Регионы Крайнего Севера
В завершении 2020 года Правительство нашей страны издало постановление, определяющее изменение перечня регионов, принадлежащих к Крайнему Северу. Причем документ обладал серьезным резонансом в обществе и даже вызвал ряд волнений из-за того, что список Северных регионов России подвергся достаточно существенным трансформациям.
Стоит заметить, что то постановление правительства, которое мы отметили, определяет трансформации лишь в процедурах субсидирования и доставки товаров в данные регионы. Произведенные изменения, в первую очередь, связаны с улучшением дорожно-транспортной обстановки близ ряда субъектов и увеличения степени их доступности для товарных поставок.
Важно, что для исчисления северных доплат, расчета дней отпусков и других льготных показателей этот перечень не используется.
Сургут Является Ли Районом Крайнего Севера
Основным законодательным актом, регулирующим Перечень, является Постановление Совета Министров СССР от 03.01.1983 года №12 (далее – Постановление 12). Постановление 12, внесло существенные изменения в Постановление Совета Министров от 10.11.1967 года №1029, которым, изначально, и был закреплен Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, полностью изложив его в новой редакции и отменив действие некоторых предыдущих нормативных актов. Перечень районов крайнего севера и приравненных к ним местностей постановление Госстроя РФ от 12-01-2004 5 (ред от 08-02-2020) об утверждении методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве осуществляемом в районах крайнего севера и местностях приравненных к ним (2020).
В связи с переездом в другой регион страны, человек, получающий северную пенсию с коэффициентом, обязан в строгом порядке сообщить об этом пенсионному фонду. Для получения этого вида компенсации необходимо представить в территориальный орган ПФР по месту жительства вместе с заявлением оригиналы проездных документов, выданных транспортными организациями, а также посадочные талоны, справки из транспортной организации о тарифе, в случаи осуществления проезда повышенной комфортности – фирменными, скорыми поездами или купе.
Перечень № 12
Коэффициент северной надбавки по регионам России устанавливается в соответсвтии со списком территорий, утвержденным еще Советом министров Советского Союза под номером двенадцать. Данный документ включает:
- Области: Магаданскую, Мурманскую, Тюменскую (полностью).
- Каталанский район Иркутской области.
- Архангельскую область частично, а именно города Мирный и Северодвинск (с прилежащими территориями), районы Пинежский, Лешуконский, Мезенский.
- Сахалинскую область частично: Ноглинский, Курильский, Охинский, Южно- и Северо-Курильский районы и город Оха.
- Республику Якутия (Саха) полностью — самый северный регион России.
- Республику Коми частично: города Печора, Инта и Воркута с прилегающими территориями, сельскую местность Усть-Лыжа, районы Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский, Усинский.
- Такие районы Карелии, как Кемский, Беломорский, Лоухский, Калевальский.
- Часть республики Тыва в виде Шинаанской сельской административной территории.
- ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Чукотский автономный округ полностью.
- Югру (Ханты-Мансийский автономный округ) в составе Березовского и Белоярского районов.
- Камчасткий край полностью.
- Хабаровский край частично, а именно районы Охотский и Аяно-Майский.
- Красноярский край частично: АО Эвенкийский и Таймырский; районы Туруханский и Северо-Енисейский; города Норильск и Игарка с прилегающими территориями.
- Абсолютно все российские острова Северного Ледовитого океана и морей его бассейна, в добавление к этому — территории Охотского и Берингова морей.
- Монгун-Тайгинский и Тоджинский районы.
- Город Костомукша.
Районы, приравненные к Крайнему Северу
• районы Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Каа-Хемский, Дзун-Хемчикский, Кызылский (кроме Шынаанской сельской администрации), Пий-Хемский, Овюрский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский
Регионы, приравненные к районам Крайнего Севера, весьма обширны и представлены внушительным количеством областей и городов РФ. Их равнозначность с северными территориями обязывает работодателей гарантировать сотрудникам компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством. Существует постановление Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 (с изменениями), содержащее перечень районов, подпадающих под определение «Крайний Север и территории, приравненные к нему».
Это интересно: Обязательное Уастие Нотариуса В Сделках По Гк Рф 2020
Размер северной надбавки
Люди, работающие в регионах Крайнего Севера, имеют право на особую финансовую поддержку со стороны государства — процентные надбавки по региону России. Их принято называть северными надбавками. За счет этого фактора города северных регионов России активно населяются молодежью из наименее благополучных субъектов РФ, стремящейся каким-либо образом заработать на жизнь. Размер северных надбавок высчитывается процентным соотношением. По закону процентные надбавки в первую очередь зависят от местности, где осуществляются работы в северных регионах России, а также от трудового стажа. Этот вид надбавок к зарплате начисляют, не учитывая районный коэффициент.
Приведем некоторые примеры северных надбавок по регионам России 2017-2018.
Островам Северного Ледовитого океана (и прилегающих морей) положена самая большая надбавка в размере ста процентов и равна двойной заработной плате. Самыми «надбавочными» регионами также являются Республика Якутия, Чукотка, Курилы и Командорские острова.
Наиболее же низкая надбавка равняется тридцати процентам от заработной платы. Она законодательно утверждена на территориях Читы, Республики Хакасия, Красноярского края, Еврейской автономной области, значительной части Приморского региона и еще в некоторых областях Российской Федерации. К данной категории, кроме указанных местностей, относятся административные центры и пограничные поселки в расположении не более чем тридцати километров от государственной границы.
Стратегия развития Севера
Главной стратегической целью в вопросе развития Байкальского и Дальневосточного регионов определена геополитическая задача правительства Российской Федерации, в основе которой лежит вопрос закрепления населяющих северные регионы граждан на данной территории. Осуществить этот замысел планируется посредствам создания на Крайнем Севере развитой рыночной экономической системы и комфортных условий среды обитания, государственная политика относительно северных регионов России, кроме всего прочего, направлена на достижение действительного среднероссийского уровня жизни населения и социально-экономического развития края.
Для того чтобы данная цель была, наконец, достигнута, не избежать решения проблем, связанных с развитием социальных и экономических сфер Дальневосточного региона. В целях обеспечения реального, а не искусственного решения этой задачи утвержден коэффициент северной надбавки по регионам России. Об этом несколько ниже, а сейчас постараемся более четко определить ряд первоочередных задач государственной политики, которые требуется решить в аспекте территорий Байкальского региона и Дальнего Востока:
- Обеспечение нормальных условий и должного уровня перспективной и прогрессивной специализации экономики развития северных регионов России. Реализация этой задачи уже активно осуществляется за счет привлечения природно-ресурсного, научного, индустриального и кадрового потенциала в рамках отраслевых федеральных стратегий полномасштабного развития, а также стратегического развития в социально-экономической сфере и в программах крупных компаний.
- Определение устойчивых позиций системы расселения с опорой на зоны опережающего роста экономики Дальневосточного региона, в которых возможно формирование комфортной среды обитания населения.
- Установление сниженных барьеров для действенного интегрирования северных регионов России в сеть, составленную из ведущих федеральных субъектов. В рамках этой задачи следует упомянуть и такую внутриполитическую проблему, как повышение конкурентной способности продукции Севера в соответствии со специализацией региональной экономики посредством оформления должной нормативно-правовой базы, которая, в свою очередь, отвечает за определения условий таможенной, бюджетной, налоговой и ценовой политики в Дальневосточном регионе.
- Достижение нормального уровня численности населения и повышение объемов трудовых ресурсов, без которых не представляется возможным эффективное решение экономических задач Севера Российской Федерации и качественное повышение уровня человеческого капитала.
- Поддержание и сохранение образа жизни коренных народов Сибири, Дальнего Востока и Севера в соответствии с их историческими традициями.
Сургут — это крайний север
Конечно же, в первую очередь, вы должны подумать о ночлеге. Но здесь вы можете даже не переживать: гостиницы Сургута всегда рады своим постояльцам. И нет никаких сомнений в том, что местные специалисты постараются сделать так, чтобы вы в отеле чувствовали себя комфортно. Персонал состоит только из настоящих профессионалов. Поэтому смело бронируйте, размещайтесь, живите!
Это интересно: Перечень Домов Подлежащих Сносу Петрозаводск
Считается, что Сургут образовался чуть ли не первым в Сибири. А, может быть, так просто любят думать местные жители. Как бы там ни было, городу уже больше, чем полвека. И, наверное, к Сургуту не было бы столько повышенного внимания со стороны властей, если бы когда-то в городе не обнаружили огромное месторождение нефти и газа. Естественно, Сибири сразу стали помогать, вкладывать туда деньги и… забирать их же природными ресурсами.
Сценарий развития
В основе политики государства в отношении развития регионов Крайнего Севера лежит Концепция долгосрочного (до 2020 года) развития Российской Федерации в социально-экономической сфере. Стратегия развития имеет под собой опору на максимальное использование преимущества северных регионов и их экономики в конкуренции на рынке, транзитного, природного и ресурсного потенциала данных территорий, постоянное и стабильное наращивание экспортных поставок конкурентноспособной продукции, модернизацию в сфере транспорта и дорожной инфраструктуры.
Сегодня не только предполагается, но и активно внедряется программа снятия ограничений в инерционном развитии, основанная на реализации максимально обширного конкурентного потенциала промышленных отраслей Крайнего Севера. В них обычно включают сельское и рыбное хозяйства, лесную промышленность, электроэнергитическую и транспортную сферы. Качественным трансформациям в экономической структуре региона, безусловно, будет содействовать курс на развитие действующих в настоящий момент и открытие новых производств, применение в крупном масштабе инновационных технологий.
Кроме того, первоочередными задачами развития Байкальского и Дальневосточного регионов становятся полная или частичная реализация потенциала зон опережающего экономического развития, а также формирование максимально комфортных условий для жизни населения Севера.
Обозначим базовые пункты плана развития Севера России:
- Модернизация социальной инфраструктуры, в которую неизменно входят такие области общественной жизни и сферы социальной политики, как здравоохранение и образование, социальная защита и социальная культура, спорт и физическая культура личности, жилищный сектор. Их совершенствование способно в полной мере обеспечить формирование комфортных условий жизни северных регионов.
- Модернизация отраслей инфраструктуры областей Крайнего Севера, основные направления которой — преодоление максимально большого количества инфраструктурных ограничений, препятствующих развитию экономики региона, и формирование условий, способствующих ускоренному экономического развития Севера.
- Всесторонняя модернизация производств и полномасштабное их технологическое обновление.
- Развитие вновь созданных экономических секторов, способствующих обеспечению глубокой переработки сырья, а также использование в наиболее возможной степени преимуществ в географическом положении и оснащенности природными ресурсами.
- Ускоренное развитие институтов экономической структуры, обеспечивающих защиту прав собственников и института собственности в целом, повышение конкурентности рынков и конкурентоспособности предприятий, снижение рисков предпринимателей и рисков в сфере инвестиций в производство, а также преодоление административных барьеров, всестороннее развитие партнерства государства и частного предпринимательства, повышение качества оказания государственных услуг.
- Обеспечение развития предприятий инновационной направленности, отвечающих за обслуживание проектов развития в области высоких технологий, за счет дополнительных инвестиций. К таким проектам можно отнести космическую сферу, судостроение, авиастроение и вертолетостроение, энергетические инновационные проекты. Важно, чтобы данные предприятия заняли свою собственную нишу в условиях российского товарного рынка благодаря применению так называемых «двойных технологий».
К «двойным технологиям» относят:
- Формирование и дальнейшее развитие деятельности локальных технопарков и инновационных производственных центров с ориентацией на создание, в первую очередь, совершенно новых продуктов.
- Формирование и дальнейшее развитие научных и образовательных центров за счет технологических и маркетинговых исследований в соответсвии с цепочкой, включающей в качестве последовательных звеньев идею, технологии, товар и услугу.
Собственно, результатом реализации базового плана развития северного региона станет обеспечение стабильного роста ВРП (валового регионального продукта) субъектов Байкальского и Дальневосточного регионов, причем это совершенно точно будет происходить в более высоком темпе, нежели экономический прогресс других российских регионов. Обещается, что до 2025 года темпы постоянного роста ВРП субъектов РФ, расположенных в пределах Крайнего Севера, станут больше даже по сравнению со скоростью возрастания объемов валового внутреннего продукта по всей Российской Федерации. Обещанные цифры превышения — более чем половина процентного пункта за годовой период.
Значение для населения
Таким образом, можно с уверенностью заключить, что достижение осуществления первоочередных задач в области развития северных регионов России приведет к неизбежному значительному возрастанию среднего уровня жизни населения. Сегодня удельный вес суммарного населения Байкальского и Дальневосточного регионов, доход которого находится ниже черты прожиточного минимума, определенной в РФ, составляет 24,5 процента. Если же сценарий развития, на который настроено государство, будет реализован в полной мере, то эта цифра сократится более чем в два раза — до 9,6 процентного пункта.