Как установить работнику разъездной характер работы?

Последние изменения: Январь 2020

Когда специфика деятельности предприятия предполагает частые перемещения сотрудников для решения поставленных задач, возникает проблема оптимальной организации, чтобы разъездной характер работы не тормозил рабочий процесс дополнительными отчетами и согласованиями. Принимая на работу нового сотрудника, должность которого предполагает частые поездки, стоит сразу зафиксировать условия в договоре и прочих документах, устанавливая правила компенсации и учета перемещений.

Законодательные нормы

О необходимости указания в контракте с подчиненным условий работы разъездного характера говорится в ст. 57 ТК РФ. Установка разъездного характера работы как неотъемлемой части постоянной деятельности человека освобождает от необходимости оформления каждого факта поездки. Подобное правило зафиксировано в положениях ст. 166 Трудового кодекса.

Чтобы узнать, уместно ли упоминание разъездной работы в пунктах договора, исходят из положений ТК, определенных в ст. 168.1.

Содержание статьи разъясняет, когда работники вправе рассчитывать на компенсации расходов на поездки, совершаемые в рамках рабочих обязанностей:

  • регулярное нахождение в пути;
  • частые перемещения вне офиса;
  • полевые условия;
  • участие в экспедициях.

Этой же статьей устанавливается обязательность надлежащего оформления правил особого режима работы с закреплением перечня должностей, при которых предполагаются частые разъезды, в колдоговоре и внутренних нормативных документах. Несмотря на отсутствие четких критериев разъездного характера, принято определять, что такое разъездная работа, по наличию отличительных признаков.

Страховые взносы и НДФЛ с компенсации не платят

Компенсация за разъездной характер работы не облагается ни страховыми взносами, ни НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Как и любые другие расходы в налоговом учете, расходы на компенсацию должны быть документально подтверждены.

Ровно об этом же написал Минфин России в письме от 17.01.2019 № 03-15-05/1909. Основная мысль которого состоит в том, что суммы компенсаций, выплачиваемых работникам в связи с разъездным характером работы, не облагаются страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц, при условии документального оформления таких расходов.

Если следовать позиции Минфина России, расходы работника на служебные поездки не нужно облагать страховыми взносами и НДФЛ, если такие расходы предусмотрены в документах компании. Во-первых, условие о разъездном характере работы обязательно должно быть предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Во-вторых, каждый расход должен быть подтвержден документом.

Если у компании не будет необходимых локальных актов или работник не предоставит подтверждающие документы, бухгалтер принять эти расходы к учету не сможет. ИФНС не признает эти расходы, доначислит налоги и, соответственно, штрафы и пени. По мнению чиновников, что вполне логично, нет документов, подтверждающих расходы работников – нет компенсационного характера данных выплат.

Расходы на выплату компенсации работникам, чья работа носит разъездной характер, признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета. Это предусмотрено пунктами 5 и 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

До того момента, как работник сдаст авансовый отчет, и он будет утвержден директором, денежные средства, выданные работнику, считаются авансом. Эти суммы нужно отражать в учете, как дебиторскую задолженность работника по правилам пунктов 3 и 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Поездки работников, постоянная работа которых носит разъездной характер, служебными командировками не считаются. Об этом говорится в части 1 статьи 166 Трудового кодекса РФ. Соответственно к этой работе нельзя применять нормирование суточных.

Отличительные характеристики разъездного характера работ

Чтобы определить разъездной или подвижной характер работы, различия нужно искать в регламентах, установленных еще в советское время. При подвижном характере предусмотрены частые перемещения не отдельно взятого работника, а всего предприятия, когда наемный персонал работает вдали от места постоянного проживания.

Если работа носит разъездной характер, значит должностная инструкция предписывает работнику совершать постоянные поездки, не по факту возникновения каких-то событий, а с целью выполнения обязанностей, для которых нанимался работник. Следует научиться различать, кому можно установить такой характер работы – вопрос в сути исполняемых обязанностей — поездок «по случаю» и для исполнения рабочих обязательств.

Поскольку законодательство ограничивает права работодателя требовать от некоторых категорий граждан (беременные работницы, женщины с малолетними детьми) частых поездок, при приеме на должность, связанную с разъездами по стране, должны быть соблюдены общие нормы трудового законодательства.

Включать пункт с упоминанием о разъездах необходимо в следующих ситуациях:

  1. Обязанности предполагают потребность в постоянных служебных поездках в пределах обслуживаемого региона.
  2. При работе на удаленной от офиса территории или объекте.

Примером, когда требуется включать упоминание особенностей работы в договор, станет оформление водителя на служебной машине или юрисконсульта для участия в суде, менеджеры по продажам также часто тратят большую часть времени на встречах с клиентами.

Поскольку в российском законодательстве нет четких нормативов и регламента для определения потребности в данном варианте режима, работодатель наделяется полномочиями самостоятельно решать, когда и в каких случаях вносить нужный пункт в контракт с работником. Однако, если предстоят служебные поездки при не разъездном характере работы, они должны быть отражены в отчетности соответствующим образом.

Признаки разъездного характера и подходящие профессии

Рабочие функции осуществляются вне рабочего места. Например, когда сотрудник, чтобы выполнить свои обязанности должен переезжать с места на место в пределах одного или нескольких населенных пунктов. Это может быть настойка оборудования, установка техники, доставка, установка окон, страхование и т.п.

Место непосредственной работы расположено достаточно отдаленно от места регистрации компании.

Работник вообще никак не привязан к конкретному рабочему месту. Свои обязанности он исполняет в разных местах. Например, курьер, водитель-экспедитор, корреспондент СМИ.

Работник находится в постоянных разъездах по распоряжению руководства или в соответствии с должностной инструкцией. Например, коммивояжёр или торговый представитель, менеджер партнерской сети, контролер торговых точек и т.п.

Само по себе рабочее место часто меняет дислокацию. Например, так бывает при строительстве дорог. Или, когда компания оказывает услуги партнерам непосредственно в их офисах, которые расположены по различным адресам.

К профессиям, работа по которым имеет разъездной характер, можно отнести такие:

  • рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;
  • курьеры или менеджеры по доставке;
  • менеджеры-консультанты по установке и настойке оборудования или программного обеспечения;
  • менеджеры по работе с партнерскими сетями, обслуживающие и контролирующие торговые точки;
  • страховые и торговые агенты;
  • сотрудники сервисных служб;
  • монтеры и техники судоходной обстановки пути;
  • рабочие разъездных бригад;
  • водолазы;
  • инструкторы взрывных работ;
  • водители автомобилей, экспедиторы;
  • корреспонденты СМИ и др.

Таким образом, основные обязанности работника должны быть связаны с постоянными разъездами. Курьеры есть почти в каждой компании. А менеджеры по работе с розничными магазинами – у всех фирм, которые занимаются торговлей. Много разъездных работников может быть и в фирмах, оказывающих консалтинговые, юридические, страховые, бухгалтерские, информационные, сервисные, а также ИТ-услуги.

Как оформляется

Когда возникает потребность в правильном оформлении документов и ведения отчетности, следует учитывать, что разъездная деятельность, практикуемая на предприятии для конкретных должностей, должна найти свое отражение в следующих документах:

  1. Коллективный договор или внутренний акт предприятия, устанавливающий правила перемещения сотрудников в процессе исполнения обязанностей (это может быть приказ или издание положения, другой вариант регламента) с указанием конкретных должностей, профессий. В нормативном акте указывают правила оформления документации, отражающей отчеты по служебным поездкам.
  2. Трудовой договор при приеме на работу.

Поскольку названия должностей, которые потребуют частых перемещений по России или командировок по миру, могут меняться, рекомендуется вносить разъяснения в регламент предприятия, а не коллдоговор. Изменения в коллдоговоре более сложно согласовывать.

Скачайте Разъездной характер работы в трудовом договоре (образец) (65,5 KiB, 276 hits)

Поскольку нет четкого регламента оформления разъездного характера работы в трудовом договоре, то образец поможет в формулировке, либо используют собственные формулировки, подтвержденные нормативными актами, действующими на всем предприятии.

Командировки при разъездном характере работы оформляются в табеле учета времени как рабочее время работника независимо от его фактического нахождения вдали от офиса или производства.

Положение о разъездном характере работы

Так как ТК РФ не дает четкой инструкции по оформлению, организациям приходится соотносить свои действия с действующим общим законодательством, имеющим отношение к вопросу разъездов в рамках основной рабочей деятельности.

Скачайте Положение о разъездном характере работы (пример) (46,5 KiB, 196 hits)

Основные положения об оформлении командированных сотрудников можно найти в ПП РФ № 749 принятом в 2008 году в отношении лиц, направляемых в командировки. Таким образом, определяя порядок, как оформить дальнейшую работу разъездного типа, следует исходить из содержания данного документа.

Ссылка на потребность в частых разъездах дается в трудовом контракте с конкретным сотрудником, а также содержится во внутренних документах предприятия.

Если работник ранее уже принят в штат, но характер рабочей деятельности не предполагал частых разъездов, подписывается дополнительное соглашение, на основании которого остальные службы предприятия применяют новые нормы учета рабочего времени в ведомости.

При издании внутреннего нормативного документа важно проконтролировать, чтобы содержались все важные пункты:

  1. Перечень должностей (профессий), предполагающих частые разъезды по нуждам компании.
  2. Правила оформления документации на таких работников и обязательную отчетность.
  3. Вопросы компенсации расходов, потраченных на перемещения, дополнительные возмещения помимо установленных законодательством (надбавки, доплаты).

Какими документами оформить сотрудника на разъездную работу

Прием сотрудника начинается с получения заявления на имя руководителя компании, с указанием должности, днем начала работы, личной подписи физического лица. Также потребуется:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС и ИНН кандидата;
  • Документ об образовании;
  • Воинская книжка;
  • Трудовая книжка.

После чего:

  1. Составить трудовой договор в 2-х экземплярах;
  2. Ознакомить сотрудника под роспись;
  3. Составить приказ о назначении на должность по форме Т-1;
  4. Заполнить личную карточку на нового сотрудника (форма Т-2);
  5. Записать в трудовой книжке факт трудоустройства.

Как правильно оформить трудовой договор можно прочитать в нашей статье по ссылке.

Важно! Не забудьте, что разъездной график работы следует прописать в трудовом договоре и указать в приказе о приеме на должность.

Действия работодателя

Чтобы внутренние регламенты позволили оптимально организовать рабочий процесс, предполагающий поездки сотрудников, со стороны руководства предприятия должны быть проведены следующие мероприятия:

  • Проследить, чтобы во всех договорах на сотрудников с разъездным характером деятельности была ссылка на особый порядок работы.
  • Закрепить отдельным локальным документом список профессий, где допустим вышеуказанный характер занятости, а также указать, какие должности и обязанности предполагают такой вариант оформления поездок.
  • Ввести правила документооборота для лиц с частыми перемещениями по стране.
  • Надбавки, порядок расчета выплат указывают в коллективном договоре, либо вносят в трудовые контракты, либо вносят корректировки в договора обоих типов.

Какую работу правильно называть разъездной

Существует два способа оформления работы вне офиса (кроме удаленных сотрудников): командировочный и разъездной характер работы.
Ст. 166 ТК РФ гласит, что рабочие командировки – это поездки по служебным делам определенной продолжительности по заданию работодателя для решения установленной задачи. Подчеркиваем: поездки эпизодические и с целью выполнить определенное поручение.

Если же работник неизменно работает в разъездах – такие поездки рабочими командировками не признаются.

Соответственно, к разъездной относится деятельность, предполагающая частое или постоянное выполнение рабочих задач вне офисного или рабочего помещения. Другими словами, в поездках реализуются рабочие функции сотрудника.

К разъездной относится деятельность, предполагающая частое или постоянное выполнение рабочих задач вне офисного или рабочего помещения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: