Личный опыт: я сходил на бизнес-тренинг и не разбогател


Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в комментариях.

Вы можете зарабатывать миллионы, каждый день просыпаться счастливым и разъезжать по городу на последнем BMW — именно такие обещания звучат со сцены большинства бизнес‑тренингов. Коучей, которые готовы поделиться секретами богатства, становится всё больше. Правда, золотые горы после обучения ждут далеко не всех. Лайфхакер поговорил с людьми, которые отправились на поиски счастья, но в итоге потратили больше, чем заработали. Герои рассказали, что заставило их усомниться в честности гуру, как обучение устроено изнутри и почему шанс превратиться в последнюю сволочь гораздо выше, чем стать миллионером.

Как открыть свое дело?

Курсы позволяют начинающим бизнесменам быстро изучить теорию и перейти к практике. Ведь многие предприниматели на старте сталкиваются с одними и теми же проблемами. Как правило, им не хватает ни знаний, ни практического опыта. Особенно если речь идет о новых отраслях. Например, интернет-маркетинге, умении выстраивать онлайн-продажи и т.д.

Любопытно, что подобные навыки обычно не дают в российских вузах. Ведь большинство из них имеют давно устаревшие программы обучения, которые не применимы к нынешней реальности.

Как поступают те, кто хочет открыть бизнес?

  • Узнают все на собственном опыте.
  • Записываются на специализированное обучение, бизнес-тренинги в том числе.


Принципы организации и проведения бизнес-тренингов

В условиях возрастающей конкуренции одной из ключевых компетенций сотрудников (да и организации в целом) становится способность быстро и гибко реагировать на изменения внешней среды. Успешные компании отличаются от прочих, в первую очередь, тем, что они ориентированы на развитие, поддержание своей репутации и экологичность отношений (как внутренних, так и внешних). Вне зависимости от того, какая стратегия выбирается в качестве доминирующей, — реактивная или интерактивная — эффективно реализовать ее можно, только если …

Чтобы адаптироваться к окружающей среде и внутренним изменениям, современные организации тратят много усилий на обучение персонала, используя активные методы и современные формы обучения, в том числе и ставший очень популярным за последние 10 лет тренинг.

Термин тренинг появился в русскоязычной литературе как калька с английского — training. В широком смысле под тренингом понимается подготовка (Богомолова; Петровская, 1977), а в более узком — тренировка (Платонов, 1983). В 1970-е годы в ГДР под руководством М. Форверга (M. Vorwerg) был разработан метод обучения, построенный на использовании преимуществ групповой работы, получивший название социально-психологический тренинг.

Говоря о тренинге, обычно выделяют два ключевых момента: способ работы (активные методы обучения) и цели. Кроме того, в каждой конкретной форме групповой деятельности можно выделить ведущий и вспомогательные процессы, что позволяет построить удобную типологию таких форм. В тренинге можно выделить три относительно самостоятельных процесса (Х. Миккин — H. Mikkin, 1986):

  • обучение;
  • групповая динамика;
  • развитие личности.

Это объективные процессы, развивающиеся по своим законам, вне зависимости от того, знает о них что-либо тренер или нет. Все они имеют свои детерминанты, собственную динамику, поэтому требуют особого внимания тренера.

В основе понимания процесса обучения лежит теория социального научения А. Бандуры, согласно которой при формировании профессиональных умений происходит замена неэффективных моделей поведения новыми, более эффективными.

Процессы групповой динамики изучались в теории малых групп. Основная методическая задача тренера — использование эффектов и феноменов групповой динамики для интенсификации обучения за счет ускоренного прохождения первых малопродуктивных фаз группового развития и достижения рабочей фазы в течение первой половины тренировочного цикла.

Процессы развития личности в тренинге сознательно отводятся на задний план, так как основные его цели лежат в другой области. Поэтому для успеха обучения важно во время проведения тренинга сохранить status quo личности.

На сегодня выделяют несколько видов тренингов: личностного роста, социально-психологический, развития коммуникативных навыков, формирования профессиональных навыков и т. д. При обучении сотрудников компании используются различные виды тренингов в разном соотношении.

Реже всего встречается заказ на проведение тренинга личностного роста, целью которого является стимулирование личностного развития человека. Как правило, его организуют для топ-менеджеров компании.

Под социально-психологическим тренингом понимается комплекс методов психологического воздействия, направленных на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. Это своеобразная подготовка человека к общению, направленная на развитие его коммуникативной компетентности. Как отмечает Л. А. Петровская, социально-психологический тренинг не только развивает специальные умения (например, вести дискуссию), но и позволяет приобрести опыт анализа ситуаций общения. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе.

Основными методами, использующимися в тренингах этого типа, являются групповая дискуссия, игра, специальные упражнения («психогимнастика»). Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения. Обратная связь от других членов группы и от тренера, эффекты группового взаимодействия позволяют участникам не только анализировать свои коммуникативные стратегии, но и корригировать их, формировать более эффективные модели взаимодействия с людьми.

В бизнес-контексте тренинг — это активная форма обучения людей, направленная на приобретение знаний и формирование навыков, необходимых для повышения эффективности их профессиональной деятельности.

В настоящее время руководители (да и сотрудники) все реже задают вопрос: «А зачем нам нужен тренинг?» Менеджеры уже оценили его преимущества, увидели реальную пользу от обучения.

Предварительная оценка потребности в обучении помогает решить проблемы повышения мотивации участия в тренинге и учесть реальные запросы работников.

С помощью обучения сотрудников компании могут решаться различные задачи. По результатам проведенного нами в 2006 году исследования, это:

  • приобретение новых знаний и формирование новых навыков (прежде всего, профессиональных);
  • отработка стандартов профессиональной деятельности;
  • адаптация персонала;
  • командообразование;
  • обеспечение смены вида деятельности;
  • обмен опытом;
  • оценка результативности — обратная связь от сотрудников относительно эффективности деятельности;
  • выявление и обучение лидеров;
  • оптимизация расстановки кадров;
  • оценка совместимости работников;
  • повышение лояльности;
  • мотивация;
  • преодоление кризисного этапа в развитии организации;
  • раскрытие потенциала сотрудников;
  • разрешение конфликтных ситуаций;
  • улучшение психологического климата в коллективе;
  • формирование кадрового резерва.

Кроме перечисленных конкретных задач, тренинг способствует решению и более общих, — таких как организационная диагностика (выявление имеющихся ресурсов и ограничений — как человеческих, так и технических), организационное развитие, повышение эффективности деятельности организации и приобретение конкурентных преимуществ, развитие корпоративной культуры, улучшение имиджа организации и т. д.

Необходимость «включения» обучения в процесс совершенствования компании ставит перед его организаторами и тренерами новые задачи. Традиционное распределение ролей, когда руководители компании определяют проблемы, а специалисты в области обучения формулируют задачи обучения, а затем решают их с помощью проведения разовых курсов по отдельным дисциплинам или направлениям деятельности (планирование, финансы, вычислительная техника, психология общения и т. д.), совершенно неэффективно. Это «реактивный» подход.

Для достижения высоких бизнес-результатов следует привлекать специалиста в области обучения к анализу возникающих проблем на самых ранних стадиях. Современная модель обучения должна быть многофазовой. Мы предлагаем модель, включающую несколько последовательных шагов (рис. 1):

  1. Изучение планов и проблем организации.
  2. Определение потребностей в обучении.
  3. Администрирование обучения.
  4. Определение целей обучения.
  5. Разработка программы обучения.
  6. Проведение обучения.
  7. Оценка эффективности обучения.
  8. Посттренинговое сопровождение.

Рис. 1. Многофазная модель обучения

Разумеется, важны все шаги, но разработка стратегических целей компании и проведение организационной диагностики не входит в задачи бизнес-тренера, это обязанности «заказчиков». Однако понимать стратегию развития компании, знать результаты диагностики, чтобы уяснить проблемы организации необходимо как внешнему, так и внутреннему тренеру. В том случае, когда руководители компании делают целевой, четко сформулированный запрос на проведение тренинга, задачи тренера упрощаются. Но даже если этого не происходит, тренер может, составив представление о текущих проблемах организации, самостоятельно выявить потребности в обучении и предложить собственные варианты проведения тренинга.

Чтобы определить потребность в обучении — «желаемое состояние», необходимо сначала прояснить отношение сотрудников к обучению, темы, которые сотрудники компании считают важными и значимыми для ее эффективного развития. Способы оценки потребности в обучении приведены в таблице 1.

Табл. 1. Методы оценки потребности в обучении

Наблюдение
Групповое обсуждение
Анкетирование
Аттестация
Интервью
Заявка на обучение
Оценка качества обслуживания клиентов

Следующий этап — администрирование обучения. Наше понимание этого процесса отражено на рисунке 2. Он включает в себя такие этапы:

  • определение требований к рабочему месту;
  • оценка уровня квалификации сотрудников;
  • комплектация групп;
  • формирование бюджета обучения.

Рис. 2. Администрирование обучения

Оценку уровня фактической подготовленности работников нужно проводить обязательно, с тем, чтобы выяснить, каких именно знаний и навыков им недостает. Данные, полученные в ходе аттестации сотрудников, сверяются с описанием требований к рабочему месту и должностными обязанностями. Четко понимая, что они должны будут сделать завтра и что они умеют сегодня, люди лучше усваивают материал, активнее включаются в процесс обучения.

Оценка уровня квалификации сотрудников, формирование бюджета обучающих мероприятий и предварительная комплектация групп — это обязанности тренинг-менеджера, помощника бизнес-тренера. Тренинг-менеджер не проводит тренинги самостоятельно, его задача — определить, какое именно обучение и кому из сотрудников необходимо для достижения максимальных результатов на рабочем месте. Деятельность тренинг-менеджера по администрированию обучения включает решение всех организационных и финансовых вопросов; она проводится параллельно с другими этапами. Конечно, в небольших компаниях эти функции выполняет внутренний тренер или менеджер по персоналу.

Для более полного и точного определения целей обучения нужно выбрать подходящие методы сбора информации (табл. 2). Главное, следует помнить, что использовать методы необходимо комплексно, стараясь учесть мнения всех заинтересованных сторон: отдела управления персоналом, сотрудников и руководителей. Бланки анкет для определения потребностей в обучении сотрудников компании и необходимости проведения конкретного тренинга приведены в приложениях 1, 2.

Табл. 2. Методы сбора информации для определения целей обучения

Способы Преимущества Недостатки
Групповое обсуждение• принятие группового решения • принятие ответственности за тренинг • высокая мотивация участников • выявление скрытых конфликтов • диагностика участников • обобщение различных точек зрения, определение приоритетов• страх перед руководством • переход к рабочим моментам • может определить проблемы, но не причины • может выявить скорее давние проблемы, чем новые
Наблюдение• разнообразие получаемой информации • оценка сотрудников в реальной ситуации • не прерывает работу сотрудников• большие затраты времени • субъективность (поэтому требуется опытный, обученный наблюдатель) • наблюдатель может отвлекать своим присутствием
Анкетирование• экономия времени при сборе информации • получение большого количества информации • можно охватить множество людей • участники имеют время на обдумывание • удобство обработки • можно использовать повторно и сравнивать полученные данные• трудоемкая подготовка (если вопросы сформулированы не очень точно, то вся работа может оказаться неэффективной) • нет личного контакта • субъективность при обработке • требуется время для обработки информации • потеря информации • неоднозначность понимания вопросов анкеты • не все принимают участие • ограниченность полученной информации • возможность «социально желательных» ответов
Интервью• легкость проведения • гибкость • дополнительная информация • формирование имиджа тренера • представление о типах участников • достоверность информации от участников• сложность обработки и анализа • требует большого количества времени • субъективность оценки (поэтому нужен опытный интервьюер)
Тестирование• объективность • легкость обработки • выявление преимущественно ЗУН (знаний, умений, навыков) • экономия времени • автоматизация проведения, обработки и хранения данных • массовый охват • можно использовать повторно и сравнивать полученные результаты• ограниченность полученной информации • отсутствие личного контакта • возможность «социально желательных» ответов • возможность ошибок при заполнении теста • «жесткость» в выборе ответа
Аттестация• комплексность • четкие критерии оценки • объективность оценки • план развития сотрудников• страхи сотрудников • требует много времени и значительных финансовых затрат • сложности в организации • трудности вовлечения руководителей

Цели обучения необходимо рассматривать в общем контексте: в рамках проведения конкретного тренинга освоение определенных знаний, навыков и установок является целью, а для обучения в целом — только средством повышения квалификации, профессионального развития. Их также можно рассматривать на нескольких уровнях: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, то есть:

  • что участник должен узнать, какие навыки сформировать?
  • что он должен понять?
  • как (где) он сможет применить полученные знания и навыки?
  • что нужно проанализировать (предыдущий опыт, навыки, ситуацию, рабочие задачи и т. д.)?
  • какое новое понимание (ситуации, бизнес-процесса, направления деятельности, рабочих задач и т. д.) нужно сформировать?
  • как мы сможем узнать, что участник усвоил требуемые знания, освоил необходимые навыки?

Операционализация целей позволяет получить критерии для оценки эффективности, успешности проведения тренинга.

Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы можно было легко определить степень их достижения, достаточно точно измерить полученный результат. Рекомендуется использовать формулировки, в которых отражается то, что обучаемый в состоянии будет сделать в результате обучения. Поставленные цели должны быть:

  • достижимыми (реалистичными);
  • измеримыми;
  • ориентированными на задачи;
  • учитывающими уровень подготовки и мотивацию участников.

Наличие четко сформулированных целей позволяет разработать программу обучения, которая поможет эффективно решить реальные проблемы компании, поставить задачи, решаемые на каждой из фаз цикла обучения, выбрать стиль обучения (зависимый, сотрудничество, независимый) а также конкретные методы и приемы. Четкая постановка целей — первый шаг на пути написания «сценария» тренинга.

Можно выделить несколько основных принципов, в соответствии с которыми нужно разрабатывать программы тренингов:

1. Учет особенностей обучения взрослых (см. статью «Особенности обучения взрослых»). Обучение сотрудников нужно организовывать с соблюдением рекомендаций методистов, которые основываются на выявленных учеными и практиками особенностях психологии взрослых людей:

  • оценка уровня знаний и умений участников, комплектация групп с учетом этих данных;
  • опора на профессиональный опыт участников;
  • построение тренинга с учетом логики обучения взрослых (последовательная смена фаз обучения);
  • актуальность содержания программ обучения;
  • оценка потребности в обучении (до начала тренинга);
  • учет личностных особенностей участников;
  • соблюдение правил подачи обратной связи;
  • ориентация материалов тренинга на реальные задачи участников.

2. Структурирование обучения. Отведенное на обучение время необходимо тщательно структурировать, четко определяя начало и окончание работы, а также все перерывы. Кроме того, необходимо расписать:

  • продолжительность всех этапов тренинга;
  • запланированные виды работ и упражнений;
  • необходимые материалы и технические средства;
  • все виды результатов, которые должны будут получить/сделать участники во время работы.

Многие сторонники теории результативного обучения предлагают при обучении чередовать этапы приема и обработки информации. К примеру, Е. Лерер (E. Lehrer, 1992) говорит о «сэндвиче» обучения:

Особую практическую ценность для разработки программ имеет циклическая четырехступенчатая модель обучения и усвоения человеком новой информации Дэвида А. Колба (David A. Kolb) (см. статью «Особенности обучения взрослых»). Обучение должно опираться на конкретный опыт, включать рефлексивное наблюдение, теоретические обобщения и активное экспериментирование. Для того чтобы практический навык успешно сформировался в тренинге, группа обязательно должна «пройти» весь цикл Колба.

3. Использование активных форм обучения. Бизнес-тренинги предназначены в первую очередь для формирования новых профессиональных умений и навыков. Использование активных форм обучения гарантирует не только восприятие и понимание новых знаний, но и их активное «усвоение», прочное закрепление сформированных умений, развитие способности и повышение готовности применять их в дальнейшем на практике. Некоторая «драматургичность» взаимодействия, которую создает вовлеченность участников в активные формы обучения, позволяет преодолеть естественное человеческое сопротивление изменениям, помогает людям «принять» новые знания, интегрировать их с уже имеющимся опытом.

4. Включение каждого участника. Вовлекая участников в практическую деятельность, в работу группы, тренер эффективно удерживает их внимание и дает возможность каждому внести свой вклад в процесс обучения. Это делает участие в тренинге личностно значимым, повышает мотивацию участников, поскольку они становятся не только «получателями» готовых знаний, но и «соавторами» выводов и открытий всей рабочей группы. Вовлечение участников, их «причастность к процессу» положительно влияют на результаты обучения, поскольку позволяют им разделить общий успех и взять на себя часть ответственности за неудачу.

После того как мы получим информацию об ожиданиях и целях сотрудников, можно переходить к проектированию тренинга. Эта часть работы корпоративного тренера наиболее творческая и ответственная.

Приложение 1

АНКЕТА для изучения потребности в обучении

Уважаемые коллеги!

Мы планируем провести в нашей организации ряд обучающих мероприятий. Уверены, что наша совместная работа станет ступенью в достижении поставленных компанией целей. Обучение будет эффективнее, если Вы примете активное участие в его подготовке и проведении. При составлении программы обучения мы обязательно учтем Ваши потребности и пожелания.

С вопросами, возникшими при заполнении этой анкеты, обращайтесь к ________________ по тел. _____________. Ждем Вашего ответа в течение двух дней.

Спасибо!

Фамилия, имя (по желанию) ________________________ Отдел _________________________________________ Стаж работы в компании __________________________

Как Вы относитесь к возможности обучения сотрудников нашей компании?

  • Обучение необходимо проводить регулярно
  • Обучение иногда следует проводить
  • Это не нужно

Считаете ли Вы необходимым периодическое обучение на бизнес-тренингах и семинарах?

Нет
Для сотрудников:Да Нет

Для сотрудников каких подразделений нашей компании обучение наиболее необходимо? _______________________________________________ _______________________________________________

Если бы Вы были руководителем нашей компании и планировали программу обучения для сотрудников, с чего бы Вы начали? _______________________________________________ _______________________________________________

Ваши пожелания по проведению обучения в компании (время, количество участников, место и др.): _______________________________________________ _______________________________________________

Какие темы обучения, на ваш взгляд, будут полезны сотрудникам:

Отдел Тема

Готовы ли Вы лично принять участие в обучении?

ДаНет Другое ______________________

Какие сложности возникают у Вас в процессе выполнения работы? _______________________________________________ _______________________________________________

Какие трудности возникают у Вас при взаимодействии с другими сотрудниками компании? _______________________________________________ _______________________________________________

Дополнительные знания в каких областях помогли бы Вам повысить эффективность работы? В первую очередь:_______________________________________________ _______________________________________________ Во вторую очередь:_______________________________________________ _______________________________________________

Какие навыки могли бы помочь Вам лучше использовать рабочее время и больше успевать? _______________________________________________ _______________________________________________

Укажите наиболее приемлемые для Вас формы обучения:

  • Лекции
  • Тренинги
  • Семинары
  • Дистанционное обучение
  • Индивидуальное обучение
  • Круглые столы

Какие тренинги, семинары и курсы Вы посещали?

Мероприятие Что именно понравилось? Что хотелось бы изменить? Что используете на практике?

Если Вы уже участвовали в тренингах, семинарах и курсах, укажите, пожалуйста, какое влияние они оказали на Вашу работу и на деятельность компании _______________________________________________ _______________________________________________

Принимая участие в тренинге, скорее всего, Вы будете занимать следующую позицию (подчеркните):

  • Пассивную
  • Активную
  • Еще не знаю
  • Другое: ____________________________________

Большое спасибо! __________________________ Тренинг-менеджер (Ф.И.О.)

Приложение 2

АНКЕТА для изучения целей тренинга

Уважаемые коллеги!

Нам с Вами предстоит принять участие в тренинге «Техники эффективных продаж», который состоится _______________. Мы хотим уточнить Ваши потребности в обучении и понять, чего Вы ожидаете от тренинга. Для этого предлагаем заполнить анкету. С учетом Ваших пожеланий мы сможем сделать тренинг более эффективным, помочь вам достичь высоких результатов. Ваше мнение очень важно для нас, ждем ответов в течение двух дней.

Спасибо!

Ф.И.О. _________________________________________ Стаж работы ___________________________________ Должность _____________________________________

Принимали ли Вы ранее участие в тренингах? _________

Если да, то: В каких? Когда? _________________________________ Что именно было для Вас полезно? _________________ Что хотелось бы изменить? ________________________

Оцените степень важности для Вас этого тренинга по 10-балльной шкале:

1

2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обоснуйте, пожалуйста, свою оценку: _______________________________________________ _______________________________________________

Что вызывает у Вас наибольшие сложности в работе? _______________________________________________ _______________________________________________

Какие из указанных навыков Вы хотели бы улучшить («отработать» на тренинге)? Отметьте столько навыков, сколько считаете нужным:

  • Во время проведения тренинга я хотел (-ла) бы получить ответы на следующие вопросы:
Умения эффективного продавца Хочу улучшить (отметьте галочкой) Хочу отработать на тренинге (проранжируйте в порядке уменьшения важности)
Найти нового клиента
Презентовать товары и услуги
Эффективно вести переговоры
Убедить клиента по телефону
Добиваться результата
Работать с клиентской базой
Анализировать свою работу
Другое

_______________________________________________ _______________________________________________

  • Для меня будут полезны и важны следующие результаты тренинга:

_______________________________________________ _______________________________________________

Закончите, пожалуйста, фразы: «Я хочу, чтобы на тренинге было ____________________ «Я хочу, чтобы тренер _____________________________

Ваши опасения (сомнения) по поводу проведения тренинга: _______________________________________________ _______________________________________________

На Ваш взгляд, тренинг продаж — это (подчеркните):

  • Веселое времяпровождение
  • Общение
  • Приобретение навыков
  • Профессиональный рост
  • Другое ____________________________________

На тренинге я планирую (подчеркните):

  • Быть активным участником
  • Быть наблюдателем
  • Не определился
  • Другое _____________________________________

Большое спасибо! __________________________ Тренинг-менеджер (Ф.И.О.)

https://hrliga.com/i

Как действовать?

Осваивая бизнес-индустрию на собственном опыте, не приходится тратить средства. Однако это требует колоссальных временных затрат и фантастического терпения. Ведь на пути новичка поджидает немало ошибок. Редкий начинающий предприниматель способен справиться со всеми невзгодами и не сломаться.

Кроме того, некоторые из них могут обернуться финансовыми потерями.

Вот почему огромная категория начинающих предпринимателей предпочитает посетить тренинг по открытию бизнеса, который познакомит их с основными особенностями этой сферы и позволит избежать некоторых ошибок, что в долгосрочной перспективе сэкономит время, нервы и даже деньги.

Обязательно берите предоплату с желающих участвовать в тренинге или семинаре.

Практика показывает, что без предоплаты человек легко забывает о мероприятии и перестает отвечать звонки накануне, либо у него срочно появляются другие планы. Даже небольшая предоплата, хотя бы 1 000 рублей, поможет отсеять тех, кто и не собирался идти на тренинг. Тогда у вас будет реальная информация о количестве участников.

Так, многие тренеры и тренинговые компании продают первое занятие из месячного курса за относительно небольшую сумму, например, за 1 000 рублей, чтобы человеку было легче принять решение о покупке тренинга. Внесение этой небольшой предоплаты наверняка гарантирует посещение тренинга или семинара человеком, поможет ему удостовериться в его ценности и принять решение о покупке всего курса или всех занятий тренинга.

Такой, казалось бы, «длинный хвост продаж» наиболее эффективен с точки зрения увеличения продаж. Бывают случаи, что участник пробного занятия по его результатам покупает билет на другой тренинг или на этот же тренинг, но в другую дату и время.

С помощью нашего сервиса www.seminargroup.ru вы можете создать событие и настроить гибкую продажу разных типов билетов с разной стоимостью: билетов за первое занятие из курса, тренинга или семинара в качестве подтверждения серьезности намерений и билета в размере полной стоимости события.

Преимущества онлайн-тренингов

  • Доступность. Для посещения мероприятия понадобится только стабильный доступ в интернет. Это невероятно удобно. Особенно для тех, кто имеет основную занятость и не может тратить много времени на посещение офлайн-тренингов. Кроме того, это прекрасная возможность для тех, кто живет далеко за пределами столицы. Ведь в основном проводятся бизнес-тренинги в Москве.
  • Финансовая экономия. Офлайн-курсы для начинающих предпринимателей могут стоит в несколько раз дороже, чем их онлайн-версия. Это вполне понятно и обосновано. Офлайн-встречу ведущий должен организовывать каждый раз заново. В то время как онлайн-курс достаточно записать всего единожды, а в дальнейшем заниматься только обратной связью.
  • Тестирование. Если речь идет о новой нише бизнеса и вы еще не решили, стоит ей заниматься или нет, онлайн-тренинг по открытию бизнеса – это именно то, что вам нужно. При относительно небольших временных и финансовых затратах вам удастся поближе познакомиться с темой и принять финальное решение. Если оно будет положительным, никто не мешает посетить полноценные курсы по открытию своего бизнеса.
  • Постоянный доступ. Большинство онлайн-курсов не требуют вашего присутствия строго в указанное время. Даже если вы пропустите онлайн-лекцию по какой-либо причине. Просмотреть видеозапись можно будет в другое время. Кроме того, при желании можно возвращаться к ранее пройденным темам, повторять изученный материал и закреплять полученные знания.

Однако не обошлось и без недостатков. Например, прослушать материал по открытию бизнеса не удастся при отсутствии стабильного доступа в интернет.

«Ждала пошагового руководства „Как построить бизнес“»

Мария Шестерикова

Прошла тренинг «Концентрат» от Аяза Шабутдинова.

Я работала в региональной газете и пошла на бизнес‑тренинг, потому что отовсюду звучали фразы «Построй своё дело», «Ты что, хочешь всю жизнь работать на дядю?», «Твоя жизнь только в твоих руках». Я смотрела на успешный успех девочек, которые продают курсы по накачиванию жопы в Instagram, и поняла, что во всём этом нет ничего сложного: я тоже так смогу. Правда, почему‑то мне казалось, что для начала нужно обязательно пройти какой‑нибудь бизнес‑тренинг — он поможет мне понять, с чего начать. Подружка предложила записаться на «Концентрат 21.0.» к Аязу Шабутдинову — основателю группы компаний Like, и я согласилась. Можно было посмотреть трансляцию прямо из Самары, где я живу, но мы захотели узнать всё из первых уст, так что отправились на тренинг в Москву.

Про Аяза давно говорят, что он бизнесмен, который делает деньги из ничего. Якобы его родители из деревни, а он выбрался и поднялся. Я думала, что парень с таким бэкграундом точно сможет мне помочь, и ждала пошагового руководства «Как построить бизнес» для идиотов: хотелось, чтобы мне рассказали, как выбрать нишу и с чего вообще начать. Если учесть, что трёхдневный тренинг обошёлся всего в 500 рублей, рассчитывать на раскрытие вселенских тайн было крайне наивно.

Мероприятие проходило в большом красивом зале музея «Россия — моя история» на ВДНХ. Всё это длилось три дня, но мне хватило половины пятницы, чтобы понять, что это какая‑то херня. Мы сели в зал и начали слушать Аяза, но я довольно быстро осознала, что он озвучивает всем известные мотивационные фразочки из разряда «Большой путь начинается с маленького шага». Нам даже браслеты с этой надписью раздали.

Продолжилось всё не менее абстрактными выражениями: «Я смог, и вы сможете», «Через полгода работы я купил красный ламборгини». Параллельно с этим к нам подбегали незнакомые люди, которые приглашали нас в свою команду. Они называли себя тим‑лидерами и обещали включить в процесс нетворкинга — добавить в чат, где сидят все представители бизнеса. Чуть позже оказалось, что тим‑лидеры и представители бизнеса — это просто участники платных авторских программ, к которым на протяжении конференции всё и сводилось.

Между мотивирующими цитатами самого Аяза выступали участники его платных проектов, которые говорили: «Вау, я запустил крутой бизнес! Чтобы это сделать, вам нужно купить курс за 40 000 рублей». Потом на сцене снова появлялся Аяз и продолжал рассказывать, насколько у него всё круто.

Дважды за вечер на весь зал играла песня группы «Руки Вверх!» — кажется, «Крошка моя». Мы должны были браться за руки и прыгать под неё, потому что именно так происходит процесс сплочения и объединения. После второго такого мини‑концерта я взяла подругу за руку — и ушла.

Разочарование наступило почти сразу. Ты приходишь в обалденный зал и получаешь красивую раздатку, но вместо практических знаний слушаешь совершенно неинформативные вещи, которые сводятся к продаже собственных продуктов.

Но были и прикольные моменты. В раздатке я обнаружила «Дневник начинающего предпринимателя», где как раз и была приведена схема, которая помогает определиться с дальнейшими действиями: например, если у тебя ещё нет бизнеса, то в первую очередь нужно выбрать подходящую нишу. Более продвинутые ребята идут по другому пути — проводят маркетинговые исследования и составляют бизнес‑планы. Впрочем, дневник я открыла всего три раза. На второй и третий день мы не вернулись, потому что поняли, что нас снова ждёт гон, собирательство денег и попытка продать свои продукты.

Мне кажется, если у человека есть предпринимательские способности, то он разберётся и без бизнес‑тренингов. Возможно, они могут помочь людям, которые уже знают, чего хотят, и развиваются в конкретном направлении. Для меня, как для начинающего предпринимателя, тренинг оказался ерундой — я так и не поняла, с чего начать, чтобы открыть своё дело. Не вижу смысла тратить деньги и кормить подобных бизнес‑коучей.

На конференцию приехали 10 000 человек, каждый из которых отдал по 500 рублей, — вот вам и основа инфобизнеса.

На «Концентрат» я больше точно не пойду, да и на другой тренинг вряд ли. Моя подруга потом прошла этот же курс повторно и сказала, что ей понравилось. Видимо, вошла во вкус, слушая мотивационные цитатки. Бизнес я так и не открыла. Тешу себя надеждой, что моё время ещё не пришло: я так и не определилась, чем хочу заниматься. Правда, проблема тут скорее во мне, чем в неподходящих бизнес‑тренингах.

Преимущества офлайн-тренингов

  • Дисциплина. Здесь не получится найти отговорку, отложить лекцию на потом и т.д. Нужно быть не мероприятии в точно установленное время. Это мотивирует отложить все остальное и заняться делом. Иначе, не посетив бизнес-тренинги и семинары, вы не получите новых знаний и потеряете собственные деньги. Как правило, подобные мероприятия организованы по принципу предоплаты.
  • Обратная связь. На живом тренинге получить ее гораздо проще. Ведь можно просто ведущему, а не писать сообщения в чат, надеясь, что их заметят, а не пропустят мимо.

«Хочешь получать больше эксклюзивной информации и подсаживаешься на информационную иглу»

Глеб Лещенко

Прошёл десятки бизнес-тренингов по заработку в интернете.

Я увлёкся бизнес‑тренингами в 2012 году, когда закончил девятый класс. Мама порекомендовала мне курс от Азата Валеева — популярного интернет‑предпринимателя и миллионера. Он назывался «Прорыв в жизнь» и стоил 200 рублей. В течение недели автор рассказывал, почему работать на крупные корпорации не обязательно, как зарабатывать в интернете, что такое фриланс и инфобизнес. Мне понравилось, потому что на тот момент я получил новые знания и чуть лучше понял, как устроена жизнь. Сразу же после этого тренинга мне предложили пройти второй: он стоил уже не 200, а 1 000 рублей. На этом курсе мне чуть больше рассказали о том, что такое продажа информации и как можно развиваться в этом бизнесе.

После девятого класса у меня как раз было свободное лето, так что я начал изучать рынок информационного бизнеса и со временем даже начал писать собственные книги и курсы: о том, как создать свой блог на WordPress и собрать подписчиков в социальных сетях. Я в этом вопросе разбирался, потому что сам вёл блог и продвигал его. К тому же на моём счету было уже несколько пройденных курсов по этой теме и десятки просмотренных видео на YouTube. Мне казалось, что всё это очень интересно, поэтому я хотел развиваться в этом направлении в дальнейшем.

Тренинги я выбирал исходя из стоимости, тематики и продолжительности. Покупал практические курсы по заработку в интернете, но по пути на учёбу слушал бесплатные лекции по личностному развитию — скачивал их в плеер вместо музыки. При выборе практического курса для меня было важно, чтобы человек имел достойные показатели и гарантировал, что я получу конкретный результат: например, заработаю определённую сумму или подготовлю свой блог.

Цены на тренинги варьировались от 1 000 до 300 000 рублей. Я брал самые дешёвые пакеты — от 1 000 до 10 000 рублей, потому что на большее у меня не было денег. К тому же, мне кажется, выбирать тренинги за 60 000 рублей — это странно и не совсем разумно. Лучше эти деньги потратить на продвижение своих блогов или купить новую технику для улучшения контента. Впрочем, знаю людей, которые совершали подобные покупки, получали результаты и оставались довольны вложением.

Деньги, отданные за обучение, можно было забрать назад, если тренинг тебя не устроил. Правда, сначала ты должен доказать, что выполнял все домашние задания, иначе ничего не получится. К тому же после разбирательства автор стопроцентно бросит тебя в бан. Я никогда не хотел вернуть заплаченную сумму, потому что оставался доволен своими покупками.

Курсы по онлайн‑заработку содержали вполне понятные задания: создать сайт или проставить ссылки. Выйти на улицу и кричать, что я всё могу, или продавать вещи из дома никто не просил. Я прокачивал конкретные навыки продвижения в Сети и сразу же видел результат своих действий.

Впрочем, нестандартные задания иногда попадались в тренингах по личностному росту, которые я слушал по пути в колледж. Закомплексованным ребятам предлагали надеть сомбреро и яркую одежду, а затем пройтись по людной улице в центре города. Такие стрессовые ситуации были призваны помочь понять, что все проблемы находятся только в нашей голове и окружающим нет до них никакого дела.

Я подобные задания не выполнял. Мне это было и не нужно, ведь на тот момент я уже сам проводил вебинары и мастер‑классы в школах, университетах и различных организациях. Кроме того, у меня был собственный канал на YouTube, так что практики по раскрепощению оказалось вполне достаточно.

Тренинги, которые я прошёл, повлияли на моё мировоззрение и показали, что нужно развиваться, идти только вперёд, ставить цели и добиваться их. Я понял, что хочу ходить в кино и покупать технику на собственные деньги, поэтому нашёл способ зарабатывать. Конечно, в карманах не появились миллионы, но мне хватало на посиделки в кафе и небольшие безделушки, которые так нужны в подростковом возрасте.

Однако с 2014 года я стал проходить тренинги гораздо реже. Дело в том, что я выложил на YouTube самопрезентацию, в которой на протяжении 8 минут рассказывал, что изучал и как развивался. Видео разлетелось, и из меня сделали интернет‑мем. Люди начали смеяться и говорить, что я школьник, который рассказывает о заработке, но при этом выглядит довольно плохо: прыщи, ужасная причёска и скромные результаты. Это был звоночек, благодаря которому я впервые задумался о том, как выгляжу со стороны.

С этого момента я стал более осознанно подходить к тренингам и заметил, что из курса в курс повторяются одни и те же мысли из разряда «Нужно ставить цели». Я понял, что стоит меньше слушать и больше делать.

На курсах ты лишь представляешь, как открываешь бизнес и зарабатываешь миллионы, а на деле только слушаешь бизнес‑коучей и никуда не двигаешься.

К тому же тренинги похожи на бесконечный круговорот: после одного тебе предлагают второй, но он ещё дороже, чем предыдущий. Ты хочешь получать больше эксклюзивной информации и подсаживаешься на информационную иглу. Бездумно ходить на все тренинги подряд не очень хорошее и даже вредное дело. Если человек не умеет включать голову, то может неслабо затянуть.

Будьте аккуратны и обращайте внимание на преподавателя, который ведёт занятия. Если это Вася Пупкин из небольшого провинциального городка, который ничего не добился, то лучше не ввязываться в подобное обучение. Подходите к выбору тренингов осознанно и помните, что большую часть информации можно найти в открытом доступе на YouTube.

Бизнес я так и не открыл, но всё-таки научился зарабатывать в интернете. Я изучаю режиссуру, увлекаюсь кинематографом и развиваю собственный блог «Просто о кино»: снимаю видео на YouTube и веду Instagram, а также создаю документальные фильмы о пожилых людях, которые пострадали в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас я слушаю курсы, только если уверен, что смогу применить эти знания прямо сейчас. А если вижу заманчивый заголовок, но понимаю, что эта информация в данный момент мне не пригодится, прохожу мимо и не трачу своё время.

Юлия Хилл

Cемейный психолог, психотерапевт, член Профессиональной психотерапевтической лиги.

Любой тренинг эксплуатирует нужду. Обычно люди тянутся в них, находясь в состоянии острого стресса и тревоги. Они ищут то, на что или на кого смогут опереться, что даст им ощущение уверенности в себе, позволит стать счастливыми.

С маниакальным упорством они исследуют сайты бизнес‑коучей и следят за историями их успеха, примеряя на себя. В целом в таком состоянии есть свои плюсы: для кого‑то желание доказать, что «я могу», становится мощной движущей силой в саморазвитии и освоении новых профессиональных навыков. Однако есть и свои но: в такие периоды критическое мышление работает плохо. Люди легко поддаются внушению, принимают на веру разного рода казуистику.

В стрессе человек регрессирует, то есть прибегает к более незрелым, «детским» способам поведения. Отсюда и вера в сказки о моментальном обогащении, желание быть уникальным, не как все: прикоснуться к знанию, доступному лишь «посвящённым» (чем секретнее знание, тем дороже тренинг). Тренер видится такой всемогущей отцовской фигурой, способной решить все проблемы за тебя и спасти от поражения.

Искать опору в себе лучше в кабинете у психолога или, по крайней мере, у близких людей, готовых оказать вам поддержку.

В чем заключается привлекательность такого способа заработка?

Есть мнение, что подобная деятельность не требует больших первоначальных вложений. А ведь это больная тема для большинства начинающих предпринимателей.

Кроме того, есть немало примеров успешно существующих тренинговых центров, которые обучают начинающих бизнесменов.

Для того, чтобы зарабатывать в этой сфере, можно открыть небольшое агентство и периодически привлекать тренеров-фрилансеров для проведения обучающих занятий. А можно открыть крупный центр, набрав в штат профессионалов с собственными авторскими программами.

Деньги из воздуха?

Многие предприниматели охотно открывают свои собственные компании и предоставляют услуги опытных тренеров по различным вопросам. Чем же так притягательно для бизнесменов проведение тренингов? Почему россияне так активно вкладывают деньги в эту сферу? Поговорим обо всем этом в нашем материале. Для начала рассмотрим два пути, которые появляются перед начинающим предпринимателем, решившим зарабатывать деньги на тренингах.

Итак, он может открыть собственный тренинговый центр. Для этого можно просто организовать маленькое агентство, которое будет выступать неким посредником между фрилансерами и потребителями их знаний. Второй путь заключается в том, что бизнесмен открывает среднюю или крупную компанию, основное направление работы которой – проведение тренингов.

Как найти лучшие программы?

Выбор бизнес-тренингов для начинающих предпринимателей невероятно огромен. При этом каждый хочет получить лучший курс, который непременно превращает собственных участников в успешных бизнесменов.

Чтобы не ошибиться и не потратить деньги впустую, нужно тщательно изучить, что вам предлагают.

Не стоит бросаться на кричащие заголовки, которые обещают научить зарабатывать сто долларов в секунду, не прилагая никаких усилий. Лучшие бизнес-тренинги не станут терять собственную репутацию, разбрасываясь бессмысленными и невыполнимыми обещаниями.

Вместо чтения продающего текста, цель которого – заставить вас поскорее оплатить тренинг, изучите как можно больше информации об авторе курса. Узнайте, как долго он работает в указанной нише, каких успехов добился и т.д. Соберите отзывы из разных источников. Идеальный вариант – если удастся связаться с бывшими участниками бизнес-тренинга и узнать, насколько обучающий курс оказался для них полезен.

Анализ рынка

Анализ рынка: как собирать информацию («Деловая Среда»)

Слушатели узнают, как эффективно использовать общедоступные источники информации, какие из них будут полезны для бизнес-модели, где их искать и как проверить их корректность и достоверность. Автор курса Дмитрий Вальков приводит реальные кейсы и рассматривает инструменты работы с источниками информации.

Стоимость: по подписке к базе курсов 1750 рублей в год.

Продолжительность: 1 час.

Темы

Бизнес-тренинг может включать самые разные вопросы, касающиеся собственного дела. Кто-то предпочитает сосредоточиться исключительно не теоретических аспектах ведения бизнеса, кто-то предпочитает уделить время практике. Лучше заранее ознакомиться, какие темы будет включать специализированный обучающий курс, что вы узнаете, какие навыки приобретете и т.д. Если по каким-либо причинам темы держат в строжайшем секрете, лучше отказаться от посещения бизнес-тренинга и найти альтернативный вариант. Ведь вы не хотите платить, не зная, что вам предлагают взамен.

Итак, основные темы, которые включают бизнес-тренинги.

  • Особенности создания бизнеса с нуля.
  • Основы бухгалтерского учета.
  • Создание и последующее продвижение собственного сайта в интернете.
  • Продажи.
  • Планирование.
  • Выстраивание деловых контактов.

Давайте подробнее обсудим перечисленные выше темы бизнес-тренингов.

Не откладывайте с началом рекламной кампании по продвижению событий.

В большинстве случаев вы можете смело начинать рекламную кампанию уже на стадии поиска помещения для тренинга.

В зависимости от тематики тренинга и целевой аудитории места и способы размещения рекламы могут быть различны. Используйте максимальное количество платных и бесплатных способов.

Бесплатные способы: раздача листовок в местах скопления целевой аудитории, размещение объявлений на досках объявлений в интернете и различных заведениях города, привлечение слушателей через социальные сети, комментарии в специализированных форумах и блогах.

Платные способы: различные СМИ (газеты, телевидение, газеты, радио), платная реклама на близких тематике семинара сайтах (в т.ч. тематические форумы и блоги), включение рекламы события в тематическую e-mail рассылку специализированных сайтов (например, subscribe, mail и тп), платная реклама в VK с помощью сервиса HiConversion.ru (помогает проводить эффективную таргетированную рекламу и здорово экономить — рекомендуем!).

Это основные способы размещения рекламы, вы можете использовать любые доступные вам.

Основы бухгалтерского учета

Кому-то подобная тема на бизнес-тренинге может показаться абсолютно бесполезной. Такие участники твердо уверены, что вопросами бухгалтерии должен заниматься наемный специалист. Однако не у всех начинающих предпринимателей достаточно средств, чтобы начислять заплату сотруднику. Кроме того, никогда не помешает знание хотя бы основных моментов, чтобы контролировать выполнение работы. Помимо этого, на бизнес-тренинге могут осветить наиболее актуальные для любого предпринимателя вопросы. Например, как сэкономить на уплате налогов или вовсе избежать их, как сдавать декларации и т.д. Знание подобных нюансов выдает ответственного руководителя.

На самом тренинге желательно организовывать кофе-брейки.

Кофе-брейки помогают человеку переключиться, восстановить силы для усвоения новой информации и повысить уровень сахара в крови (поэтому наличие сладостей — обязательно), что очень важно для работы мозга!

Кроме того, по нашему опыту кофе-брейки создают атмосферу открытости, снижают напряжение и способствуют налаживанию деловых и не только контактов между людьми, что в итоге влияет на удовлетворенность результатами тренинга/семинара.

Для организации кофе-брейков нужно немного: несколько чайников, в зависимости от количества участников, одноразовая посуда, а также чай, кофе, сахар и, возможно, что-то для перекуса, типа печенья и шоколада.

Сайт

Бурное развитие интернета привело к тому, что многие клиенты ищут информацию в онлайн-пространстве. Если у компании нет собственного сайта, она может просто остаться незамеченной. Не исключено, что ее обойдут конкуренты, которые предоставляют услуги или товары худшего качества или по менее привлекательным ценам, но при этом имеют собственный сайт.

Многим кажется, что сделать его сложно. Однако сейчас для этого есть немало возможностей. Создание собственного сайта – это настолько просто, что с ним справится даже начинающий бизнесмен.

Принципы тренинга

Чтобы занятия прошли успешно, необходимо соблюдать принципы организации тренингов:

  • Добровольное участие. Несмотря на то, что некоторые организации отправляют своих работников на занятия принудительно, участие добровольное приносит более сильные результаты, так как присутствует мотивация к обучению.
  • Диалог с группой. Руководитель тренинга должен организовать полноценное взаимодействие со всеми участниками. Здесь действуют правила равенства, активности, включения в процесс, обратной связи.
  • Безопасность. Все члены группы должны ощущать комфорт, расслабленность, безопасность. Обстановка должна располагать к работе.
  • Открытость. При групповом обучении честность, открытость членов группы важны как для общего результата, так и для эффективной обратной связи.
  • Грамотное руководство процессом.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]