Проверки, проводимые трудовой инспекцией являются одним из видов проверок, осуществляемых государственными органами. Инспекция труда осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (часть первая ст. 353 ТК РФ).
Права и обязанности трудовых инспекторов государственных инспекций труда определяются нормативными актами, с которыми лучше ознакомиться заранее, с тем, чтобы понимать, не превышают ли инспекторы свои права в процессе проведения проверки и не нарушают ли своими действиями права работодателя.
В первую очередь, это глава 57 Трудового кодекса РФ, федеральный закон от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон № 294-ФЗ), а также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012г. N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее по тексту «Административный регламент»). Кроме того, Конвенция Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протокол к ней (1995), Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, Методические рекомендации по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.
ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК
Проверки могут быть плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ)
Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.
Плановые проверки носят комплексный характер и проводятся с целью установления фактического соблюдения работодателем требований трудового законодательства в целом или отдельных норм, разделов, например оплаты труда или порядка увольнения. Внеплановая проверка, в отличие от плановой, носит разовый характер, так как проводится по обращениям граждан (работников) о нарушении работодателем трудового законодательства.
Выявляем незаконные действия инспекции по охране труда
Независимо от того, что проверяют специалисты трудовой инспекции, при проведении ревизии на предприятии у них есть не только полномочия, но и обязанности. Если инспектор каким-либо образом нарушил регламент проведения проверки, она может быть признана незаконной, а проверяющий в этом случае будет оштрафован.
Наиболее распространенные причины признания деятельности инспекции незаконными:
- У инспектора на руках нет распоряжения. Во время своего визита на предприятие проверяющий должен в обязательном порядке предъявить свое удостоверение и распоряжение от руководителя ГИТ.
- Если данный документ не был предъявлен, работодатель имеет полное право не пускать инспектора на территорию организации, а если проверяющий уже успел все проинспектировать, при этом был выписан штраф, это решение можно оспорить в суде. Исходя из практики, суды в таких ситуациях чаще всего встают на сторону работодателя.
- Нет конкретных оснований, в жалобе не указана четкая причина обращения. Если контроль инициируется по заявлению сотрудника компании, но конкретная жалоба в обращении не указана, то оснований для данного мероприятия нет, то есть, если проверка проведена, ее признают незаконной.
- Сроки. Любая проверка имеет максимальный срок (20 дней, за исключением частных случаев), и срок, установленный в распоряжении. Если проверяющий превышает срок в распоряжении, действия могут быть расценены как незаконные, а сотрудник ГИТ оштрафован.
Порядок назначения проверки
Основанием для проведения проверки трудовой инспекцией в отношении конкретного работодателя является распоряжение руководителя (заместителя руководителя), типовая форма которого, утверждена приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141.
В распоряжении должны быть указаны следующие данные (ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ):
- наименование государственной инспекции труда соответствующего субъекта РФ, а также дата и номер распоряжения;
- вид и форма проводимой проверки;
- наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
- адрес (адреса) места нахождения работодателя (по этому адресу будет проводиться проверка, если она выездная);
- ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение проверки, а также привлекаемых экспертов, представителей экспертных организаций;
- цель и задачи проверки (если проверка внеплановая, то указываются реквизиты жалобы работника).
- предмет проводимой проверки, правовые основания её проведения, нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- срок проведения проверки, а также дата её начала и окончания
- перечень соответствующих административных регламентов;
- документы, которые необходимо представить инспектору для проведения проверки.
ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
Копия распоряжения заверяется печатью и вручается инспектором, проводящим проверку, под роспись руководителю (уполномоченному лицу). Указанное основание для проведения проверки является одинаковым и для плановых и для внеплановых проверок.
Задачи трудовой инспекции
Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:
- Контроль за соблюдением норм трудового права работодателями. Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
- Надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии.
- Надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
- Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
- Рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, которые финансируются государством.
- Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
- Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
- Оценку соблюдения правил охраны труда на предприятии.
Однако между этими проверками есть и различия.
Плановая проверка | Внеплановая проверка | |
Основание для назначения (издания распоряжения) | Ежегодный план проверок, размещаемый не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, на официальном сайте (https://www.rostrud.ru) гострудинспекции соответствующего субъекта РФ, а также на официальном сайте (https://plan.genproc.gov.ru/) Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет»* | Обращения граждан о нарушении работодателем трудового законодательства. Количество внеплановых проверок, в отличие от плановых, законом не регламентируется, так как они обусловлены исключительно возникшими основаниями для их проведения ** |
Форма проведения | Документарная и выездная | Документарная и выездная |
Срок и порядок уведомления | Не позднее, чем за 3 дня до начала ее проведения. Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта. | Не позднее, чем за 24 часа до начала ее проведения. Форма законодательно не установлена, это может быть нарочный, факс, почта. Важно, что уведомлять работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника, инспектор не должен. |
Основанием для включения в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 35 Административного регламента N 354н):
- государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или предпринимателя;
- начала осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются (перечень исчерпывающий):
- истечение срока исполнения работодателем выданного государственной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- поступление в Роструд или государственную инспекцию труда:
— обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
— обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ.
- наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как обратиться в трудовую инспекцию
Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.
Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.
Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.
Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.
После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.
По закону (статья 358 ТК РФ) органы ГТИ не имеют права разглашать имя лица, от которого поступила жалоба.
Порядок проведения проверки
Порядок проведения проверки, зависит от ее формы. Она может быть документарной или выездной. Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.
ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
При документарной проверке, инспектор сначала рассматривает документы, которые имеются в его распоряжении, например акты предыдущих проверок или ранее выданные предписания. В случае отсутствия или недостаточности таких документов для проведения проверки, работодателю направляется запрос с требованием представить необходимые документы, объяснения и информацию в письменной форме (п.п. 49, 50 Административного регламента N 354н). Конкретный перечень запрашиваемых документов и информации определяется исходя из цели проводимой проверки, а также в зависимости от объема уже имеющихся в распоряжении трудовой инспекции документов.
Работодатель обязан лично представить истребуемые документы в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного представителя) вместе со всеми пояснениями не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Представляемые документы, как правило, рассматриваются инспектором сразу в присутствии работодателя. Однако в некоторых случаях для этого может потребоваться несколько дней. Когда достоверность сведений, содержащихся в представленных работодателем документах, вызывает у инспектора обоснованные сомнения, либо эти сведения содержат ошибки или противоречия, то трудовой инспектор запрашивает дополнительные пояснения в письменной форме, которые должны быть представлены в течение десяти рабочих дней.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения инспектором труда, так как только инспектор, указанный в распоряжении о проведении проверки, имеет право ее проводить. Отметим, что инспекторы не проводят обыск работодателя, выемку документов, очные ставки и допросы свидетелей. Процедура проведения выездной проверки во многом схожа с документарной. В рамках выездной проверки инспектор труда проверяет сведения, содержащиеся в представленных работодателем документах и письменной информации, а также проверяет соответствие их фактическим отношениям с работниками и условиям их труда. Обязанностью работодателя является обеспечение доступа на свою территорию инспекторов и экспертов, проводящих проверку, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с запрошенными оригиналами документов.
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Что может стать предметом проверки
Во время проведения контрольных мероприятий инспекция по труду проверяет документы, связанные с трудовыми отношениями и правилами охраны труда. В обязательном порядке инспектор проверяет:
- трудовые договоры в письменной форме и их наличие;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- локальные нормативные акты и штатное расписание;
- трудовые книжки и правильность внесения записей;
- наличие подписей сотрудников на приказах о приеме на работу, назначении на другую должность и т.д.;
- книгу учета трудовых книжек и вкладыши;
- работу в выходные дни и сверхурочно (соответствующие приказы, согласия работников, согласования с профсоюзом);
- работу льготных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних и т.д.);
- соблюдение правил охраны труда;
- наличие положения о персональных данных сотрудников;
- работу с иностранными гражданами.
Подготовка к проверке
Проверка инспекции по труду проводится на основании приказа или распоряжения руководителя (его заместителя) органа Инспекции. Копия этого приказа (распоряжения) вручается под роспись частному предпринимателю (его представителю) или руководителю (представителю) юридического лица. По просьбе вышеуказанных лиц инспекторы обязаны:
- предоставить необходимую информацию об органах и должностных лицах, производящих проверку;
- ознакомить их с административными регламентами осуществления надзорных (контрольных) мероприятий и порядком их осуществления.
Порядок оформления результатов проверки
После того, как инспектором будут сделаны выводы по результатам проверки, он вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Если же документы и пояснения, необходимые инспектору для проведения проверки, представлены не будут, либо после рассмотрения представленных пояснений будут установлены признаки нарушений обязательных требований в сфере труда, то государственный инспектор труда вправе продолжить проведение проверки в выездной форме (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п.п. 52, 53 Административного регламента N 354н). Для этого руководителем трудовой инспекции (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки сроком не более чем на 20 рабочих дней. В таком случае общий срок всей проверки (документарной и выездной) будет составлять до 40 рабочих дней. А результаты всей проверки оформляются одним актом проверки по завершении выездной проверки (п. 65 Административного регламента N 354н).
Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Кроме того, привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки.
После того как работодателем будут представлены все необходимые документы и письменная информация и на их основании можно сделать объективные выводы по результатам проверки, инспектор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки.
Как и при документарной проверке, оформление результатов выездной проверки производится инспектором, как правило, в помещении государственной инспекции труда. Это связано с необходимостью оформления инспектором документов по результатам проверки посредством системы электронного документооборота АИС ГИТ (письмо Роструда от 30.04.2013 N ПГ/3526-3-2). Лишь в исключительных случаях акт проверки составляется непосредственно у работодателя.
Что необходимо предоставить инспектору?
Согласно норме ст. 357 Трудового кодекса РФ инспекторы вправе:
- требовать у работодателей и бесплатно получать от них все то, что проверяет инспекция по труду, т.е. любые документы, информацию, объяснения, которые необходимы для выполнения контрольных (надзорных) функций;
- изымать образцы обрабатываемых или используемых веществ и материалов с целью проведения их анализа.
По ходу проведения проверки Инспекция имеет право направить работодателю запрос с просьбой предоставить документы. Они предоставляются в форме копий, удостоверенных печатью (при ее наличии) и подписью предпринимателя (его представителя) или уполномоченного должностного лица организации.
Закон запрещает инспекторам:
- запрашивать информацию, документы, получать образцы, пробы, если они не относятся к тому, что проверяет трудовая инспекция;
- изымать оригиналы документов.
Оформление результата проверки
По результату проведенной проверки соответствующие должностные лица Инспекции составляют акт (два экземпляра). Приложением к акту могут являться (в случае наличия):
- протоколы отбора образцов производимой продукции, проб, полученных при обследовании объектов производственной и окружающей среды;
- заключения или протоколы проведенных испытаний, исследований и экспертиз;
- предписания с требованием об устранении нарушений;
- объяснения работников;
- иные документы, которые связаны с результатами проверки, либо их копии.
Ниже Вы можете ознакомиться с планом проверок государственной трудовой инспекции на 2013 год:
Ежегодный план проведения плановых проверок трудовой инспекции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей г. Москвы — и г. Санкт-Петербурга качать
На что чаще всего жалуются работники?
В процессе осуществления профессиональной деятельности у сотрудников могут появляться самые различные претензии в адрес начальства. Однако современная практика показывает, что наиболее распространенными из них являются следующие:
- Задержка заработной платы либо неправомерный отказ работодателя от исполнения своих финансовых обязательств. Зарплата является главной причиной и стимулом для качественного исполнения регулярных профессиональных обязательств сотрудниками. На работодателя, в свою очередь, возлагается серьезная ответственность в отношении осуществления регулярных выплат. В соответствии с установленными правилами, денежные средства должны выдаваться современным работникам не реже, чем два раза за один календарный месяц. Именно поэтому во многих компаниях действует следующее правило: сначала служащие получают аванс и уже потом – оставшуюся часть своего заработка. Несоблюдение этого правила является серьезным нарушением со стороны работодателя. Помимо этого, положенные сотрудникам денежные средства должны выдаваться им в строго определенные даты. Эти даты фиксируются в соответствующем разделе каждого трудового договора, а также в иных внутренних документах компании. Нарушение существующего графика выплат работодателем так же дает сотрудникам законное право на предъявление официальных претензий в адрес начальства.
- Незаконное произведенное увольнение. Как известно, каждый сотрудник может быть уволен из организации на основании собственного желания, по соглашению сторон, а также по одностороннему решению руководителя. Именно в последнем случае у работников, чаще всего, возникают претензии в адрес начальства.
- Нарушение работодателем законных прав служащих на регулярное получение оплачиваемого отпуска. В соответствии со стандартными правилами период отдыха должен предоставляться сотрудникам каждый год. Его продолжительность, в большинстве случаев, составляет ровно 28 дней. Уход сотрудников в законный отпуск осуществляется на основании заранее составленного графика. При этом служащий может принимать самостоятельное решение о том, возьмет ли он отпуск целиком либо разделит данный период на несколько частей. Работодатель, в свою очередь, обязан исполнить требования служащего. В противном случае у сотрудника будут иметься все основания для обращения в уполномоченную инстанцию и предъявления официальных претензий.
- Незаконное проведение работодателем сокращения. Право на сокращение у руководителя имеется, однако такие действия должны быть обоснованы с точки зрения законодательных норм. Более того, действующими правилами был установлен перечень особых категорий сотрудников, которые не могут подлежать сокращению ни при каких обстоятельствах. Следовательно, если работодатель все-таки примет решение сократить таких служащих, они смогут признать данное решение незаконным.
Общие положения
Проверки трудовой инспекции делятся на несколько видов:
- Документарные. При таких проверках инспектор не посещает организацию, проверяются только документы, которые рассматриваются на территории ГИТ.
- Выездные. В этом случае проверяющий посещает организацию лично, при этом он может не только затребовать документы, но и опросить сотрудников, проверить их рабочие места.
- Внеплановые. Такие проверки не имеют определенной периодичности, и инициируются по мере необходимости;
- Плановые. Проводятся через определенный промежуток времени, по графику.
- Предварительные. Данный вид проверок похож на расследование. Проводятся они в случаях, если в ГИТ поступил сигнал о несоблюдении трудовых прав, но у инспекторов недостаточно оснований для инициирования внеплановой проверки. При такой проверке инспектор вправе сделать опрос сотрудников, попросить пояснений от работодателя, но предоставление любых сведений носит чисто добровольный характер и не является обязанностью.
Ревизионные мероприятия, проводимые в рамках проверки трудовой инспекции, часто становятся предметом споров. Прочитав этот материал, вы точно будете знать, что делать.
Особенности таких проверок
Под внеплановую проверку от ГИТ может «попасть» любая фирма, независимо от регистрационной формы. Внеплановые проверки делятся на несколько типов, в зависимости от оснований и целей их проведения:
- Целевая. Самый распространенный тип, инициируется по заявлениям трудящихся.
- Комплексная. Всесторонне инспектируется деятельность организации в части соблюдения норм трудового права. То есть проверяется и соблюдение прав, и правильность ведения кадрового учета и документации, и соблюдение безопасности на рабочих местах.
- Документарная. Чаще всего проходит на территории трудовой инспекции, проверяются только документы. Если нет возможности запросить какие-либо сведения от сторонних госорганов, то их должен предоставить работодатель.
- Выездная внеплановая проверка проводится в случае, если просмотра одних документов недостаточно.
- Тематическая. Проводится, по тем же основаниям, что и целевая, но при этом не афишируется имя работника, подавшего жалобу. В таких случаях вместо рассмотрения конкретного факта нарушения, проверяется соблюдение какой-либо нормы закона в целом.
Для подготовки к проверке у работодателя есть 24 часа. Хоть проверка и внеплановая, но инспектор обязан предупредить о своем визите по почте, лично или посредством факсимильной связи.
Однако, редко, но и без предупреждения может «нагрянуть» внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях инспектор не должен предупреждать о своем визите? В случаях, если обращение связано с прямой угрозой жизни и здоровью работника, инспектор выезжает на место проверки в кратчайшие сроки без предупреждения администрации учреждения.
Закрытые организации могут узнать о проверке раньше, чем за сутки, так как для посещения инспектором такого предприятия необходимо будет согласование и пропуск.
Любой результат проверки, если работодатель с ним не согласен, может быть обжалован. Для начала, при подписании акта нужно в письменном виде указать на несогласие, далее обратиться в вышестоящие органы или в суд.