Как подготовить кабинет педагога психолога к началу 2019/20 учебного года. План-схема и чек лист


Сегодня вполне уместным является вопрос, как открыть кабинет психолога. Люди с профильным образованием не знают, с чего начать и что нужно для ведения частной деятельности. Зато востребованность данных услуг возрастает с каждым днем.

Если раньше индивидуальные консультации воспринимались как блажь или ассоциировались с глубокими психическими проблемами, то сегодня они являются потребностью любого активного человека. На Западе подобная практика уже давно стала обычной, у нас частные консультации психолога лишь начинают входить в моду.

Актуальность

Современный ритм жизни требует от человека невозможного. Нужно выполнять множество разноплановых функций, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать порой несовместимые роли. Люди испытывают невероятный стресс на работе, дома и даже по пути туда и обратно.

Сегодня редко появляется возможность пообщаться с друзьями, близкими людьми, да и те не всегда смогут понять и поддержать. Психологи способны вывести из кризиса, помочь найти себя в жизни, определиться с целями, решить внутренние конфликты и наладить общение с окружающими людьми.

Вот только специалист, который хорошо разбирается в человеческих судьбах и душах, не всегда способен самостоятельно организовать частную деятельность. Поэтому имеет смысл наладить партнерство между психологом и опытным предпринимателем.

Первый будет отвечать за предоставление качественных услуг, а второй – за организационные и административные моменты. Хотя не исключено, что и у самого специалиста получится открыть психологический кабинет собственными силами.

С чего начать?

Для ведения официальной деятельности на законных основаниях требуется зарегистрироваться в качестве ИП или ООО. Первый вариант подходит тем, кто самостоятельно решился на предоставление индивидуальных услуг. В таком случае процесс оформления бумаг не будет занимать дольше недели, а госпошлина окажется небольшой.

Второй вариант подходит для тех случаев, когда несколько психологов решают организовать совместный бизнес. Тогда придется подать всю уставную документацию, оплатить госпошлину и подождать около месяца решения государственных органов.

Какие документы следует оформить дополнительно? Не забудьте про такие моменты:

  1. Определиться с подходящей системой налогообложения – для перехода на упрощенную схему следует подать заявление в течение первого месяца после регистрации или сразу с основным пакетом.
  2. Указать коды ОКВЭД – 85.12 для предоставления психологических консультаций или 93.05, включающий различные персональные услуги.
  3. Если ваша работа будет связана с психотерапией и другими видами лечения, тогда потребуется получить соответствующую лицензию.
  4. Желательно иметь на руках и бумаги, подтверждающие профильное образование.
  5. Встаньте на учет в органах статистики, Пенсионном и социальном фондах.

Сколько стоит открыть кабинет психолога?

Данный бизнес включает в себя расходы следующего характера:

  • оплата аренды помещения;
  • оплата электроэнергии;
  • оплата рекламной кампании;
  • приобретение офисной техники;
  • приобретение мебели;
  • покупка расходных творческих материалов и канцелярии.

Источники дохода:

  • оказание индивидуальных психологических услуг (обычно оплата идет почасовая);
  • проведение тренингов социального взаимодействия.

То есть сделает вывод: начальное капиталовложение составит как минимум – от 100 000 рублей.

Обустраиваем кабинет

Есть несколько способов, как организовать рабочее пространство:

  • консультировать клиентов у себя дома;
  • приезжать к ним лично;
  • арендовать помещение под профессиональные потребности.

В первом варианте существует огромный недостаток для самого психолога. Вы нарушаете собственные границы, впускаете в свою жизнь клиентов, а также лишаете личного пространства домочадцев.

Второй способ ничуть не лучше. Ведь при этом специалист (чаще всего женщина) подвергает себя опасности, так как остается наедине в незнакомом месте с посторонним человеком. Также потребуется дополнительно тратить существенные суммы на городской или собственный транспорт.

И только третий вариант является правильным при организации рабочего пространства. В отдельном кабинете можно все обустроить так, чтобы клиенту и профессионалу было максимально комфортно и безопасно. И хоть для этого придется тратить существенную сумму на аренду, но она необходима.

Подумайте, где именно будет находиться кабинет. Для обеспечения конфиденциальности желательно, чтобы в здании было два выхода, а также предпочтительным считается размещение на первом этаже. Старайтесь выбрать место, до которого можно легко и быстро добраться, но чтобы при этом входная дверь не была на виду.

Уделите внимание интерьеру и зонированию. Обязательно примените на практике знания по психологическому восприятию света. Создайте максимально удобную и комфортную расслабляющую обстановку. Для этого используются приятные пастельные тона, белый, синий, зеленый оттенки. Старайтесь разместить лампы освещения таким образом, чтобы свет равномерно и мягко разливался по комнате.

Правильно зонируйте пространство. В кабинете может присутствовать рабочий стол, но для доверительного общения с клиентами желательно иметь возможность переместиться на диван или в удобные кресла.

Для игровой зоны или проведения различных видов терапии следует выделить дополнительное пространство, специально оборудованное для этого. Главное, что надо учитывать при создании рабочей обстановки, это комфорт клиента и возможность расслабиться эмоционально.

Из оборудования потребуется лишь компьютер или ноутбук для ведения документации, а также сейф или шкаф для хранения конфиденциальной информации и личных дел. При необходимости можно установить звукоизоляцию на стены, чтобы никакие лишние звуки не тревожили посетителей, а их тайны оставались внутри кабинета.

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Кабинет психолога — специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а также, это — часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности. Что касается массового образовательного учреждения, где дети проводят большую часть времени и один психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее место психолога как часть жизнедеятельностной среды. И эта среда должна отвечать общим принципам «обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка». Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта.
Первое условие. Кабинет психолога удобней расположить на первом этаже, так как психологи принимают не только детей, посещающих учреждение, но и их родителей.

Второе условие: должна быть максимальная изоляция, как территориальная, так и звуковая. Имеется ввиду, два особо важных момента: кабинет не должен быть проходным или смежным с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы. Третье условие: кабинет — это условное обозначение места работы психолога. Более правильно будет представить его как помещение, разделенное на три сферы деятельности, каждая из которых весьма специфична и по оснащению, и по функциональному назначению: диагностическая, коррекционная, релаксирующая.

Специально оборудованный кабинет практического психолога (КПП) может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного учреждения. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекции-онной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации. Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадью не менее 25-30 м, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью. Максимальная громкость звучания записей — 30 дБ (приглушенная речь). Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению психологического кабинета:

Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Документация: В кабинете психолога должны стоять папки с необходимой документацией

Перечень документации

  1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
  2. Журнал учета проведенной работы
  3. График работы
  4. Программы и методы психопрофилактической, диагнос-тической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
  5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Мебель: рабочий стол психолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие места детей, журнальный стол, 2-3 мягкие кресла или диван стулья. Дополнительные средства для дизайна интерьера: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками может служить стеллаж или композиция из цветов и растений.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности КПП.

Отбор методического инструментария

Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы.

1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоус-тойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.

2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии, в связи с этим необходимо разрабатывать отдельные диагностические методики в форме обучающего, формирующего эксперимента.

3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.

4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы.

5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.

Требования к методикам

Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям: — должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики; — должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение); — содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов; — методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения; — бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически; — методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью. Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал: -мячи, игрушки, детские поделки, -мягкие шары-кресла, строительные трансформеры и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии.

Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести, в частности, аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением. Психолог школьного психологического кабинета несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат. Для оценки своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменения уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости и т.п.). При проведении проективных методик с детьми разного возраста следует учитывать особую ситуативно обусловленную впечатлительность детской психики. Даже самый неискушенный в исследовании детского творчества родитель замечал, что после просмотра фильма дети рисуют, и лепят что-нибудь в соответствии с темой фильма. Таким способом они переживают только что полученные впечатления, производят работу по усвоению нового опыта. Поэтому не следует интерпретировать в каком-то особом смысле рисунок семьи, если после просмотра мультика про «Крокодила Гену и Чебурашку» ребенок нарисовал папу в виде крокодила [Шмелёв, 1999]. В работе со школьниками следует учитывать, что дети еще не вполне усвоили социальные нормы и для них «шкалы лжи» работают плохо или вообще не работают. Чем младше школьник, тем в меньшей степени для него пригодны опросники. В детской психодиагностике результаты диагностических процедур оказываются недостоверными еще и по той причине, что дети не всегда абсолютно правильно понимают смысл того, что от них требуется в методике. Речевое развитие детей до 12—13 лет не позволяет им однозначно понимать смысл многих инструкций и вопросов. Поэтому школьным психологам не следует чрезмерно увлекаться вербальными методиками, использующими речевой стимульный материал.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Одно из психологических средств воз­действия в ходе индивидуальных и групповых занятий в кабинете прак­тического психолога — специально подобранные музыкальные програм­мы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционального состояния организма человека. Так, варьируя музыкаль­ный фон, можно воздействовать на настроение, вызывать состояние покоя или возбуждения, управлять работоспособностью человека или уси­ливать релаксацию.

Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние

Основные параметрыОсновное НастроениеЛитературные определенияНазвания Произведений
МедленнаяСпокойствиеЛирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежнаяА. Бородин.: Ноктюрн из Струнного квартета; Ф. Шопен.: Ноктюрны фа мажор и ре — мажор (крайние части); Ф. Шуберт. «Аве Мария»; К.Сен – Санс. «Лебедь»; С. Рахманинов. Концерт № 2 (начало части II)
Медленная МинорнаяПечальСумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбнаяП. Чайковский. Пятая симфония (начало), Шестая симфония(финал) Э. Григ. Смерть Озе, Жалоба Ингрид из сюиты «Пер-Гюнт»; Ф. Шопен. Прелюдия до-минор, Марш из Сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К.Глюк. «Мелодия»
Быстрая МинорнаяГневДраматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаяннаяФ. Шопен. Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1, Прелюдия № 16, 24; А. Скрябин. Этюд № 6 соч. 8; П. Чайковский. Увертюра «Буря»; Р. Шуман. «Порыв»; Л. Бетховен. Сонаты № 14, 23 (финалы)
Быстрая МажорнаяРадостьПраздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостнаяД. Шостакович. Праздничная увертюра; Ф. Лист. Венгерские рапсодии № 6, 10, 11, 12 (финалы); В. Моцарт. Маленькая ночная Серенада (части I и IV); Л. Бетховен. Симфонии № 5, 6, 9 (финалы)

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают не только учащихся, но и учителей. Развитие богатой эмоциональной сферы дости­гается за счет вовлечения людей в широкий круг музыкальных художе­ственных переживаний, формирования эмоционально-позитивного восприятия мира, оптимистического мировоззрения. Если рассматривать сеанс музыкальной психотерапии со стороны возможности воздействия на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то, поскольку музыка является языком невербаль­ной коммуникации, наибольший эффект мы вправе ожидать во влиянии на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА КАБИНЕТА

Учитывая специфику задач, кабинет практического психолога должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение. Необходимо развести зону ожидания и консультативную зону.

Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КПП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.

Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь размещаются детские поделки, рисунки, уместно яркое оформление интерьера. Цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха. Эффект релаксации и снятия, мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки (аквариум, светомузыка, слайдовые изображения), а также функциональной музыки. Поэтому необходим магнитофон с набором кассет. В этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают в наше время, поскольку увеличивается количество детей и взрослых, испытавших травматический стресс. Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования кабинета школьного психолога, основным контингентом которого являются учащиеся различного возраста, их родители и учителя.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИТОДИЗАЙНА

В кабинете школьного психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха. Они могут выполнять и функции профессионально организованного пространства, когда цветы, цветочные стеллажи и стенки выполняют роль функциональных перегородок, отделяющих различные зоны кабинета (зону приема, например, от игровой зоны или консультативной зоны). Составляя интерьеры психологического кабинета, можно размещать в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство, которое призвано оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов). Органичным взаимодополнением к комфортным условиям фитодизайна является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что весьма благоприятно воздействует на детей разного возраста.

СВЕТОЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА

При организации кабинета практического психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению. Освещение. Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Рекомендуется комбинированное освещение, как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше направить на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет. Цветовой климат. Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека и способен изменить его настроение. Среда, в которую попадает клиент должна настраивать на диалог и доверительное общение. Поэтому, при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии. По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Ощущения человека меняются в зависимости от цветовой среды: желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, и наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого. Мебель синего цвета создает ощущение холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на «синем» сидеть не так «тепло», как на красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в этих помещениях одинакова. В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Белый цвет хорошо применим, когда выступает фоном для других цветов. При организации кабинета практического психолога важно учитывать и психологическое воздействие цвета двери в кабинете. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому. Отрицательные эмоции и нежелание, их открывать вызывают двери, окрашенные в серый мрачный цвет; окрашенные в веселые цвета — повышают настроение.

Цвет также связан и со слухом. При шуме усиливается функция зрительных рецепторов и поэтому интенсивнее становится и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум. Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими световыми раздражителями. Резкий шум будет восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета.

Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.

Связь между светом и психологическими характеристиками человека

Возраст (лет)Предпочитаемый ЦветЦвет, вызывающий отрицательное отношениеПреобладающее психологическое состояние
4 – 10Красный, пурпурный, розовый, бирюзовыйЧерный, темно- коричневый, серыйПребывание в мире сказок
11 – 12Зеленый, желтый, красныйОливковый, пастельно- зеленый, лиловыйПреобладание чувственного восприятия мира
13 – 16Ультрамарин, синий, оранжевый, (зеленый)Фиолетовый, лиловыйРациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания
17 – 19Красно-оранжевыйПурпурный, розовыйИнстинктивно целенаправленное восприятие мира

Один и тот же прием оформления различных элементов помещения по-разному действует на человека. Пол, окрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашенные таким же образом стены производят неприятное впечатление. Так, осматривая помещение, часто больше внимания уделяется стенам и именно нижней их части. Цветовое расчленение стен может их оптически удлинить. При окраске стен следует применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола. В зависимости от расположения цвета в комнате, он может по-разному воздействовать на человека.

Характерное воздействие цвета на человека.

ЦветВоздействие цвета на человека при расположении этого цвета
ВверхуНа боковых поверхностяхВнизу
ОранжевыйОберегает, концентрирует вниманиеСогревает, обволакиваетОбжигает
КоричневыйПрикрывает, тяжелитПроизводит впечатление землистости, вещественностиВселяет уверенность
ГолубойСоздает впечатление легкости, дружественности, небаОхлаждает, отчуждаетСоздает удобство для хождения
ЖелтыйОблегчает, веселитВозбуждаетПриподнимает

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека. 1. Стимулирующие (теплые) цвета красный — волевой, жизнеутверждающий способен побуждать к действию оранжевый — теплый, уютный располагает к задушевной беседе желтый — способствует к лучшему установлению контакта 2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета фиолетовый — стимулирует погружение в себя синий — отстраняет, создает дистанцию 3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета зеленый — освежает оливковый — успокаивает, смягчает желто-зеленый — раскрепощает 4. Приглушающие и подавляющие раздражение охра — смягчает рост раздражения коричневый, землистый — стабилизирует темно-коричневый – смягчает возбудимость белый, серый – гасят раздражение темно-серые, черно-синие, зелено-синие — изолируют и подавляют раздражение 5. Пастельные цвета розовый – вызывает чувство нежности лиловый – усиливает замкнутость и изолированность пастельно-зеленый — смягчает серовато-голубоватый — вызывает сдержанность Эти эффекты влияния цвета на состояние психики следует использовать при планировке функциональных зон кабинета в зависимости от задач работы. Зону ожидания и консультативную зону желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, не рекомендуется также создавать резкие цветовые контрасты в восприятии. Цветовое решение зон должно быть выдержано в основных тонах. Зону игровой психотерапии оформляют с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее действие, а не расслабляющее. По этой же причине не рекомендуется использовать яркие блестящие поверхности. Сеансы релаксации лучше проводить в полузатемненном помещении, что способствует расслаблению и снятию напряжения. Шторы на окнах должны быть из светонепроницаемой ткани. Эффект релаксации и снятия психоэмоционального напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки и светоцветового оформления кабинета. Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения; в цветосветовом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые цвета (потолок голубой для имитации неба, покрытие пола в зеленых тонах. Известно, что жизнь взрослого человека строится на основе его детского развития. Что может повлиять на поведение ребенка? Каким будет его характер? Почему он ведет себя так, а не иначе? Это те вопросы, которые актуальны для родителей и воспитателей детей дошкольного возраста. На эти и многие другие вопросы может ответить педагог-психолог.

Специализация

Стоит отдельно упомянуть о наличии высшего психологического образования. Если действовать в рамках закона, тогда оно не является обязательным, так как проект, согласно которому официальный документ станет необходимым, еще только рассматривается депутатами. Тем не менее с 2020 года любое предоставление социальных услуг требует соответствующей подготовки. Поэтому диплом по психологии все же лучше иметь в наличии.

Без образования вы не только не сможете обеспечить качественный уровень консультаций, но и столкнетесь с недоверием клиентов. А при любой жалобе от недовольных посетителей в прокуратуру можно и вовсе получить штрафы или запрет на ведение деятельности.

Для совершения простых консультаций, помощи в определении склонностей, личностных черт, сторон характера, других направлений тестирования этого вполне достаточно. Но если ваша деятельность предполагает более глубокое погружение в психические проблемы, лечение и психотерапию, тогда она уже относится к медицинской сфере обслуживания.

В данном случае государственным органам нужно предоставить документ, подтверждающий высшее образование по психиатрии, а также специалисту следует пройти специальное профильное обучение в выбранном направлении психотерапии. Только после этого можно получить соответствующие лицензии и разрешение на ведение подобной деятельности.

Также желательно заранее определиться, в какой области вы собираетесь специализироваться. Редко какой профессионал может похвастаться универсальностью. Поэтому подумайте, будет это детская терапия, консультация семейных пар, решение социальных или рабочих трудностей и т. д.

Проведение психологической работы в кабинете психолога

Работа начинается с составления графика работы психологической помощи. Об открытии кабинета необходимо известить как можно больше потенциальных клиентов.

Важно также определиться с направлением работы, какие услуги будут оказываться:

  • услуги детского психолога для родителей (в том числе, по проблемам подросткового периода) – решение спорных вопросов, конфликтных ситуаций;
  • услуги в решении семейных конфликтов – помощь в решении непонимания супругов между собой;
  • услуги в решении социальных отношений – решение отсутствия понимания в социуме;
  • услуги общего характера по запросам клиентов.

В начале деятельности психологического кабинета можно предварительно вести запись людей на оказание психологических услуг. Со временем это войдет в систему.

В нашей стране пока еще не принято, чтобы у каждого человека был свой психолог. Но все чаще люди ищут именно таких специалистов для решения личных проблем. И проще обратиться за помощью к кому-либо по рекомендации знакомых. Поэтому основным инструментом для привлечения новых клиентов окажется банальное «сарафанное радио».

Для этого обязательно предоставляйте лишь качественные услуги и отвечайте за свои действия. Благодаря репутации можно добиться, чтобы о вас пошла хорошая молва в городе.

Но такой вариант подходит только опытным профессионалам, у которых есть база постоянных клиентов. Начинающим психологам намного сложнее найти свою аудиторию. Поэтому нелишним будет воспользоваться доступными современными средствами привлечения внимания:

  1. Создайте сайт, группу в социальных сетях и займитесь контекстной рекламой.
  2. Размещайте о себе информацию на различных местных форумах, страничках.
  3. Можно написать статью про собственную деятельность в каком-либо журнале или на просторах интернета в популярных ресурсах.
  4. Есть смысл наладить личные контакты с парикмахерами, массажистами, маникюрными салонами и пр., где в доверительной беседе специалисты станут советовать вас при личных проблемах у клиентов.
  5. Используйте полиграфическую продукцию (объявления, визитки, листовки) и оставляйте их в местах, где чаще бывают ваши потенциальные клиенты (кафе, учебные учреждения, поликлиники, салоны красоты).

Поскольку начало частной практики может не оправдать ваших ожиданий, лучше застраховаться. Для этого помимо индивидуальных консультаций желательно иметь и постоянное место работы, хотя бы пока у вас не появится достаточно клиентов, чтобы выйти на полную окупаемость.

Риски собственного проекта

Узнав, как открыть кабинет психолога и что для этого нужно, не стоит сразу принимать ответственное решение. Лучше еще раз взвесить все плюсы и минусы и составить бизнес-план, чтобы представлять, какие трудности вас могут ожидать впереди и объективно оценить собственные силы. Так, в данном направлении существует несколько рискованных моментов:

  • Очень сложно наработать клиентскую базу, о чем уже шла речь выше. Вы должны не просто проявить себя как специалист и профессионал в своем деле, но еще и обладать маркетинговыми навыками в привлечении новой публики. А это не каждому дается легко. Возможно, имеет смысл заручиться поддержкой опытного предпринимателя, который будет развивать бизнес в этом направлении или же оплатить услуги компании, которая специализируется на рекламной деятельности.
  • Сегодня существует огромная конкуренция в данном направлении. И хоть спрос на психологические услуги растет с каждым годом, все же количество психологов увеличивается в геометрической прогрессии.
  • Есть сложности в определении того, помогла ли консультация в каждом из случаев. Ведь если оценить результат какого-либо медицинского вмешательства достаточно просто даже без специального образования, то действенность психологических методик иногда поддается сомнению. Кроме того, в каждом случае дать гарантию какого-либо результата специалист также не сможет.
  • Отсутствие нормативной базы и четкого законодательства в отношении данной деятельности пока еще нет. Это способствует появлению сомнительных «профессионалов», которые в целом губят репутацию настоящих психологов.
  • Из-за отсутствия предпринимательских навыков человеку сложно организовать свою работу таким образом, чтобы это было действительно выгодно и прибыльно.
  • Иногда случается и так, что создав собственную базу клиентов и всецело погрузившись в частное консультирование, психолог перестает заниматься ежегодным повышением квалификации и не успевает за новинками, современными методиками. Отсутствие профессионального роста скажется на качестве предоставляемых услуг и количестве клиентов.

Что нужно, чтобы стать психологом?

В сознании большинства людей засел стереотип, что психолог сидит в кресле напротив клиента и старательно записывает за ним, что он говорит, и дает рекомендации. На самом деле это далеко не так. Психология – обширная наука, и каждый специалист работает в своей сфере. Например, психолог в женской консультации будет помогать девушкам и женщинам пережить выкидыш или переубеждать делать аборт. Психологи в крупных организациях будут консультировать руководителей в способах эффективного управления людьми. Специалист, работающий в военных учреждениях, будет помогать вернуться военным к нормальной жизни после службы в горячих точках или новичкам адаптироваться. Это лишь несколько примеров из реальной жизни. И многие из них ведут частную практику.

В целом требования к психологу всего 2:

  1. Специальное образование.
  2. Опыт работы в выбранном им профиле.

Для начала необходимо определиться с тем, что вы хотите делать, то есть кого планируете консультировать. Например, это могут быть семейные пары с проблемами во взаимоотношениях. Или люди, страдающие табакозависимостью.

Плюсы и минусы профессии

Первый плюс – высокая востребованность специалистов. У хорошего психолога, который помогает решить людям их проблемы, никогда не возникает вопрос «где найти клиента?». Как правило, они ведут приемы по записи, а расписание составлено на месяц вперед. Ко второму плюсу можно отнести получение необходимых знаний для самого себя. Несомненный плюс – удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.

К минусам относят постоянные стрессы, вызываемые тяжелыми ситуациями и поведением клиентов. Также Психологу нужно постоянно следить за своим состоянием, чтобы оно не влияло на качество работы и клиентов.

Финансовые вопросы

Чтобы оценить, сколько денег потребуется для открытия психологического кабинета, нужно подсчитать все статьи расходов. В каждом из случаев они отличаются в зависимости от ситуации, но основные позиции следующие:

  1. Аренда помещения.
  2. Требуемая меблировка и техническое оснащение.
  3. Рекламная кампания.
  4. Оплата коммунальных услуг и пр.

В результате от того, какая сумма потратится на каждый из пунктов, будет зависеть и размер общих инвестиций в дело. Считается, что при минимальных затратах потребуется 100-300 тысяч рублей. Но очевидно, что для городов-миллионников и Москвы этого будет мало.

Окупаемость также существенно отличается от выбранного направления, уровня профессионализма, количества привлеченных клиентов и т. д. В этом деле важно правильно установить расценки. Сначала нужно сориентироваться в том, какую стоимость услуг предлагают конкуренты в вашем регионе.

Свои тарифы старайтесь выдерживать в среднем диапазоне. Ведь если слишком занизить цену, этим отпугнете большинство людей, которые посчитают, что вы сами не верите в собственные силы и профессионализм. При завышенной стоимости можно ожидать лишь состоятельных клиентов.

По средним показателям, за месяц работы кабинета психолога реально получить около 40 тысяч рублей. При этом раньше, чем через год все вложения полностью окупятся. Но очевидно, что чем больше было потрачено изначально, тем дольше придется ждать возвращения инвестиций.

Видео: как открыть кабинет психолога?

Расходы и доходы: за сколько окупятся вложения

Вы арендовали кабинет, у вас есть диплом психолога и дополнительный сертификат. Вы определились, что будете консультировать людей с проблемами во взаимоотношениях и семейные пары. Кстати, прием супругов стоит дороже.

Для начала разберем стартовые расходы. За основу возьмем город с населением в 600-700 тыс. человек. Аренда офиса – 1000 руб. за кв. м., площадь – 10 кв. м. Компьютерный стол с несколькими ящиками стоит 5,1 тыс. руб., офисное кресло – 4,5 тыс. руб., 2 стула – 2 тыс. руб. Уютный диван можно приобрести за 15 тыс. руб., кресла к нему – 8 тыс. руб. за штуку. В большинстве магазинов при крупной покупке делают скидку. Мы же посчитаем без нее.

Не лишним будет кулер. Например, клиент может расплакаться и попросить воды.

Затраты на открытие кабинета психолога:

Категория расходов Стоимость
Аренда (3 месяца) 30 000 руб.
Мебель 42 600 руб.
Компьютер 25 000 руб.
Музыкальный центр 5 000 руб.
Кулер и вода 3 000 руб.
Итого 105 600 руб.

Теперь рассмотрим регулярные расходы. Ежемесячно нужно будет оплатить:

  • аренду офиса;
  • услуги ЖКХ;
  • вода для кулера;
  • канцтовары
  • реклама.

Помимо оплаты аренды нужно заплатить за коммунальные услуги. Если вы арендуете кабинет в бизнес-центре, в услуги ЖКХ входят оплата электроэнергии, воды и уборщицы. К аренде офиса прибавляем еще 3 тыс. руб. В месяц нужно 4-5 бутылей воды для кулера. При стоимости в 140 руб. за штуку в месяц будет уходить 700 руб. На канцтовары – 500 руб., реклама – 5 тыс. руб. Расходы будут выглядеть следующим образом:

Категория расходов Стоимость
Аренда офиса 10 000 руб.
Услуги ЖКХ 3 000 руб.
Вода для кулера 700 руб.
Канцтовары 500 руб.
5 000 руб.
Итого 19 200 руб.

Теперь перейдем к доходам. Прежде чем устанавливать цену за один прием, узнайте, сколько берут конкуренты. В городах с населением от 1 млн. человек консультация у психолога стоит от 2000 руб., в небольших городах – 1000-1500 руб. Чем больше стаж психолога, тем выше цена. Краткосрочная терапия составляет 10 сеансов. Если у клиента большое количество проблем, в решение которых ему нужна помощь, то сеансов будет больше.

Один сеанс будет стоить 1500 руб. В первую неделю пришло 6 клиентов, из которых 4 согласились на краткосрочную терапию. Каждый из них ходит раз в неделю. Плюс каждый день приходит по 1 новому клиенту.

Неделя Количество клиентов Сумма
1-я неделя 6 9 000 руб.
2-я неделя 9 12 000 руб.
3-я неделя 9 12 000 руб.
4-я неделя 9 12 000 руб.
Итого 45 000 руб.

Таким образом, за первый месяц можно заработать 45 тыс. руб. Если вы принимаете по 3 клиента в день, то доход будет выше. Как минимум вы получите за месяц 90 тыс. руб. постоянный поток клиентов – непостоянная величина. Кто-то решил отказаться от ваших услуг, кто-то заболел, в итоге сумма доходов будет меняться. 45 тыс. руб. в месяц – оптимальная сумма, на которую можно рассчитывать. Все вложения окупятся за 3 месяца.

Мы взяли средние цены по стране. В разных регионах они будут отличаться. То есть, открыть кабинет психолога в одном регионе будет дешевле, чем в другом, и наоборот.

Не забывайте самосовершенствоваться. Раз в год проходите курсы по вашему направлению, читайте книги, в которых рассказывается о новых способах ведения сеансов с клиентами.

Старайтесь обзавестись так называемыми VIP-клиентами. Это сложно, но при хорошей работе они будут рекомендовать вас своим друзьям и знакомым. Соответственно ваш заработок увеличится. Сейчас модно проводить тренинги. Если вы освоите это направление, к вам будут регулярно обращаться люди с просьбой провести его в своем коллективе.

Отзывы

Алина: «Высокая конкуренция и слишком плохая осведомленность людей о деятельности психологов делают подобный проект весьма рискованным. Лучше иметь стабильное место работы, а личные консультации проводить по предварительной записи в кабинетах, которые можно арендовать на час-другой».

Марианна: «Без образования данным бизнесом лучше не заниматься. Большинство клиентов изначально интересуются вашей квалификацией, опытом, специальными знаниями. И дело здесь даже не столько в государственных законах, сколько в готовности довериться постороннему человеку».

Николай: «Очень удачным решением стало совместить силы и финансовые вложения бизнесмена и психолога. Так, каждый занимается тем, что лучше всего умеет и в результате через год деятельности наш кабинет стал узнаваемым не только в городе, но и в близлежащих регионах».

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  • Этический кодекс педагога-психолога
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
  • Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования)
  • Приказ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями на 21 января 2019 года)
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2020 г. № 32 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014”
  • Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (вступает в силу с 1 января 2021 года)
  • Письмо министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»
  • Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1889-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
  • Постановление № 88 от 21 апреля 1993 года «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений»
  • О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.05.1989 года №542/13
  • Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. №636
  • Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 г. Москва
  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»
  • Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
  • Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (по педагогам -психологам — пункт VIII)
  • Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
  • Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2020г. № 419 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2020 г. № 466 »
  • Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.07.2017 г. № 08 -ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
  • Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017 года)
  • Письмо МО и науки РФ от 30 июля 2020 г. № 07 — 4587 (проект нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях.)
  • Письмо Минпросвещения от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
  • Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Скачано: 663, размер: 4.6 MB, дата: 17 Авг. 2020

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]