Обзор систем и сервисов для проверки деловой репутации юридических лиц


Зачем проверять контрагента?

Проверить контрагента – значит обезопасить собственную компанию от возможных рисков и позволить себе стабильно планировать дальнейшую деятельность. При этом процесс проверки – это не одномоментная деятельность, а комплексная и планомерная работа. Проверенные контрагенты в большинстве случаев соблюдают все договорённости, и руководство компании не ждёт никаких неожиданностей.
Основными негативными последствиями плохой проверки контрагента и сотрудничества с неблагонадёжным партнёром являются, например, срывы сроков доставки тех или иных грузов, поставка товаров низкого качества. Для предотвращения таких нежелательных последствий у представителя компании необходимо потребовать для ознакомления следующие документы:

  • Копия документа о регистрации юридического лица.
  • Копия устава компании.
  • Копия документа о нахождении на учёте в ФНС России.
  • Бухгалтерская отчётность за последний окончившийся год.
  • Копия документа, удостоверяющего личность главы компании.

Ответственность за недостаточную осмотрительность

При непроявлении должной осмотрительности, то есть заключении сделок с недобросовестным контрагентом, ответственность ложится на плечи лица, оформившего такой договор.

Ответственность связана с доначислением налогов — НДС и налога на прибыль. Дело в том, что документы, которые использовались для увеличения расходов, уменьшили налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, они предоставили возможность возместить НДС из бюджета. Если контрагент признан недобросовестным, и компания его не проверила, то она незаконно заплатила меньше налогов, а потому должна их доплатить.

Каких-либо штрафов именно за заключение договора с недобросовестным контрагентом не предусмотрено. Финансовые риски заключаются лишь в том, что компания не сможет на законных основаниях уменьшить налоги, а потому понесет больше расходов.

БЕСПЛАТНАЯ проверка – “Открытые сервисы”

Практически все основные параметры проверки контрагента можно найти в открытых источниках информации. Единственный минус такой проверки, на сбор и анализ информации потребуется довольно продолжительное время.

Проверка партнёра на официальном портале ФНС России

Проверка контрагента по ИНН
Официальный сайт Налоговой службы Российской Федерации предоставляет несколько полезных сервисов, которые работают в режиме онлайн и позволяют получить определённую информацию о потенциальном партнёре. Доступна проверка ИНН, сам факт регистрации юридического лица, регион его деятельности, сфера работы и ряд другой информации. Данные сгруппированы по разделам, все они доступны по адресу nalog.ru. Пользователям портала также доступна информация о запрещении деятельности для той или иной организации. Для получения таких сведений достаточно просто ввести ИНН организации. В настоящее время тестируется новый сервис, который позволит выявлять компании, созданные для мошеннических целей.

Конечно, львиная доля информации налогового и иного характера, касающегося деятельности компании, не находится в открытом доступе. Тем не менее перечень данных, доступных для ознакомления, постоянно расширяется. В последнее время на официальном сайте налоговой службы стало доступно много новой информации о деятельности любой организации. Появилась возможность оценить финансовый баланс компании за прошедший год. Также стала доступна усреднённая численность работников организации. Можно уточнить информацию о внесённых налоговых платежах и имеющихся просроченных задолженностях. Всю информацию можно получить бесплатно онлайн.

Реестр неблагонадёжных поставщиков

Федеральная антимонопольная служба составила Единый федеральный реестр неблагонадёжных поставщиков. Данная информация круглосуточно доступна в сети в любой момент.

Картотека арбитражных решений

Картотека арбитражных дел

На данный момент в картотеке находится свыше 15 миллионов арбитражных дел. Простая форма для поиска позволяет в рекордно короткий срок получить всю имеющуюся на компанию информацию из данной картотеки. При этом информационная карточка, которая появляется после обработки поискового запроса, содержит информацию о субъектах дела, самом процессе и его итогах.

Банк исполнительных производств

Информация о задолженностях

Интерактивный сервис Федеральной службы судебных приставов позволяет получить информацию об имеющихся задолженностях контрагента, которые были подтверждены в суде. Доступна сумма задолженности, ёё причина и степень погашения.

Единый федеральный реестр позволяет ознакомиться с важными фактами деятельности компании, в том числе с её взаимоотношениями с другими участниками рынка. Для поиска проверяемого контрагента необходимо заполнить достаточно простую поисковую форму. Поиск можно производить по контактным данным, индивидуальному номеру налогоплательщика и т. д.

Реестр действующих лицензий

Если предполагаемый партнёр занимается лицензируемым видом работ, то нелишним будет проверить действительность лицензии компании на осуществление профильного вида деятельности. Это тоже можно сделать в режиме онлайн.

Департамент природопользования располагает информацией о лицензировании деятельности, связанной с обращением опасных отходов. Надзорная организация в сфере связи лицензирует организации, занимающиеся передачей и распространением информации. Другими сферами также занимаются соответствующие ведомства. Сделать запрос можно на их официальных порталах.

Проверка паспорта на действительность

Проверка паспорта РФ

База данных Министерства внутренних дел России всегда актуальна, так как происходит её постоянное обновление. Этот информационный ресурс позволяет произвести проверку паспорта руководителя , потенциального контрагента или индивидуального предпринимателя, с которым предполагается сотрудничать.

Недействительность документа, удостоверяющего личность, может говорить о высоком риске мошеннических действий со стороны контрагента. С таким партнёром лучше не иметь каких-либо деловых контактов.

Государственные контракты

Государственные контракты

Если потенциальный партнёр регулярно заключает с государственными органами контракты на поставку товаров или оказание услуг, то такого контрагента можно считать благонадёжным. – С ним можно сотрудничать.

Реестр проверок

На официальном портале Генеральной прокуратуры России proverki.gov.ru всегда можно найти актуальную информацию об уже состоявшихся и планируемых официальных проверках любой организации. Простая поисковая форма позволяет быстро получить необходимую информацию.

Сайт предполагаемого партнёра

Стоит обязательно посмотреть официальный сайт компании и её страницы в социальных сетях, если таковые имеются. Внешний вид сайта, его доступность могут многое сказать об организации. Обратите внимание на портфолио контрагента, многие компании размещают на своих сайтах информацию о сотрудничестве с известными брендами. Эту информацию также стоит проверить. Большое значение имеют реальные отзывы. Если слишком много негативных отзывов, то от сотрудничества с такой организацией лучше отказаться.

Контрольные вопросы

Федеральная налоговая служба России рекомендует задать себе несколько простых вопросов, которые помогут оценить степень целесообразности сотрудничества с той или иной организацией. Вот эти вопросы:

  • Какого характера взаимоотношения объединяют вас и руководителя компании?
  • Знакомы ли вы с сотрудниками организации?
  • Имеется ли опыт делового взаимодействия с данным контрагентом?
  • Что было предпринято для проверки благонадёжности контрагента?

Как подтвердить добросовестность

Из критериев, в принципе, понятно, что нужно делать, чтобы не попасть под пристальное внимание: больше доходов и налогов, высокая зарплата, сказать «нет» сомнительным сделкам. На практике самая обычная операция может превратиться в небезопасную. Частично в прошлых статьях мы уже разбирали сложные ситуации:

  • Контролируемые сделки – практика по 115-ФЗ
  • Объяснения низкой средней зарплаты ­– применение МРОТ

Отмечу, что тщательный отбор поставщиков при работе с НДС актуален не только для крупных организаций, ведь небольшая компания на УСН иногда обязана заплатить налог (при импорте).

Что касается других способов обеспечить подтверждение собственной добросовестности, понадобится:

  1. Проверять при создании компании участников и руководителя на наличие дисквалификации, незавершенных судебных дел, крупных задолженностей, чтобы на начальном этапе избежать отказа в регистрации и ненужного внимания.
  2. Как-то не принято (да и закон не требует) при регистрации интересоваться происхождением имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, а следовало бы. У супругов, к примеру, есть совместное имущество (включая деньги), если другой супруг не знал о его использовании для создания общества, он вправе обратиться в суд, потребовать возврата, вхождения его в долю, что, разумеется, не пойдет на пользу организации. Проще всего – заручиться нотариально заверенным согласием.
  3. Вести максимально открытый диалог в сделках, руководствуясь, тем не менее, принципом разумности, сохраняя коммерческую тайну.
  4. Обратите внимание! В положении о персональных данных предусмотрите случаи передачи сведений третьим лицам. Примером служат пропуска на закрытую территорию поставщика. Т.к. они изготавливаются другой стороной, необходимо получить согласие сотрудников заранее. Не обязательно, но желательно запросить от контрагента письменные гарантии использования данных исключительно в указанных целях.

  5. Избегать в договорах слишком лояльных условий, если это не является одним из обычаев делового оборота или не дает компании дополнительных выгод. Например, долговременная беспричинная отсрочка платежа на крупный контракт для нового клиента будет подозрительна с точки зрения налоговой, а вот рассрочка с ежемесячными платежами и процентом – нормально.
  6. Не бросать дебиторскую задолженность на самотек. Это значит: писать претензионные письма, если предусмотрены санкции (пени, неустойки), рассчитывать их и требовать уплаты, обращаться в суд, вступать в ряды кредиторов при банкротстве.
  7. Проявлять внимание к оформлению операций и оперативно (не откладывая!) решать вопросы с ошибками, неточностями и неполным заполнением в документах, подтверждающих расходы, и счетах-фактурах.

Пример: поставщик указал в счет-фактуре старый юрадрес, сразу ошибку менеджер заметил, но не стал отправлять на исправление, документ был представлен на проверку. Поставщику налоговая доход не уберет, максимум, что его ждет – замечание, а вот для покупателя реален отказ в вычете по НДС.

Чем тщательнее отношение к работе по безопасности сделок, тем надежнее вы защищены от претензий налоговиков. Теперь разберем, что требовать от контрагента и какие признаки должны стать тревожным звонком.

Интерпретация полученной информации

Специалисты советуют делить информацию, полученную о контрагенте, на несколько групп. Во-первых, это объёмы деятельности организации на данный момент. Во-вторых, это существующие спорные моменты. И, в заключение, необходимо провести тщательный анализ возможных рисков. Стоит отметить, что финансовый вектор организации указывает на происходящее – рост либо стагнация.

Анализируя вышесказанное, становится понятно, что проверка благонадёжности потенциального партнёра – дело трудоёмкое и достаточно сложное, особенно для начинающего предпринимателя.

Поэтому целесообразно воспользоваться услугами специализированного сервиса «Контур Фокус». Данный сервис моментально проверит вашего контрагента.

Преимущества сервиса

Поиск информации о той или иной компании производится на основании контактных данных руководителя, ИНН или любого другого параметра. Сервис позволяет получить все вышеописанные сведения в кратчайшие сроки в наглядно оформленном виде.

Карточка организации, которую выдаёт сервис, помимо описанных данных выдаёт информацию о характере упоминаний контрагента в глобальной сети. Помимо этого, пользователю становится доступным знание о характере отзывов о деятельности организации с просторов всемирной паутины.

Любой пользователь сервиса может наблюдать за деятельностью нескольких сотен компаний одновременно. При этом любые значимые изменения не останутся незамеченными, о них сразу станет известно. Пользователь моментально получит соответствующие уведомления. Сервис обладает возможностью гибкой пользовательской настройки. Можно регулировать критерии, по которым будет отслеживаться деятельность организации.

Несколько дополнительных моментов, на которые обратите внимание. Помимо основной онлайн проверки стоит лично посетить офис организации для оценки статуса компании своими глазами. Нужно удостовериться, что организация располагается по заявленному адресу. Поговорите с руководителем или представителем организации. Во время беседы можно не только решить какие-либо деловые вопросы, но и оценить личные качества руководителя. Осмотр офиса организации в некоторой степени позволяет сделать выводы о финансовом состоянии юридического лица. Данный факт важнен при принятии решения о возможности сотрудничества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: