мебели, стартовые инвестиции варьируются от одного до шести миллионов рублей.
Текущие ежемесячные траты состоят из арендной платы, заработной платы педагогическому составу и другим сотрудникам, расходов, связанных с маркетинговой и рекламной кампанией, а также прочих затрат.
Доходная часть формируется за счет платы за обучение и напрямую зависит от потока клиентов вашей организации. Чистая прибыль будет зависеть от регулярного количества клиентов, а также от размеров ежемесячных расходов и вашего умения экономить.
Бизнес в образовательной сфере всегда будет оставаться в достаточной степени востребованным видом предпринимательства, обеспечивающим стабильно высокий уровень постоянного дохода. Средний срок окупаемости проектов, как показывает практика, составляет от одного года до двух лет.
Резюме
Какой бы критике не подвергались формат и процедура единого государственного экзамена, в ближайшее время данная форма оценки школьных знаний прекращать свое существование не собирается. Не стоит также забывать и про ГИА – «младшего брата» ЕГЭ. Поэтому услуги дополнительного образования всегда будут пользоваться спросом. С другой стороны, затраты на открытие бизнеса по подготовке весьма небольшие (даже в Москве и Санкт-Петербурге стартовый капитал в данной сфере редко превышает 300 тысяч рублей). Совокупность двух вышеозначенных факторов делает открытие центра по подготовке к ЕГЭ перспетивным и не очень сложным вариантом способа получения прибыли.
О чем еще стоит помнить
Открытие магазина – важное событие, позволяющее презентовать себя потенциальным покупателям. Проведение мероприятия в честь открытия – задача не из легких и помимо написания сценария, подбора подходящего персонала и изготовления POS-материалов, существует еще несколько моментов, о которых не стоит забывать.
В первую очередь, необходимо обеспечить транспортировку и логистику оборудования и инвентаря, позаботиться о техническом сопровождении мероприятия и заранее купить или взять в аренду музыкальную аппаратуру, световое оборудование и др. Также важно не забыть об украшении и тематическом оформлении площадки и организации монтажа и демонтажа сложносоставных конструкций для оптимального функционирования проекта.