- Главная
- Справка
- О ПФР
Ведение бизнеса или иной какой-либо значимой хозяйственной деятельности предполагает, кроме прочего, тесное взаимодействие с контролирующими органами и структурами. Одной из них выступает государственный пенсионный фонд.
Те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют сотрудников по найму, обязаны предоставлять периодическую отчетность в ПФР, связанную с персонифицированным учетом и расчетом страховых взносов. Об особенностях ее подачи и пойдет речь в статье далее.
- 2.1 Почтовым отправлением
Как происходит сдача отчетности в ПФР
Субъектами обязательного пенсионного страхования выступают как работники (застрахованные лица), так и работодатели, выступающие в роли страхователей. Организации и ИП, у которых имеются сотрудники, обязаны вносить за них страховые взносы в ПФР для формирования будущей пенсии. Размер взносов привязан к заработной плате конкретного работника и составляет 22% от нее.
Важно! Страховые взносы вносятся как за штатных работников, с которыми оформлены трудовые отношения, так и за частных лиц, осуществляющих работы или оказывающих услуги на основании гражданско-правовых договоров.
Соответственно, каждый работодатель имеет обязанность по подаче соответствующей отчетности. В нее включаются сведения, связанные с расчетами начисленных и уплаченных страховых взносов, а также иные данные персонифицированного учета.
Отчетность подается работодателем лично, однако допускается возможность привлекать специализированные бухгалтерские организации на основании договора. Документы подаются в строго регламентированные сроки.
Следует отметить, что ПФР наделен правом выносить акты, предусматривающие привлечение к ответственности лиц, нарушающих законодательство об ОПС. На практике это означает, что за несвоевременную сдачу отчетности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть оштрафован.
В целом, на 2020 год отчетность в государственный пенсионный фонд представляет собой 5 унифицированных форм, которые работодателям необходимо подавать в обязательном порядке. Вкратце разберем каждую из них
СЗВ-М
Данный отчет подается всеми организациями. Он содержит в себе сведения о застрахованных лицах, находящихся в штате за конкретный отчетный период. В СЗВ-М вносится информация, которая необходима для ведения персонифицированного учета.
В обязательном порядке форма содержит следующие сведения:
- данные организации-страхователя;
- отчетный период;
- информация о лицах, застрахованных в системе ОПС (ФИО, СНИЛС, ИНН).
Подробнее о программе смотрите в видео:
СЗВ-СТАЖ
Данная форма являет собой отчет, который предоставляется в органы государственного пенсионного каждый год. В нем в обязательном порядке должны быть отражены сведения обо всех сотрудниках, с которыми у организации заключены трудовые договоры, а также лицах, с которыми имеются гражданско-правовые отношения.
СЗВ-СТАЖ необходима для предоставления сведений об имеющемся страховом стаже работника. Напомним, что страховой стаж оказывает непосредственное влияние на возможность обращения за страховой пенсией в будущем, а также на размер самого пенсионного обеспечения.
Справка! Индивидуальные предприниматели, имеющие сотрудников, обязаны подавать отчет по рассматриваемой форме только за своих работников. Если ИП не имеет сотрудников, то подача отчета СЗВ-СТАЖ для него не является необходимой.
СЗВ-ТД
Данная форма содержит сведения о трудовой деятельности работника. Этот отчет является новым и был введен в оборот в связи с переходом на «электронные трудовые книжки». В этой связи у многих страхователей возникло множество вопросов относительно его подачи.
Так, в форму СЗВ-ТД вносятся следующие сведения:
- информация о страхователе (регистрационный номер, наименование, ИНН, КПП);
- информация о застрахованном (ФИО, дата рождения, СНИЛС);
- отметка о выборе застрахованным лицом нового форма фиксирования трудовой деятельности;
- информация о периодах трудовой деятельности.
Следует отметить, что отчет по форме СЗВ-ТД подается только тогда, когда для этого имеются основания, к которым следует отнести:
- прием на рабочее место;
- увольнение (вне зависимости от причины);
- перевод на другое рабочее место;
- подача заявления о выборе формы фиксирования трудовой деятельности.
СЗИ-ТД
СЗИ-ТД по своей сути являет собой более развернутую форму отчета СЗВ-ТД. В ней, кроме прочего, указываются сведения о работнике, датах приема и увольнения, должности, вида работы и структурного подразделения организации, где трудился сотрудник.
Важно! Документ по данной форме будет выдаваться работнику при увольнении для предоставления по месту требования.
Форму СЗИ-ТД подают страхователи в ПФР при увольнении сотрудника. Следует отметить, что сведения в рассматриваемом документе должны прямо соответствовать информации, содержащейся в форме СЗВ-ТД.
ОДВ-1
По своей сути ОДВ-1 представляет собой опись всех документов, которые передаются в пенсионный фонд страхователем. На практике это означает, что данная форма подается вместе с другими отчетными документами.
Следует отметить, что вышеуказанные формы отчетности являются обязательными. Однако при определенных обстоятельствах работодатель обязан подавать дополнительные формы, в том числе и по прямому запросу из государственного пенсионного фонда.
Сроки сдачи отчетов в ПФР в 2020 году
В таблице собраны представлены крайние даты сдачи отчетности каждой формы в 2020 году.
Название отчета | Периодичность сдачи | Крайние сроки сдачи |
СЗВ-ТД | ежемесячно, если в отчетном месяце возникло кадровое основание | следующий рабочий день после издания приказа — для приема и увольнения. Для остальных кадровых событий сроки аналогичны отчету СЗВ-М |
СЗВ-М | ежемесячно | 17 февраля |
16 марта | ||
15 апреля | ||
15 мая | ||
15 июня | ||
15 июля | ||
17 августа | ||
15 сентября | ||
15 октября | ||
16 ноября | ||
15 декабря | ||
Расчет по страховым взносам | ежеквартально | 15 мая (перенесен в связи с COVID-19) |
30 июля | ||
30 октября | ||
годовой отчет | 1 февраля 2021 | |
СЗВ-стаж | ежегодно | 1 марта 2021 |
Способы отправки отчетов
Отчетные документы могут быть направлены в ПФР разными способами. При этом политика пенсионного фонда в этом плане направлена на все большее использование в этой части электронных способов связи. К примеру, вводятся ограничения на число сотрудников, при котором допускается подача сведений на бумажных носителях.
Почтовым отправлением
Этот способ предполагает отправку бумажных документов заказным письмом в адрес пенсионного фонда. Датой подачи отчетности считается день отправки письма, что определяется по почтовому штемпелю.
Желательно направлять письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. Следует отметить, что воспользоваться возможностью подать документы почтой могут не все страхователи, а только те из них, в штате которых не более 24 человек включительно. Если количество сотрудников больше, то сведения подаются только в электронном виде.
Через интернет
Подача документов в электронном виде имеет ряд преимуществ, заключающихся в следующем:
- невозможность утраты данных;
- возможность корректировки введенных данных;
- получение отчета из ПФР о принятии документов, что позволяет избежать просрочек при их подаче.
Прежде чем подавать документы в электронном формате, организация обязана обратиться в пенсионный фонд для подписания соглашения о таком виде взаимодействия.
Электронные документы в обязательном порядке должны заверяться подписью ответственного сотрудника. Речь идет об ЭЦП. При этом если отчеты сдаются пакетом, то электронная подпись должна быть проставлена в каждом файле.
Для удобства заполнения форм организации и ИП могут воспользоваться специальными программами, разработанными специалистами ПФР. Скачать их можно на официальном сайте фонда, а также на сайтах территориальных отделений.
Зачем вводят новый отчет СЗВ-ТД в ПФР
Страна переходит на электронные трудовые книжки, и все данные о трудовой деятельности граждан теперь будут собраны в информационной системе Пенсионного фонда России (ПФР). Для наполнения этой системы и нужен отчет СЗВ-ТД.
Если раньше при кадровых изменениях работодатели вносили записи в трудовую книжку, то теперь вместо этого они будут при любом изменении сдавать отчет СЗВ-ТД на этого сотрудника, чтобы они отразились в электронной трудовой в ПФР.
Если сотрудник предпочел оставить бумажную трудовую, работодателю придется и сдавать отчет СЗВ-ТД, и по-старинке продолжать вести бумажную трудовую.
Сроки сдачи
В зависимости от сроков сдачи отчетности в Пенсионный Фонд можно классифицировать следующим образом: ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная.
- Ежемесячная. Ежемесячно – до 15 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо подавать формы СЗВ-М и СЗВ-ТД.
- Ежеквартальная. Ежеквартально подается отчетность по форме ДСВ-3. Данный отчет подается только в том случае, если за работника выплачиваются дополнительные страховые взносы. Речь идет не о повышенных коэффициентах за особые условия труда, а о добровольном решении работника, направленном на увеличение размера его пенсии. Дополнительные взносы могут направляться сотрудником самостоятельно или через работодателя. В последнем случае организация подает отчет по форме ДСВ-3 ежеквартально в срок не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным.
- Ежегодная. Один раз в год, по итогу данного периода, необходимо подавать документы по форме СЗВ-СТАЖ.
Следует отметить, что некоторые отчеты подаются не в рамках какой-либо периодичности, а по факту необходимости. Так, форма СЗИ-ТД направляется в ПФР в день, когда происходит увольнение сотрудника.
Кроме этого, государственный пенсионный фонд может истребовать дополнительные отчеты, сроки предоставления которых указываются в официальном требовании фонда.
Какие данные входят в обязательные отчеты по стажу?
Для отчетности по стажу существует законодательно установленный перечень обязательных сведений в отношении лиц, в отношении которых эти сведения подаются (п. 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ):
- Ф. И. О.;
- номер, присвоенный индивидуальному счету;
- период работы в отчетном году;
- наличие условий, обеспечивающих особый порядок исчисления стажа или назначения пенсии.
Отражение этой информации предусмотрено бланком формы СЗВ-СТАЖ. Кроме того, форма подразумевает указание в ней:
- наименования, регистрационного номера, ИНН и КПП работодателя;
- данных о факте начисления взносов по доптарифам;
- сведений о факте уплаты начисленных взносов.
Форма ОДВ-1 дополняет вышеуказанную информацию данными:
- об общем количестве лиц, в отношении которых сдаются сведения о стаже;
- начислении/уплате взносов за период в общих суммах (с разбивкой этих сумм по видам взносов) и долгах по ним;
- имеющих место условиях труда, позволяющих досрочно назначать пенсию работнику, трудящемуся в них, и числе таких работников.
Отчетность в ПФР за год как заполнить? Правила, которые требуется соблюдать при оформлении отчетов в ПФР за год, приведены в постановлении № 3п, утвердившем бланки подлежащих заполнению форм.
Что отображать в отчете для ПФР
В отчете для ПФР работодатели будут отражать информацию о принятых и уволенных работниках и о других кадровых изменениях (переводы и т.д.).
Кроме того, в течение 2020 года работодатели будут собирать со своих сотрудников заявления о выборе варианта трудовой: в электронном виде или в бумажном. Эти заявления нужно собрать до 31 декабря 2020 года. Информацию о выборе работника тоже будут заносить в отчет СЗВ-ТД. Сотрудники, которые выбрали электронный вариант, получат бумажную трудовую на руки. У тех, кто предпочтет оставить бумажный вариант, электронная трудовая тоже будет в программе.
Единая форма отчетна в ПФР
В 2014 году, начиная с 1-го отчетного периода, пенсионный фонд осуществил переход на единую форму отчетной документации.
Нововведение связано, в первую очередь, со стремлением гос. службы снизить нагрузку на работодателей, обусловленную регулярной подготовкой большого числа документов. Новый вариант РСВ-1 включает в себя отчетность, как по пенсионному, так и по медицинскому страхованию.
Кроме того, данная форма позволяет вести персонифицированный учет по каждому из застрахованных лиц.
Принятию данных изменений предшествовал проведенный социологический опрос работодателей, который показал, что подавляющее большинство (91,2%) опрошенных страховщиков положительно относится к переходу на единую форму отчетности ПРФ.
Соблюдение порядка ведения кадрового учета и правил трудового законодательства обезопасит любую организацию от неблагоприятных финансовых и правовых последствий, а работника — от проблем при получении пенсии или устройстве на другую работу.Как и обычная, электронная подпись служит для того, чтобы в заверенный ею документ уже нельзя было бы внести преднамеренно неверную или искаженную информацию. О заверении документации ЭЦП читайте здесь.
При разработке новой формы, были учтены изменения, принятые в страховом законодательстве в 2013 году, вносящие следующие поправки:
- В предоставляемых страхователями индивидуальных сведениях не указывается сумма всех произведенных страховых взносов.
- Отображается уплата взносов, начиная с 2014 года, в едином расчетном документе. При этом страховая и накопительная части не выделяются.
Выше приведенные части выделяются, с учетом возрастной категории работника, его принадлежности к гражданству и выбора одного из вариантов пенсионного обеспечения, уже самим Пенсионным фондом РФ.
Кроме того, в едином формате отчетной документации отображаются задолженности по взносам, а также их доначисления и уплата за период с 2010 по 2013 год.
Кто и когда подаёт новый отчёт
Новый отчёт в ПФР с 2020 года должны подавать все компании и предприниматели, у которых есть наёмные работники. Основой для её заполнения служат документы кадрового учёта. В отчёт нужно включить всех, с кем заключён трудовой договор, в том числе удалённых работников и совместителей. На каждого сотрудника нужно сдавать отдельный отчёт.
Форма подаётся в ПФР за те месяцы, когда происходят кадровые перестановки, а именно:
- приём на работу;
- перевод на другую постоянную работу;
- увольнение;
- подача сотрудником заявления о форме трудовой книжки.
Что касается последнего события, суть его в следующем. В 2020 году каждый работник должен определиться, желает ли он продолжить ведение трудовой книжки в бумажном виде или нет. Если ТК в бумажном варианте нужна, надо написать заявление об этом. Если выбран исключительно электронный вариант, подаётся заявление о представлении сведений о трудовой деятельности.
Когда СЗВ-ТД подаётся в отношении сотрудника впервые, в неё нужно включить сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года. Это должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение (если применимо), вид выполняемой работы.