Налоговая нагрузка 2020: ФНС обнародовала свежие среднеотраслевые показатели


Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2019 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %
ВСЕГО 11,2 3,5
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,5 5,2
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,4 4,8
лесоводство и лесозаготовки 8,7 7,6
рыболовство, рыбоводство 10,1 6,0
Добыча полезных ископаемых — всего 41,4 1,7
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего 50,9 1,1
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 11,4 3,6
Обрабатывающие производства – всего 7,6 2,1
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 20,9 2,1
производство текстильных изделий, одежды 8,0 4,3
производство кожи и изделий из кожи 10,0 5,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 1,6 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,8 1,9
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,9 3,8
производство кокса и нефтепродуктов 4,2 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 3,0 2,3
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,1
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,9 2,8
производство прочей неметаллической минеральной продукции 9,3 3,4
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,0 2,1
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 9,9 4,4
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 11,7 5,1
производство электрического оборудования 7,5 3,3
производство прочих транспортных средств и оборудования 6,5 4,7
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,8 1,5
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего 7,1 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,3 2,1
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,7
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 7,110,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Фискальные последствия

Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, который корректирует введенную в России с прошлого года систему взимания налога на дополнительный доход (НДД), применяемого в основном в нефтяной отрасли. Что думают об этом эксперты и сами нефтяники — в материале «Ленты.ру».

Одной из главных тем нефтегазового форума в Тюмени, завершившего свою работу 24 сентября, стало изменение налогового законодательства для нефтяной отрасли, в частности корректировка параметров налога на добавленный доход (НДД) и отмена ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Негативное влияние налоговых новаций на российскую нефтяную отрасль и развитие регионов обсудили участники пленарной сессии «Будущее сегодня: новые возможности индустрии» тюменского нефтегазового форума.

Поправки в Налоговый кодекс и Таможенный тариф в конце прошлой недели внесло в Госдуму правительство, а 22 сентября они уже были приняты в первом чтении. Поправки в Таможенный тариф с 1 января 2021 года убирают возможность для компаний устанавливать пониженную экспортную пошлину на нефть с новых месторождений с особыми физико-техническими характеристиками. Эта льгота применяется с 2013 года и касается 15 месторождений. Также убираются льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти, льготы для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений. Взамен компаниям, которые пользовались вышеперечисленными льготами, предлагается перейти на режим НДД. Но законопроект пересматривает параметры самого налога, который играет не в пользу отдельных добывающих предприятий.

По мнению заместителя министра энергетики Павла Сорокина, необходимо приложить максимальные усилия, чтобы монетизировать имеющиеся в России ископаемые виды топлива, а не увеличивать налоговое бремя, особенно это актуально в условиях тренда на поиск возобновляемых источников энергии. «Если мы будем обкладывать дополнительными налогами нашу промышленность, которая сейчас пока еще не является лидирующей в мире, то это может оказаться очень большим бременем. Мало того что у нас ставки финансирования под все проекты очень высокие, у нас налоговая система достаточно сильно облагает налогами сектор добычи углеводородов, — заявил Павел Сорокин. — Если углеводородам осталось времени, когда они еще будут иметь ренту 30-40 лет, мы должны понимать: чтобы эти ресурсы сейчас не остались в земле, нам необходимо приложить максимальные усилия, чтобы их добыть и пустить на благо экономики».

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

С ним согласился председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, который в свое время в качестве вице-премьера курировал ТЭК. По его оценке, недавние поправки Минфина в Налоговый кодекс лишили отрасль трети новых проектов. «Просто за пару дней отсекли 30-40 процентов новых проектов, выведя их за рамки общей рентабельности. И здесь очень важно рассчитывать на следующие 15 лет, а не на один год. То, что сделал Минфин, — это расчет на один год, на 2021 год, где вдруг понадобились дополнительные 100 миллиардов рублей», — категоричен Аркадий Дворкович.

Налоговая политика в сфере ТЭК должна быть долгосрочной и стабильной, чтобы сохранить интерес инвесторов и поддержать развитие регионов. «Нельзя не признать, что стабильность налогового законодательства — это залог для гарантированных инвестиций, и в первую очередь в нефтедобычу и нефтехимию, и то, что правительство вынужденно пошло на изменения уже принятых правил игры, — в основном пострадали определенные компании», — сказал вице-премьер правительства Юрий Борисов. «Эффект на разные компании разный, и в большей степени проигрывают производители, которые использовали льготу по добыче тяжело-, высоковязкой нефти, поскольку она перестает существовать», — говорит директор по консалтингу в России IHS Markit Максим Нечаев. — Если добыча такой нефти будет приостановлена, то в будущем нарастить ее заново будет очень нелегко».

По мнению Юрия Борисова, в условиях кризиса надо искать меры по сохранению инвестиционной привлекательности и тратить больше, чтобы скорее выйти из кризисной ситуации. «Для меня как промышленника это очевидно, потому что если мы сокращаем бюджетные расходы в этом году, то и сбор в последующие годы не увеличится», — продолжил Борисов. Он выразил надежду, что предложенные изменения по налогам — это «краткосрочные меры пожарного характера». «Если мы восстановим нашу экономику, можно будет быстрее, с 2021-2022 года, обратно вернуться к более интересным механизмам, которые обеспечат преференции нашим ведущим компаниям, чтобы они динамичнее осваивали сегменты рынка», — заключил вице-премьер.

Ситуация действительно складывается сложная. «С одной стороны, изъятие около 300 миллиардов рублей в год из отрасли в условиях действия ОПЕК+ и низких цен имеет сильно негативные последствия для отрасли в части возможности финансирования новых проектов. С другой — бюджету сейчас крайне необходимы ресурсы для выполнения увеличившихся социальных обязательств из-за пандемии», — комментирует директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. — Для сохранения статус-кво было бы правильно ввести дополнительные стимулы для новых инвестиций в отрасли начиная с 2023 года после завершения ОПЕК+ и когда рынок стабилизируется. Причем делать это необходимо уже сейчас, так как цикл инвестпланирования в нефтяной отрасли минимум пять лет, а значит, инвесторы должны быть уверены в будущем уже сейчас».

Юрий Борисов

Юрий Борисов

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Главы «нефтедобывающих» регионов также отметили, что изменение налогового режима для отрасли может негативно отразиться на социально-экономическом развитии регионов. «Со стороны регионов мы все делаем. Но я считаю, сейчас самый ответственный момент, в первую очередь со стороны федерального правительства, проводить стабильную долгосрочную налоговую политику, возможно, в обмен на инвестиции. Потому что инвестировать в энергетику можно только с пониманием, что правила игры будут долгосрочными», — отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.

В свою очередь, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов назвал новости по изменению НДД «сильным ударом по отрасли» и указал на то, что такие налоговые изменения негативно повлияют на нефтегазовую отрасль и, как следствие, развитие региона. Он опасается, что в скором времени нефтяные компании начнут сворачивать планы и сокращать коллективы.

Представители бизнеса тоже отметили, что сохранение доходности и развитие новых проектов возможно только в условиях стабильного налогового законодательства. «С момента принятия инвестрешения до момента реализации проходит 18-20 месяцев. А решения законодательной базы, законодательной основы, льготного регулирования в том числе зачастую меняются в течение одного календарного года, а то и по несколько раз», — сказал первый вице-президент «Лукойла» Азат Шамсуаров.

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков

Фото: gazprom-neft.ru

Предложения Минфина по изменению налогообложения в нефтяной отрасли приведут к снижению инвестиций в нефтяной отрасли, что лишит сырья нефтегазохимию, развитие которой хочет стимулировать правительство обратным акцизом, считает председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. «Действительно, получается такая интересная, даже парадоксальная ситуация. С одной стороны, то решение, которое уже почти принято, по стимулированию переработки этана и СУГ — оно как раз направлено на дополнительные инвестиции, стимулирует строительство газохимических производств, но в то же самое время те новации, которые готовит Минфин, они приведут к сокращению инвестиций со стороны нефтяной отрасли», — пояснил он. «Это, безусловно, повлияет не только на региональные бюджеты и на наших смежников [нефтесервисные компании, производители материалов и оборудования для нефтегазовой отрасли], но и, безусловно, это повлияет через какое-то время на объемы добычи», — сказал Александр Дюков.

Председатель правления «СИБУР Холдинга» Дмитрий Конов согласился, что существенные регуляторные или экономические изменения создают угрозу для развития отрасли. «Смотря вперед, и карбоновый след, и фискальное регулирование нефтегаза приведут к сокращению тех возможностей, которые нефтегазохимия создает», — объяснил Дмитрий Конов. По его мнению, чтобы этого избежать, нужно создать стимул нефтегазовым компаниям расширять производство.

Быстрая доставка новостей — в «Ленте дня» в Telegram

подписаться

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2020 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Как составить пояснительную записку в налоговую

Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций

  1. Сервисы:

Пояснительная записка в ФНС — это документ, в котором налогоплательщик поясняет сложившиеся обстоятельства. Представители ФНС довольно часто запрашивают пояснения, особенно в случаях, когда в отчетности предприятия имеется значительное снижение фискальных платежей. Рассказываем, как правильно составить пояснительную записку.

27 сентября 2020 Автор: Евдокимова Наталья При проведении проверки инспектор вправе затребовать письменные разъяснения. Ситуации, в которых предоставить пояснительную записку в налоговую по требованию (образец мы предлагаем для НКО) обязательно, прописаны в п.

3 ст. 88 НК РФ:

  • В сданной декларации по налогу на прибыль отражены убытки. Обосновать убыточную деятельность перед ФНС придется в любом случае, поэтому подготовить пояснительную записку по убыткам можно заранее.
  • В корректирующей отчетности суммы к уплате в бюджет значительно ниже, чем в первоначальных расчетах. В такой ситуации инспектор может заподозрить умышленное занижение налоговой базы и платежей и затребует объяснить изменения.
  • Ошибки в сданной отчетности. Например, в декларации выявлены неточности или несоответствия. В таком случае налоговики требуют предоставить обоснование данных несоответствий либо отправить корректирующий отчет.

Ответить на запрос инспекции следует в течение 5 рабочих дней с момента официального вручения требования — такие нормы закреплены в п.

3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ. В особенных случаях ФНС придется уведомить о получении налогового запроса (Письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

На некоторых запросах может отсутствовать гербовая печать. Отвечать на такие требования все равно придется — такие пояснения даны в Письме ФНС РФ от 15.07.2015 № При составлении пояснительной записки руководствуемся следующими правилами:

  • Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такового бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
  • Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, приложите к пояснительной записке копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.
  • В описательной части пояснительной записки детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую нужно объяснить.
  • Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
  • Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснительная записка. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.

Если инспектор требует предоставить пояснительную записку по нестыковкам в декларации по налогу на добавленную стоимость, отправить ответ придется электронно.

Исключение из правил закреплены за организациями, которые отчитываются по НДС на бумаге.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

где:

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

где:

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

где:

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

где:

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по налогу на прибыль

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено. Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:

В упомянутом письме под низкой понимают налоговую нагрузку:

  • меньше 3% – для производственных предприятий;
  • меньше 1% – для предприятий торговли.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Почему налоговую нагрузку нужно знать «в лицо»?

Начнем с ответа на главный вопрос: зачем , то есть по отрасли и по рынку в целом, налоговую нагрузку?

Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия.

Налоговая нагрузка — один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых.

В период пандемии коронавируса на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действует до 30 июня. Далее ситуацию сложно прогнозировать, возможно, мораторий будет продлен, но есть немалая вероятность, что его действие скоро закончится. А это значит, что показатель налоговой нагрузки компании будет рассмотрен ИФНС «под микроскопом». В случае его несоответствия среднеотраслевым показателям резко увеличивается вероятность личного и длительного общения с налоговым инспектором.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Когда невозможно избежать убытка

К примеру, компания только была зарегистрирована, но уже успела провести процедуру заключения договоров и даже приступила к их осуществлению. Но выручка от продукции или иного вида деятельности была получена лишь спустя время после завершения отчетного периода. То есть компания по документам за отчетный период не получила прибыли, а значит, оказалась в убытках.

Для того чтобы налоговики не стали подозревать компанию в недобросовестном отношении к обязательствам, следует позаботиться о наличии доказательств честности организации. Причины, способные привести компанию к убытку, подразделяются на 6 видов:

  • Смена деятельности. В пояснении налоговикам следует предоставить бизнес–план, доказывающий естественность убытков, без которых невозможно начать новую деятельность. В предоставленном для ознакомления бизнес–плане должна присутствовать четкая информация о длительности убыточного периода и предполагаемой дате начала окупаемости вложений.
  • Убыточная реализация продукции. Периодически каждая компания сталкивается с тем, что приходится осуществлять продажу товара по заниженной стоимости. В качестве доказательств помимо акта от инвентаризационной комиссии налоговой службе также следует предоставить и приказ руководителя, где имеется информация о снижении цен на ряд продукции. В предоставляемом акте должна быть информация о виде, качестве проданной по сниженной цене продукции, а также причина снижения цены. Все предоставленные доказательства должны убедить налоговую, что иного выхода, кроме продажи товара по сниженной цене, не было.
  • Демпинговая политика. Если причиной снижения цены на товар компанией является борьба за рынок сбыта, то в этой ситуации следует доказать, что за счет такой продажи компания расширяет сбыт рынка, тем самым увеличивая последующие объемы реализуемого товара. Доказать свою честность в этой ситуации компании можно через маркетинговую политику. Также в качестве аргументов можно для ознакомления предоставить бизнес–план рынка сбыта. Обязательно следует предоставить в цифрах будущий эффект от проведенного мероприятия.
  • Поставщиками была изменена стоимость. К примеру, заказчик подписал долгосрочный договор с поставщиком с точной стоимостью на товар в рублевом эквиваленте. И хотя в договоре нет и слова о возможном изменении стоимости продукции, она может существенно измениться из-за того, что является импортной, то есть приобретается поставщиком в иной валюте. Колебания курса валют могут сыграть злую шутку. Конечно, в налоговой будет вопрос от том, почему компания продолжает сотрудничество с поставщиком. Нужно доказать налоговым службам, что причина сохранения договора является лучшим выходом для компании. Что если она расторгнет договор, то потерпит еще большие убытки.
  • Разрыв договора. Если заказчик решил расторгнуть договор, приведший к убыткам компанию, то налоговому органу следует предоставить документ, подтверждающий расторжение договора.
  • Форс–мажор. Пожар, неожиданное землетрясение и другие неподвластные человеку ситуации, способные создать компании убыток.
  • Везде нужны доказательства, особенно если в компании были выявлены убытки в конце года. Но если они появились в промежуточном периоде, то в этом деле главное — убедить налоговые службы, что подобная проблема — временная и полностью исчезнет к концу года.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: