Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки


Основание и правовые основы

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.
Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Кто и за что платит?

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Плательщики — организации и физлица, которые используют водоемы в видах деятельности, требующие лицензирования. К ним относятся:

  • забор воды;
  • использование акватории водоемов;
  • гидроэнергетика;
  • лесосплав в плотах и кошелях.

Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования. Такие соглашения должны быть заключены и приняты после введения Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ
ВН не взимается с 15 видов деятельности. Вот несколько из них:

  • полив сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами;
  • создание летних лагерей и санаториев;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охоты и рыбалки.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговые ставки

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

Перечень всех возможных ставок посмотрите в таблице.

Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один – река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях.

Первый – при заборе воды:

  • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
  • в пять раз за сверхлимитный забор.

Второй – при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2020 г. № ГД-4-3/721.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

УСН

Специальный налоговый режим не освобождает компанию от обязанности перечислять водный налог. Если коммерческая структура работает по объекту «Доходы», суммы «водных» перечислений в бюджет не влияют на размер «упрощенных» обязательств.

Если компания или ИП выбрала объект «Доходы, уменьшенные на расходы», «водные» перечисления необходимо включить в состав последних. Они уменьшат налоговую базу при расчете «упрощенного» налога.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Забор воды

Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу — квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита

Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.

Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.

При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2020 г.), объем (32 тыс. руб.).

Получается, за 2 кварт. 2020 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2020 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Что представляет собой водный налог

Водный налог представляет собой специализированный сбор, введенный только в 2005 году. Он выступил в качестве замены платы, которую обязаны были уплачивать предприниматели, пользующиеся в процессе работы водными объектами.

Этот налог представлен федеральным сбором, взимаемый с компаний и предпринимателей, пользующихся в процессе работы соответствующими водными ресурсами. Он берется дополнительно и с физических лиц, если устанавливается, что они применяют водные объекты.

Основные характеристики налогового режима

Для правильного расчета важно изучить его основные характеристики. К ним относится:

  • Налогоплательщики. К ним относятся компании, физлица или ИП, которые пользуются в процессе работы водными ресурсами, поэтому обязаны платить за этот процесс соответствующее количество денежных средств.
  • Объекты. В качестве него выступают лицензии, полученные компаниями или предпринимателями, чтобы они имели возможность пользоваться водными ресурсами или специальными объектами.
  • Налоговая база. Она представлена стоимостной оценкой определенного водного объекта, поэтому ее размер полностью зависит от того, как именно используется этот объект компанией или ИП.
  • Налоговый период. Он представлен кварталом. Какие установлены сроки подачи налоговой декларации для разных видов налогов вы можете прочесть тут.
  • Ставка. Она полностью зависит от того, как именно используется водный объект, а также в какой экономической зоне он располагается. Если основной целью применения воды является предоставление ее для использования населением, то за водопользование взимается налог, равный 81 руб. за 1 тыс. кубических метров.
  • Объекты налогообложения. В качестве объектов выступают: забор воды, применение разных водных ресурсов, использование воды в области гидроэнергетики и другие способы применения ресурсов для разных целей.

Важно! Нередко для одного водного объекта устанавливается сразу несколько ставок налога, поэтому сумма, которую должен уплачивать налогоплательщик, рассчитывается путем сложения всех полученных показателей.

Ставки устанавливаются в рублях за 1 тыс. куб. м. Размер данных ставок полностью зависит от того, в какой экономической зоне работает предприниматель. В процессе расчета непременно используются только рубли, поэтому копейки не принимаются в расчет.

В каком порядке осуществляется расчет и уплата водного налога вы можете посмотреть в этом видео:

Важно! Налогоплательщики обязаны самостоятельно производить расчеты, чтобы определить сумму, подлежащую к уплате в бюджет.

Уплата производится в том регионе, где находится компания или ИП (по юридическому адресу). Перевод средств выполняется до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Не предусматривается в законодательстве возможность для предоставления каких-либо льгот по этому налогу.

Кто выступает в качестве плательщика налога

В качестве налогоплательщика выступают субъекты, применяющие в процессе работы какие-либо водные объекты. Использоваться могут ресурсы не только морей, рек или озер, но и подземных источников, ручьев или болот и каналов.

Важно! Каждый субъект, пользующийся водными ресурсами, должен непременно обладать лицензией, причем допускается заменять ее специальным договором, заключенным с властями.

Без разрешительных документов незаконно пользоваться какими-либо водными ресурсами. Не прекращается обязанность по уплате налога, если закончился срок действия лицензии, а при этом компания или ИП продолжают пользоваться водными ресурсами.

Каждая организация обязана уплачивать данный налог, если пользуется водными объектами, а при этом отсутствуют возможность для какой-либо компании пользоваться льготами.


Когда платится водный налог? Фото: www.myshared.ru

Регулирование уплаты данного налога

В процессе использования водных ресурсов каждая компания должна учитывать основные требования законодательства в этой области деятельности. К ним относится:

  • в законодательном порядке устанавливаются все субъекты водного налога, поэтому предприниматели обязаны тщательно изучать данную информацию, чтобы не возникли проблемы с проверками;
  • деятельность должна вестись исключительно при наличии правильно оформленной лицензии, которая может быть заменена специальным договором, причем, даже если действие данных документов заканчивается, необходимость в уплате налога не прекращается;
  • не действуют какие-либо льготы при уплате водного налога, поэтому все предприниматели, пользующиеся в процессе работы водными ресурсами, обязаны перечислять средства государству в полном размере.

Важно! Нарушение каких-либо требований законодательства является причиной для начисления штрафов, а также применения иных мер наказания, которые могут даже заключаться в запрещении осуществления предпринимательской деятельности.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога — это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2020 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/[email protected] Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде — по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

Подробнее о сдаче электронной отчетности

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Особенности уплаты водного налога

Каждая компания, которая обязана уплачивать водный налог, должна разбираться в особенностях данного процесса. К ним относится:

  • Налоговая база. Не устанавливается единая база и ставка, что считается спецификой этого платежа. Размер базы зависит от разных условий. Учитывается объем используемой воды, для чего производятся измерения специальными приборами или применяются нормы.
  • Ставка. Количество используемых ставок является огромным, поэтому каждый предприниматель должен знать, как правильно выбрать определенную ставку. Для этого учитывается вид водопользования, место нахождения объекта, так как он может быть подземным или наземным, экономическая зона, в которой осуществляется деятельность, а также вид объекта.
  • Налоговый период составляет квартал, поэтому и уплата налога производится ежеквартально до 25 числа следующего за этим кварталом месяца.

Важно! Наиболее часто налогоплательщик пользуются специальными лимитами, установленными законодательно, что обеспечивает лёгкость определения налоговой базы без необходимости производить сложные измерения.

Правила расчета

Налогоплательщики должны самостоятельно осуществлять расчеты, на основе которых определяется оптимальная сумма средств, которая должна быть перечислена в бюджет.


Группы объектов налогообложения.

Для определения правильного размера налога надо обладать информацией:

  • ставка налога;
  • налоговая база.

Важно! Нередко одна компания пользуется сразу несколькими водными объектами, а при этом для каждого такого объекта должна определяться сумма налога, после чего все полученные значения складываются.

Как открыть свой бизнес по производству питьевой воды и нужно ли в таком случае оформлять лицензию и платить налоги вы можете прочесть здесь.

Например, фирма оформила лицензию на забор воды, причем лимит в квартал составляет 340 тыс. куб. м. За первый квартал забор воды был равен 320 тыс. куб. м. Ставка налога равна 300 руб., а коэффициент к ставке равен 1,32%. В этом случае сумма налога рассчитывается – 320000*300*1,32=126720 руб.

Как правильно заполнить декларацию

Важно не только грамотно рассчитать и вовремя уплатить налог, но и заняться оформлением декларации, так как за ее несвоевременную сдачу или за наличие ошибок в ней так же предполагается определенная ответственность для налогоплательщиков.

Важно! В декларацию вносится информация, полученная непосредственно налогоплательщиком, а к ней относится используемая ставка, рассчитанная сумма налога и налоговая база.

Правила и порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу.

Сдается декларация ежеквартально с одновременной уплатой налога. Важно, чтобы она была передана до 20 числа месяца, следующего после окончания отчетного квартала. Сдавать декларацию надо в ФНС, располагающуюся по месту нахождения компании.

Важно грамотно оформить и заполнить документ, для чего учитываются определенные требования:

  • допускается передавать ее в письменном или электронном виде, причем обязательно нужна электронная версия в случае, если в организации официально трудоустроено больше 25 человек;
  • если планируется сдавать документацию в письменном виде, то она заполняется только черной или синей шариковой ручкой;
  • все цифры указываются в рублях без учета копеек;
  • каждая ячейка предназначена для записи одного знака, в качестве которого выступает не только цифра, но и запятые или точки;
  • непременно содержится в документе дата его заполнения, подпись налогоплательщика и печать организации;
  • если имеются пустые ячейки, то в них ставится прочерк, а также его можно заменить нулем;
  • если требуется внести какие-либо исправления в готовый документ, то они должны быть заверены подписью налогоплательщика и печатью компании;
  • вверху на каждой странице декларации вписывается ИНН компании или физлица.


Образец заполнения декларации.
Декларация непременно содержит информацию о правильно рассчитанной налоговой базе, об используемых ставках, количестве водных объектов, применяемых налогоплательщиком и о правильно определенной сумме водного налога.

Важно! Если в одном налоговом периоде налогоплательщик не пользовался какими-либо водными объектами, то отсутствует налоговая база, поэтому не уплачивается налог, однако компания все равно должна сдавать декларацию, которая будет нулевой.

Порядок расчета водного налога

Ставку по основным видам водопользования определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

Водный налог в 2020 году рассчитывается по формуле:

Где:

  • объем воды — объем воды в пределах лимита, указанного в лицензии;

Внимание! Если лимит установлен на год, его нужно разделить на 4. Если установлен суточный лимит, то чтобы определить квартальный, нужно умножить его на количество дней в квартале (письмо ФНС от 22.01.2015 № ГД-4-3/[email protected]).

  • ставка — базовая ставка, утв. ст. 333.12 НК РФ.
  • 2,31 — повышающий коэффициент в 2020 году.

Если воды забрано сверхлимита, то для сверхлимитного забора воды применяется ставка, увеличенная на повышенный коэффициент. Формула для сверхлимитного забора воды будет выглядеть следующим образом:


Пример расчета водного налога см. здесь.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: