Последние изменения: Январь 2020
Когда специфика деятельности предприятия предполагает частые перемещения сотрудников для решения поставленных задач, возникает проблема оптимальной организации, чтобы разъездной характер работы не тормозил рабочий процесс дополнительными отчетами и согласованиями. Принимая на работу нового сотрудника, должность которого предполагает частые поездки, стоит сразу зафиксировать условия в договоре и прочих документах, устанавливая правила компенсации и учета перемещений.
Законодательные нормы
О необходимости указания в контракте с подчиненным условий работы разъездного характера говорится в ст. 57 ТК РФ. Установка разъездного характера работы как неотъемлемой части постоянной деятельности человека освобождает от необходимости оформления каждого факта поездки. Подобное правило зафиксировано в положениях ст. 166 Трудового кодекса.
Чтобы узнать, уместно ли упоминание разъездной работы в пунктах договора, исходят из положений ТК, определенных в ст. 168.1.
Содержание статьи разъясняет, когда работники вправе рассчитывать на компенсации расходов на поездки, совершаемые в рамках рабочих обязанностей:
- регулярное нахождение в пути;
- частые перемещения вне офиса;
- полевые условия;
- участие в экспедициях.
Этой же статьей устанавливается обязательность надлежащего оформления правил особого режима работы с закреплением перечня должностей, при которых предполагаются частые разъезды, в колдоговоре и внутренних нормативных документах. Несмотря на отсутствие четких критериев разъездного характера, принято определять, что такое разъездная работа, по наличию отличительных признаков.
Страховые взносы и НДФЛ с компенсации не платят
Компенсация за разъездной характер работы не облагается ни страховыми взносами, ни НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
Как и любые другие расходы в налоговом учете, расходы на компенсацию должны быть документально подтверждены.
Ровно об этом же написал Минфин России в письме от 17.01.2019 № 03-15-05/1909. Основная мысль которого состоит в том, что суммы компенсаций, выплачиваемых работникам в связи с разъездным характером работы, не облагаются страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц, при условии документального оформления таких расходов.
Если следовать позиции Минфина России, расходы работника на служебные поездки не нужно облагать страховыми взносами и НДФЛ, если такие расходы предусмотрены в документах компании. Во-первых, условие о разъездном характере работы обязательно должно быть предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Во-вторых, каждый расход должен быть подтвержден документом.
Если у компании не будет необходимых локальных актов или работник не предоставит подтверждающие документы, бухгалтер принять эти расходы к учету не сможет. ИФНС не признает эти расходы, доначислит налоги и, соответственно, штрафы и пени. По мнению чиновников, что вполне логично, нет документов, подтверждающих расходы работников – нет компенсационного характера данных выплат.
Расходы на выплату компенсации работникам, чья работа носит разъездной характер, признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета. Это предусмотрено пунктами 5 и 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
До того момента, как работник сдаст авансовый отчет, и он будет утвержден директором, денежные средства, выданные работнику, считаются авансом. Эти суммы нужно отражать в учете, как дебиторскую задолженность работника по правилам пунктов 3 и 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.
Поездки работников, постоянная работа которых носит разъездной характер, служебными командировками не считаются. Об этом говорится в части 1 статьи 166 Трудового кодекса РФ. Соответственно к этой работе нельзя применять нормирование суточных.
Отличительные характеристики разъездного характера работ
Чтобы определить разъездной или подвижной характер работы, различия нужно искать в регламентах, установленных еще в советское время. При подвижном характере предусмотрены частые перемещения не отдельно взятого работника, а всего предприятия, когда наемный персонал работает вдали от места постоянного проживания.
Если работа носит разъездной характер, значит должностная инструкция предписывает работнику совершать постоянные поездки, не по факту возникновения каких-то событий, а с целью выполнения обязанностей, для которых нанимался работник. Следует научиться различать, кому можно установить такой характер работы – вопрос в сути исполняемых обязанностей — поездок «по случаю» и для исполнения рабочих обязательств.
Поскольку законодательство ограничивает права работодателя требовать от некоторых категорий граждан (беременные работницы, женщины с малолетними детьми) частых поездок, при приеме на должность, связанную с разъездами по стране, должны быть соблюдены общие нормы трудового законодательства.
Включать пункт с упоминанием о разъездах необходимо в следующих ситуациях:
- Обязанности предполагают потребность в постоянных служебных поездках в пределах обслуживаемого региона.
- При работе на удаленной от офиса территории или объекте.
Примером, когда требуется включать упоминание особенностей работы в договор, станет оформление водителя на служебной машине или юрисконсульта для участия в суде, менеджеры по продажам также часто тратят большую часть времени на встречах с клиентами.
Поскольку в российском законодательстве нет четких нормативов и регламента для определения потребности в данном варианте режима, работодатель наделяется полномочиями самостоятельно решать, когда и в каких случаях вносить нужный пункт в контракт с работником. Однако, если предстоят служебные поездки при не разъездном характере работы, они должны быть отражены в отчетности соответствующим образом.
Признаки разъездного характера и подходящие профессии
Рабочие функции осуществляются вне рабочего места. Например, когда сотрудник, чтобы выполнить свои обязанности должен переезжать с места на место в пределах одного или нескольких населенных пунктов. Это может быть настойка оборудования, установка техники, доставка, установка окон, страхование и т.п.
Место непосредственной работы расположено достаточно отдаленно от места регистрации компании.
Работник вообще никак не привязан к конкретному рабочему месту. Свои обязанности он исполняет в разных местах. Например, курьер, водитель-экспедитор, корреспондент СМИ.
Работник находится в постоянных разъездах по распоряжению руководства или в соответствии с должностной инструкцией. Например, коммивояжёр или торговый представитель, менеджер партнерской сети, контролер торговых точек и т.п.
Само по себе рабочее место часто меняет дислокацию. Например, так бывает при строительстве дорог. Или, когда компания оказывает услуги партнерам непосредственно в их офисах, которые расположены по различным адресам.
К профессиям, работа по которым имеет разъездной характер, можно отнести такие:
- рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;
- курьеры или менеджеры по доставке;
- менеджеры-консультанты по установке и настойке оборудования или программного обеспечения;
- менеджеры по работе с партнерскими сетями, обслуживающие и контролирующие торговые точки;
- страховые и торговые агенты;
- сотрудники сервисных служб;
- монтеры и техники судоходной обстановки пути;
- рабочие разъездных бригад;
- водолазы;
- инструкторы взрывных работ;
- водители автомобилей, экспедиторы;
- корреспонденты СМИ и др.
Таким образом, основные обязанности работника должны быть связаны с постоянными разъездами. Курьеры есть почти в каждой компании. А менеджеры по работе с розничными магазинами – у всех фирм, которые занимаются торговлей. Много разъездных работников может быть и в фирмах, оказывающих консалтинговые, юридические, страховые, бухгалтерские, информационные, сервисные, а также ИТ-услуги.
Как оформляется
Когда возникает потребность в правильном оформлении документов и ведения отчетности, следует учитывать, что разъездная деятельность, практикуемая на предприятии для конкретных должностей, должна найти свое отражение в следующих документах:
- Коллективный договор или внутренний акт предприятия, устанавливающий правила перемещения сотрудников в процессе исполнения обязанностей (это может быть приказ или издание положения, другой вариант регламента) с указанием конкретных должностей, профессий. В нормативном акте указывают правила оформления документации, отражающей отчеты по служебным поездкам.
- Трудовой договор при приеме на работу.
Поскольку названия должностей, которые потребуют частых перемещений по России или командировок по миру, могут меняться, рекомендуется вносить разъяснения в регламент предприятия, а не коллдоговор. Изменения в коллдоговоре более сложно согласовывать.
Скачайте Разъездной характер работы в трудовом договоре (образец) (65,5 KiB, 276 hits)
Поскольку нет четкого регламента оформления разъездного характера работы в трудовом договоре, то образец поможет в формулировке, либо используют собственные формулировки, подтвержденные нормативными актами, действующими на всем предприятии.
Командировки при разъездном характере работы оформляются в табеле учета времени как рабочее время работника независимо от его фактического нахождения вдали от офиса или производства.
Положение о разъездном характере работы
Так как ТК РФ не дает четкой инструкции по оформлению, организациям приходится соотносить свои действия с действующим общим законодательством, имеющим отношение к вопросу разъездов в рамках основной рабочей деятельности.
Скачайте Положение о разъездном характере работы (пример) (46,5 KiB, 196 hits)
Основные положения об оформлении командированных сотрудников можно найти в ПП РФ № 749 принятом в 2008 году в отношении лиц, направляемых в командировки. Таким образом, определяя порядок, как оформить дальнейшую работу разъездного типа, следует исходить из содержания данного документа.
Ссылка на потребность в частых разъездах дается в трудовом контракте с конкретным сотрудником, а также содержится во внутренних документах предприятия.
Если работник ранее уже принят в штат, но характер рабочей деятельности не предполагал частых разъездов, подписывается дополнительное соглашение, на основании которого остальные службы предприятия применяют новые нормы учета рабочего времени в ведомости.
При издании внутреннего нормативного документа важно проконтролировать, чтобы содержались все важные пункты:
- Перечень должностей (профессий), предполагающих частые разъезды по нуждам компании.
- Правила оформления документации на таких работников и обязательную отчетность.
- Вопросы компенсации расходов, потраченных на перемещения, дополнительные возмещения помимо установленных законодательством (надбавки, доплаты).
Какими документами оформить сотрудника на разъездную работу
Прием сотрудника начинается с получения заявления на имя руководителя компании, с указанием должности, днем начала работы, личной подписи физического лица. Также потребуется:
- Паспорт гражданина РФ;
- СНИЛС и ИНН кандидата;
- Документ об образовании;
- Воинская книжка;
- Трудовая книжка.
После чего:
- Составить трудовой договор в 2-х экземплярах;
- Ознакомить сотрудника под роспись;
- Составить приказ о назначении на должность по форме Т-1;
- Заполнить личную карточку на нового сотрудника (форма Т-2);
- Записать в трудовой книжке факт трудоустройства.
Как правильно оформить трудовой договор можно прочитать в нашей статье по ссылке.
Важно! Не забудьте, что разъездной график работы следует прописать в трудовом договоре и указать в приказе о приеме на должность.
Действия работодателя
Чтобы внутренние регламенты позволили оптимально организовать рабочий процесс, предполагающий поездки сотрудников, со стороны руководства предприятия должны быть проведены следующие мероприятия:
- Проследить, чтобы во всех договорах на сотрудников с разъездным характером деятельности была ссылка на особый порядок работы.
- Закрепить отдельным локальным документом список профессий, где допустим вышеуказанный характер занятости, а также указать, какие должности и обязанности предполагают такой вариант оформления поездок.
- Ввести правила документооборота для лиц с частыми перемещениями по стране.
- Надбавки, порядок расчета выплат указывают в коллективном договоре, либо вносят в трудовые контракты, либо вносят корректировки в договора обоих типов.
Какую работу правильно называть разъездной
Существует два способа оформления работы вне офиса (кроме удаленных сотрудников): командировочный и разъездной характер работы.
Ст. 166 ТК РФ гласит, что рабочие командировки – это поездки по служебным делам определенной продолжительности по заданию работодателя для решения установленной задачи. Подчеркиваем: поездки эпизодические и с целью выполнить определенное поручение.
Если же работник неизменно работает в разъездах – такие поездки рабочими командировками не признаются.
Соответственно, к разъездной относится деятельность, предполагающая частое или постоянное выполнение рабочих задач вне офисного или рабочего помещения. Другими словами, в поездках реализуются рабочие функции сотрудника.
К разъездной относится деятельность, предполагающая частое или постоянное выполнение рабочих задач вне офисного или рабочего помещения.