Титульный лист
В верхней части необходимо указать реквизиты организации (название, код ОКПО и структурное подразделение, в котором числится работник). Все остальные данные касаются конкретного человека.
Табличная часть включает следующие сведения:
- Номер документа (присваивается при создании).
- Расчетный период. Начинается с даты приема на работу. Конечную дату оставляем открытой.
- Категория персонала. Здесь, как правило, используют варианты: рабочий, специалист или руководитель.
- Личные данные (Ф.И.О., дата рождения, ИНН, СНИЛС, семейное положение и количество детей). Их можно взять из личной карточки работника.
- Код места жительства. Имеется в виду код ОКТМО.
Дата поступления на работу совпадает с началом расчетного периода, если документ решено вести от приема до увольнения.
Когда применяется форма Т-54
Форма Т-54 используется для объединения сведений о выплатах зарплаты и отпускных каждому сотруднику. Этот унифицированный бланк представляет собой несколько таблиц, где последовательно указывают:
- имя сотрудника;
- его табельный номер;
- дату рождения;
- специальность;
- количество отработанных дней или часов;
- продолжительность и вид отпуска;
- период нетрудоспособности;
- выплаты (общая сумма и разбивка по категориям);
- задолженности.
Лицевые счета работников Т-54 не обязательны к применению, их нужно использовать только в случае целесообразности. Они удобны большим компаниям, где число работников составляет несколько десятков или даже сотен человек. Маленьким фирмам, а тем более индивидуальным предпринимателям такая форма ни к чему.
Для каждого работника заводится отдельная карточка. Это делает работу весьма трудоёмкой, если штат организации насчитывает несколько сотен человек.
Бланки ведутся в течение года и ежемесячно пополняются новой информацией: кто был в отпуске, кто брал больничный, кто уволился, а главное — сколько денег начислено каждому сотруднику.
Лицевой счёт по форме Т-54
Тело документа
Лицевой счет состоит из нескольких таблиц со сквозной нумерацией колонок. Первая из них (колонки 1-8) — это официальная информация. Ее нужно внести сразу же при трудоустройстве.
В целом все данные этой части достаточно перенести из приказа о приеме на работу. Поясним по пятой колонке — условия труда. Имеются в виду не нормальные, опасные или вредные, а количество часов и дней в рабочей неделе.
Следующая таблица (колонки 9-16) содержит сведения об отпусках. Их тоже можно взять из соответствующих приказов. Здесь следует различать периоды: в графах 12 и 13 — начало и конец рабочего года, в котором сотрудник идет в отпуск, в графах 14 и 15 — начало и конец непосредственно отпуска. Количество календарных дней высчитываем исходя из дат (14) и (15).
Третья таблица (колонки 16-22) касается удержаний (того, чего работник недополучил) и взносов:
- Вид удержания. Обычно это принудительные изъятия на основе исполнительных листов (по решению суда) или приказов руководства (например, в счет возмещения ущерба).
- Период удержания. Как долго будет взыскиваться общая сумма.
- Сумма удержания. Задолженность по исполнительному листу или причиненному ущербу.
- Размер удержания. Сумма, которую недополучит работник в этом месяце (не может превышать 50 % дохода).
Сумма предоставляемых льгот — это сумма налогового вычета, на который имеет право работник.
Четвертая таблица (колонки 23-37) представляет собой учет отработанного времени и соответствующих начислений. Здесь идет разбивка по месяцам. Обращаем внимание: у колонок 28-32 два заголовка: верхний — словами, нижний — кодом.
То же самое касается колонок 39-45 и 47-48 последней таблицы. В ней необходимо проставить удержанные налоги и подвести итоги по суммам к оплате.
Построить коды видов оплат
Таблица 3 – Заполнение кодов видов оплат
Data_Fakt | Vall | Summ_Vall | Cost | Summ_Cost | Summ_S_Vall | Summ_S_Cost | D_Cost |
02.06.2001 | |||||||
28.11.2002 | |||||||
07.01.2003 | |||||||
12.08.2009 | |||||||
01.02.2009 | |||||||
02.02.2009 | |||||||
01.02.2009 |
2.4 Описать перечень первичных документов и возможность их изменения в документе «Лицевая карточка работника»
Все финансово-хозяйственные операции предприятия, в том числе и начисление заработной платы, должны быть документально оформлены и обоснованы.
Перечень первичных документов по учету использования рабо- чего времени и расчетов с персоналом (оплаты труда) и формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. №1.
Первичный учет численности персонала организации осуществ- ляется на основании следующих документов:
— приказа (распоряжения) о приеме на работу (форма No Т-1), который является основанием для приема на работу. Лицо, ответственное за учет личного состава работников организа- ции, в соответствии с этим приказом заполняет на каждого вновь принятого личную карточку, делает запись в трудовой книжке, а в бухгалтерии открывается лицевой счет;
— личной карточки (форма No Т-2), которая заполняется на ка- ждого работника. В ней содержатся общие сведения о ра- ботнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске и другие дополнительные сведения;
— приказа (распоряжения) о переводе на другую работу (форма No Т-5), который применяется при оформлении перевода работника из одного структурного подразделения в другое;
— приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска (форма No Т-6), который применяется для оформления ежегодного и других видов отпусков, предоставляемых работникам в со- ответствии с ТК РФ, действующими законодательными ак- тами и положениями, коллективными договорами и графи- ками отпусков;
— приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудо- вого договора с работником (увольнении) (форма No Т-8), ко- торый применяется при оформлении увольнения работни- ков. На его основании бухгалтерия производит расчет с ра- ботником;
— других унифицированных форм Для учета рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются следующие унифицированные формы первич- ной документации:
— табель учета рабочего времени и расчета заработной платы (форма No Т-12) и табель учета рабочего времени (форма No Т-13), в которых фиксируется использование рабочего времени всех работающих в данной организации. Табель по форме No Т-13 используется в условиях автоматизи- рованной обработки данных. Форма No Т-12 заполняется вручную работником бухгалтерии. Условные обозначения отработанного и неотработанного времени, представленные на титульном листе фор- мы No Т-12, применяются и при заполнении формы No Т-13. Эти табели составляются в одном экземпляре и передаются в бухгалтерию. Они позволяют не только учитывать время, отрабо- танное всеми категориями служащих, но и контролировать соблю- дение рабочими и служащими установленного режима работы. На основании табелей рассчитывается заработная плата, составляется статистическая отчетность по труду Учет использования рабочего времени ведется в табелях или ме- тодом сплошной (каждодневной) регистрации явок и неявок на ра- боту, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозда- ний и т.д.). Отметки о причинах неявок на работу или о неполном рабочем дне, о работе в сверхурочное время и другие отступления от установленного режима работы должны вноситься в табель толь- ко на основании документов (листки нетрудоспособности, справки, приказы о выполнении государственных или общественных обя- занностей и т.п.).
Это интересно: Положение о хирургическом отделении стационара образец
Учет времени, потраченного на сверхурочные работы, может осуществляться и на основании списков лиц, выполнявших эти ра- боты. Списки составляются и подписываются начальником струк- турного подразделения. Руководитель сверхурочных работ делает от- метку о количестве фактически проработанных сверхурочных часов. На основании списков с такой отметкой данные вносятся в табель Время простоев также может учитываться в табеле. Соответст- вующие данные вносятся на основании листков о простое, выпи- санных руководителем структурного подразделения. Для расчета и выплаты заработной платы применяются следующие формы ведо- мостей.
— расчетно-платежная ведомость (форма No Т-49), которая ре- комендована для средних и малых организаций При состав- лении этой формы допустимо не заполнять другие расчет- ные и платежные ведомости;
— расчетная ведомость (форма No Т-51), которая применяется для расчета заработной платы всем категориям работающих. Рекомендована для применения в крупных организациях;
— платежная ведомость (форма No Т-53), которая применяется для учета выплат заработной платы;
— лицевой счет (формы No Т-54 и No Т-54а), который заполня- ется бухгалтером на каждого работника на основании пер- вичных документов о приеме на работу и в котором указы- вается необходимая информация: фамилия, имя, отчество; цех, отдел организации; категория персонала; табельный номер работника; количество детей (для определения выче- тов при расчете налога на доходы физических лиц); дата по- ступления на работу.
Лицевой счет заполняется в течение года, в нем помесячно от- ражаются все виды произведенных начислений и удержаний. Дан- ные, содержащиеся в лицевом счете, являются основанием для рас- чета среднего заработка при оплате отпуска, начислений по боль- ничным листкам и т.д. На следующий год на каждого работника открывается новый лицевой счет.
Важнейшими показателями, отражающими затраты труда, яв- ляются нормы труда, которые устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, органи- зации производства и труда.
Законодательством о труде предусмотрены следующие виды норм труда:
— норма выработки — количество продукции, которое работ- ник (группа работников) определенной квалификации дол- жен произвести в единицу рабочего времени,
— норма времени — количество рабочего времени (в часах, ми- нутах), которое должен затратить работник (группа работни- ков) определенной квалификации на производство единицы продукции (работ, услуг);
— норма обслуживания — количество объектов (единиц обору дования, производственных площадей, рабочих мест и т.д.), которые работник (группа работников) должен обслужить в единицу времени (за час, рабочий день, рабочую смену, ра- бочий месяц);
— норма численности — количество работников соответствую- щей квалификации для выполнения определенного объема работ (производственной, управленческой функции). В зависимости от характера производства для учета выработки продукции применяются различные первичные документы — наряд на сдельную работу, маршрутный лист, рапорт о выработке и др. В условиях массово-поточного производства выработка учиты- вается при приемке готовой продукции. Выработка каждым членом бригады устанавливается на основании рапортов о выработке, за- полняемых мастером.
При серийном производстве выработка учитывается при помо- щи марщрутных листов в сочетании с рапортом бригадира или мас- тера, где фиксируется приемка работ (их объем) за смену При индивидуальном или мелкосерийном характере производ- ства выработка учитывается, как правило, при помощи нарядов на сдельную работу. Их выписывают на основании технологических карт. Наряды могут выписываться на одну смену или на более про- должительный срок (до одного месяца) в зависимости от времени, необходимого для выполнения производственного задания. После приемки продукции от рабочих мастер подписывает на- ряд и передает его в бухгалтерию.
Список литературы
1. Андреева В.И. Образцы документов в делопроизводстве/ — М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 2007.
2. Информатика: Базовый курс/Под ред. С.В.Симоновича. — СПБ.:Питер,2002. 400 с.
3. Кожарский В.В., Сушкевич В.Н. Бухгалтерский учет на предприятиях и в организациях: Учеб. пособие.- Мн.: ПКФ «Экаунт», 2005. с.127