Ротация кадров: что это за процесс и в чем его причины

Цели ротации работников

Каждый перевод сотрудника с одной должности на другую должен быть оправданным. Для работодателя важно найти для своих работников те должности, которые максимально раскроют их потенциал. Когда каждый будет на своем месте выполнять свои задачи, рабочий процесс превратится в слаженный механизм. Только так достигается максимальная эффективность и продуктивность работы.

Основатель Facebook Марк Цукерберг считает, что секрет успеха его проекта – преемственность. Рид Хоффман, один из первых инвесторов, уверен, что все дело в умении Цукерберга подбирать правильных людей и расставлять их на правильные должности. Колоссальный успех Facebook – за 4 года существования выручка компании увеличилась до 55,8 млрд долларов – доказывает, что оба предпринимателя правы. Только создав сильную команду можно рассчитывать на успех.

Это подтверждают и слова и популярного политика Теодора Рузвельта: «Наилучший руководитель – тот, кто обладает достаточным чутьем, чтобы выбрать подходящих людей, способных выполнить нужную работу, и достаточной сдержанностью, чтобы не путаться у них под ногами, пока они ее выполняют».

Для сотрудников кадровые перестановки также выгодны по многим причинам. Это и карьерный рост, и получение нового опыта при смене деятельности. Получив знания и накопив опыт разных должностей, можно стать настоящим экспертом в своей области. И тогда уже специалист не ищет работу, а выбирает лучшее из того, что ему предлагают работодатели. Для компании иметь в штате эксперта – это все равно что выиграть джекпот.

Трудности ротации персонала

Перемещение не всегда идет на пользу работнику и самой компании, ведь после перевода человек может испытывать профессиональные и личные трудности. Освоение новых обязанностей и смена направления деятельности могут не подойти работнику. Но даже если он справляется с профессиональными обязанностями, проблемы могут возникнуть с адаптацией в новой команде или освоением новой социальной роли. Человек может даже попадать в конфликты при не подтверждении его ролевых ожиданий.

Ротацию персонала необходимо проводить на правомерной и регулярной основе. Весь процесс должен быть регламентирован, четко организован и зафиксирован в штатном расписании. Сотрудник предупреждается о перемещении заранее.

Обычно ротация персонала приносит пользу компании, положительно влияет на мотивацию работников и развитие их карьеры, но перед принятием решения нужно хорошо взвесить ее плюсы и минусы в зависимости от особенностей сотрудников и специфики деятельности.

Компания “Омега” готова предложить вам услуги по аутсортингу и аутстаффингу персонала. Мы ответственно подходим у вопроса построения коллективов и способны предложить опытных и квалифицированных специалистов. Для обсуждения деталей звоните по номеру.

Причины перемещения персонала внутри организации

Инициатор перемещения сотрудников – чаще всего работодатель, который заинтересован в эффективной и продуктивной работе своей организации. При этом у него могут быть разные причины для кадровых перестановок:

  1. Работник недостаточно хорошо выполняет свои обязанности, но уволить его по каким-либо причинам невозможно. Например, согласно договору, менеджер приходит и уходит вовремя, делает работу, но не проявляет инициативы, не ладит с коллегами. Всем сложно работать в таких условиях.
  2. Сотрудник хорошо справляется с работой, но она ему надоела, или специалист просто хочет заняться чем-то другим. Например, отличный проджект-менеджер внезапно понял, что у него скучная и неинтересная работа, а он всю жизнь мечтал разрабатывать приложения для смартфона. Он готов освоить новую профессию или даже уже владеет ею. Все, что остается сделать руководителю – сделать правильные кадровые перестановки.
  3. Замещение временно отсутствующего сотрудника. Если работник уходит в отпуск, на длительный больничный, в декрет, есть смысл не перекладывать его обязанности на коллегу, а временно заменить.
  4. Предотвращение профессионального выгорания. Чем дольше сотрудник занимает одну и ту же должность, выполняет одни и те же обязанности, тем в большем эмоциональном напряжении он находится. Это провоцирует раздражение, плохое настроение, быструю утомляемость, конфликты с коллегами. Смена деятельности или хотя бы рабочей обстановки может это исправить.

Нередки случаи, когда на одном предприятии возникают конфликты между сотрудниками. Например, между бывшими партнерами или даже супругами. Эти люди не могут работать друг с другом, но каждый из них по отдельности – ценный кадр. С помощью ротации можно предоставить им более комфортные в эмоциональном плане условия работы. Так вы не только сохраните всю команду, но и повысите эффективность ее работы. Сотрудники не будут отвлекаться на решение личных конфликтов.

Что такое развитие персонала и для чего оно необходимо?

Часто развитие персонала отождествляют с его обучением, что абсолютно неверно. Обучение это всего лишь одна из его составляющих, подразумевающая приобретение новых знаний.

Внести ясность и ответить на вопрос, что собой представляет развитие персонала, поможет определение.

Развитие персонала — это комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на изменение (усовершенствование) материальных, духовных, профессиональных качеств работников.

Составляющие системы:

  • обучение;
  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка;
  • создание эффективной системы построения карьеры;
  • ротация;
  • изменение должностных обязанностей;
  • расширение зоны ответственности.

Во многих организациях в особое направление выделяется соцразвитие персонала.

Социальное развитие персонала — комплексное развитие социальных навыков работников, способствующие улучшению взаимоотношений в организации, повышению эффективности труда каждого специалиста.

Основные задачи соцразвития персонала:

  • создание команды единомышленников;
  • саморазвитие работников;
  • развитие соцпартнерства;
  • повышение соцзащиты персонала;
  • совершенствование механизма кадрового роста;
  • формирование корпоративной культуры фирмы;
  • создание комфортных условий труда;
  • построение эффективной системы мотивации сотрудников.

Управление этим блоком осуществляется с помощью следующих методов:

  1. Социальные (социологические). К ним относятся: социальное планирование, социологические исследования, управление конфликтами, воздействия на стимулирование сотрудников.
  2. Социально-психологические. Инструментарий: социально-психологическая диагностика, психоконсультирование, психокоррекция.
  3. Социально-экономические. Они подразумевают: оплату труда, планирование, хозрасчет, покупку сотрудниками ценных бумаг фирмы, что позволяет им участвовать в распределении и получении прибыли.

Виды ротации кадров

Классический вариант ротации – карьерный рост, когда человек приходит в офис на должность специалиста, а через время становится руководителем отдела или топ-менеджером. С одной стороны, это отличный пример мотивации. Но грамотный руководитель видит ситуацию еще глубже: если специалист пройдет весь путь от стартовых до руководящих позиций, он станет лучшим начальником/директором, так как будет знать все тонкости и нюансы работы «изнутри». Ярый сторонник вертикального перемещения кадров – Ярослав Тимофеев (магазин комиксов «Двадцать восьмой») уверен – чтобы стать успешным владельцем бара, надо начать с работы за стойкой.

Перемещение персонала может осуществляться как в рамках одного предприятия, так и из одной организации в другую. Такая практика знакома всем крупным корпорациям, у которых офисы расположены в разных частях страны – например, Газпром. Перспективных сотрудников предприятия часто перемещают со сменой места жительства – если в своем офисе они не могут расти, но уже заслуживают повышения и готовы к нему. В транснациональных компаниях работников перемещают в том числе в другие государства.

Для рядовых специалистов межструктурная ротация – это еще отличная возможность сравнить разные стили управления. Часто от того, насколько правильно руководят рабочим процессом, зависит и конечный результат. Через некоторое время после кадровых перестановок проведите обратную связь со своими сотрудниками. Так вы узнаете, какая модель управления более эффективна.

Например, в одной компании рядового менеджера по продажам переместили на время в другой офис, где нужно было продавать точно ту же продукцию, что и раньше. За месяц работы менеджер увеличил свои продажи вдвое. Как оказалось, новый руководитель отдела организовал ежедневно планерки, на которых подводились итоги и намечались цели на новый день. На совместных обсуждениях специалист получал дополнительное вдохновение, ему ежедневно напоминали о командном духе и общей цели – увеличить прибыль компании.

Внутренняя ротация кадров не всегда подразумевает перевод специалиста на более высокую должность. В ряде случаев применяют горизонтальное перемещение – когда работник хочет сменить профессию. Например, сотрудника тяготят ранее выполняемые обязанности, но работа в компании устраивает в целом. Попробуйте предложить ему другую вакансию. Возможно, секретарь станет отличным менеджером по продажам и установит новый рекорд офиса.

Зачем нужна ротация работодателю

Данная практика — отличный способ избежать текучки кадров.

Администрация получает ряд существенных преимуществ:


  • оптимизация реформирования в структурных подразделениях;

  • повышение организационной культуры;
  • упрочение кадровых связей внутри предприятия;
  • обеспечение многофункциональности персонала.

Осуществляя очередной этап ротации, работодатель ваяет слаженную команду, с которой легче добиться успехов в бизнесе. Главный же плюс для управленца — создание благоприятных условий для взаимозаменяемости кадров, если того потребует производственная ситуация.

Таким образом, ротация — это успешная, проверенная практикой методика развития коллектива.

Что требуется для успешных ротаций

Международная практика показывает, что эффективность ротаций во многом зависит от грамотного подхода к их организации. Важно изначально правильно и четко поставить цель проведения мероприятия.

В Японии успешная карьера государственного служащего напрямую связана с ротацией. Каждые 2–3 года госслужащий меняет место работы. Это позволяет ему максимально и всесторонне развиваться, а предприятию – увеличивать прибыль за счет правильно организованной работы, уменьшить текучесть кадров. При этом согласие сотрудника на перевод не требуется. Исключение может быть только в том случае, если в результате кадровых перестановок госслужащему придется сменить место жительства – тогда компания должна получить его согласие.

В Китае госслужащих каждые 10 лет переводят на другую или аналогичную должность. Но такая практика возможна только в том случае, если в стране есть определенный ротационный резерв.

В Германии с помощью ротации научились предотвращать коррупцию в органах федеральной власти. Для этого все должности, которые предполагают высокую вероятность коррупции, проверяют, и на ключевые из них устанавливают ограничения срока службы с последующей ротацией.

Богатый опыт ротации и в нашей стране. Политика грамотного перемещения кадров применялась еще за времена Екатерины II, а потом в Советском Союзе. Для ускорения служебного роста сотрудников последовательно перемещали между ключевыми должностями, с одного предприятия на другое, в том числе с изменением места жительства. В случае, если работник показывал положительные результаты, его повышали.

Второй момент – это отношение к предстоящим ротациям всех работников, которые будут задействованы в кадровом перемещении. Если перестановка кадров станет ценностью организации, сотрудники перестанут сопротивляться этому.

Цели и задачи

Основная цель ротации кадров – универсализация специалистов. То есть для повышения профессионализма сотрудников необходимо создать им условия, которые позволят задействовать все свои навыки, умения и скрытые резервы.

Помимо главной цели можно выделить дополнительные:

  • научить сотрудников знать свои сильные стороны и правильно применять их в профессиональной деятельности;
  • дать персоналу возможность получить новый опыт, тем самым повысив эффективность труда;
  • сформировать у работников восприятие своего профессионального роста с развитием компании, увеличив таким образом их мотивацию;
  • создать резерв кадров за счет обучения персонала выполнению задач различного уровня;
  • найти новые пути развития предприятия за счет получения свежего взгляда на существующий бизнес-процесс;
  • улучшить адаптацию сотрудников к изменениям в результате постоянного освоения дополнительных функций.

Поставленные цели ротации кадров помогают организации решить ряд задач:

  • мотивировать сотрудников работать в организации за счет предоставления им возможностей для развития и роста;
  • согласовать действия всех подразделений предприятия, сформировать понимание единой стратегии развития организации;
  • обучать работников, повышая их профессионализм и расширяя навыки и знания.

Ротация в торговом помещении

Для эффективного движения товара в торговой точке необходима скоординированная работа сотрудников склада и торгового зала. В компании должна быть выработана единая система маркировки товара, создан план по перемещению товара на складе и в зале. Это не только помогает быстрее сбывать продукцию, но и упрощает работу персоналу. Размышляя о том, что такое ротация товара в магазине, нужно помнить, что это не бессмысленная перестановка товаров с места на место, а обоснованное движение. В первую очередь она обосновывается сроками хранения товаров.

Существует незыблемое правило: чем ближе завершение срока хранения, тем ближе к покупателю должен стоять товар. Именно поэтому продавцы и мерчендайзеры постоянно переставляют упаковки с товаром, у которого скоро закончится срок реализации в первый ряд, а свежие товары – во второй и далее. При этом нельзя оставлять на полке только старый товар, надеясь, что его раскупят и тогда уже ставить свежий. Психология потребителя говорит о том, что человек менее охотно берет товар с полупустой полки. У него должно быть ощущение недавнего поступления продукции, это вызывает у него ассоциации со свежестью товара. Ротация товара в торговом зале также связана с привлечением внимания покупателя. Поэтому мерчендайзер должен продумать выкладку, позаботиться о том, чтобы покупатель брал больше единиц продукции и выбирал самый дорогой товар.

ротация товара в торговом зале

Преимущества и недостатки ротации

Ротация товара – это способ убеждения покупателя в совершении покупки. Ее главным достоинством является возможность нахождения «правильного» места для товара на полке, что позволит увеличить продажи. Ротация позволяет объединить в торговом зале сопутствующие товары, что также способствует повышению продаж. Например, рядом с гелями для душа можно выставить мочалки, средства по уходу за телом, полотенца. Такой комплекс поможет покупателю совершить «пакетную» покупку. Этот метод позволяет учесть сезонность товаров и выставить на более обозримые места актуальные товары, что также ускоряет распродаваемость товара. В ходе ротации можно вести аналитические исследования по оценке эффективности тех или иных точек в магазине и учесть это при составлении планограммы мерчендайзинга. Ротация позволяет более эффективно использовать торговые и складские помещения.

Недостатки же ее заключаются в том, что проводить ее нужно продуманно и обоснованно, иначе экономический эффект таких действий может быть непрогнозируемым. Если не учесть правил соседства разных групп товаров, то можно получить отрицательную динамику продаж. Если не вести анализ и мониторинг при проведении ротации, можно также получить отрицательный экономический результат.

правила ротации товара

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: