Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2020 году?

Аттестация рабочих мест всегда была головной болью ответственных руководителей. Произошедшие изменения еще больше попортят нервы не только ответственным, но и безответственным работодателям, ведь от проверки никто не освобожден. Впрочем, проводя реформу, законодатель в первую очередь стремился обезопасить рабочие будни, обеспечить трудящихся теми гарантиями, которые по закону полагаются, а фактически игнорируются. И новые меры ответственности призваны внушить предпринимателям одну простую истину: «наняли людей в подчинение – обеспечьте им человеческие условия труда».

Аттестация рабочих мест

Последние изменения

Осуществлять свою трудовую деятельность в безопасных условиях – право каждого. Российская действительность вносит коррективы в эту аксиому.

Согласно законодательству, работодатель, имеющий в подчинении людей, неважно в каком количестве, обязан защитить их от негативных факторов, присущих рабочим местам. В охрану труда должно инвестироваться не менее 0,2% денег, затрачиваемых данной организацией на производство товаров. Сумма в реальности получается ничтожная, но даже она не всегда расходуется. Зачастую люди не получают элементарных защитных приборов, не говоря уже о компенсациях за труд в тяжелейших условиях.

Аттестация рабочих мест была направлена на обнаружение опасных, вредных условий производства и подгон существующих факторов под установленные государством стандарты.

Но, как показала жизнь, аттестация проводилась для галочки и не имела серьезных, далеко идущих намерений руководства улучшить трудовую жизнь персонала. Во многом это происходило, поскольку отсутствовал специальный законодательный акт, да и наказания не особо впечатляющие.

Конец фиктивной аттестации рабочих мест положило принятие в 2013 году закона «О специальной оценке условий труда». Он меняет представление об оценочной кампании.

СОУТ – совокупность мероприятий, способствующих распознаванию неблагоприятных условий и оценке их воздействия на трудящихся.

В целом, сущность спецоценки не отличается от сущности аттестации. Ключевые отличия состоят в подробной регламентации процедуры ее осуществления и более суровых наказаниях за непроведение или затягивание сроков.

Результаты СОУТ используются для довольно пресных, но необходимых целей, вроде профилактики или контроля. Но, кроме того, результаты способны преподнести плюшки работникам, такие как повышенный тариф отчислений в ПФР, гарантии и компенсации.

Поэтому коллектив более чем заинтересован в проведении надлежащей оценки. И закон дозволяет работникам интересоваться ходом проведения проверки, задавать вопросы и обжаловать ее итоги. А представители профсоюза даже могут инициировать внеплановую оценку. Но обо всем по порядку.

Процесс проведения аттестации

Существует три этапа аттестации, это оценка: норм гигиены, травмоопасности, обеспеченности защитой. По результатам аттестации заключается комплексная оценка. При проверки рабочих мест в производстве проверяется воздействие следующих факторов: биологических, химических и физических. При оценке условий трудовой деятельности проверяется напряженность труда и его тяжесть.

1 этап. Оценка гигиены

Проводится в соответствие с руководствами: Р 2.2.013-94 иР 2.2.2006-05.Оцениваются санитарные условия для труда, соблюдаются ли правила гигиены, нет ли нарушений со стороны работодателя, созданы ли все условия для безопасности работника. Проводятся лабораторные экспертизы, взятие проб.

По результатам оценки трудовые условия делятся на 4 класса вредности: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

2 этап. Оценка травматизма

В ходе оценки проверяется рабочее оборудование, а именно: эксплуатационные документы; есть ли защита при работе на этом оборудовании; наличие ограждений, сигнальных маркировок, блокировок и т.д.; исправность сигналов о поломке, аварийного запуска, прекращение энергоснабжения и т.д.; защита оборудования и электропроводки от внешних воздействий. Оцениваются инструменты и приспособления, необходимые для работы, соответствуют ли они нормам.

Комиссия руководствуется следующим требованиям по защите от: механических воздействий, воздействия электроэнергии, токсикации химическими веществами, воздействия температур и т.д. После проведения оценки трудовые условия делятся на три класса: оптимальный, допустимый, опасный.

3 этап. Оценка средств защиты персонала

Работники компании в обязательном порядке обеспечиваются необходимыми средствами защиты. Они должны соответствовать следующим требованиям: иметь сертификаты, соответствовать нормативам, соответствовать фактическим трудовым условиям.При обнаружении хотя бы одного несоблюдения порядка, рабочее место считается не обеспеченным средствами защиты.

Итоговая оценка условий труда

По завершению аттестации осуществляется комплексная оценка трудовых условий, основанная на результатах всех трех этапов. После чего выносится итоговое решение – соответствует ли рабочее место государственным нормативным требованиям или не соответствует.

Цели

Аттестация рабочих мест имела целями поддержание здоровья работников, предупреждение несчастий и профзаболеваний, выявление полезности или бесполезности средств защиты, мотивирование начальства улучшить трудовую обстановку.

СОУТ присущи аналогичные цели, а также появились дополнительные:

  • Унификация процедуры. Раньше существовало целых 3 процедуры проверки: аттестация рабочих мест и госэкспертиза условий труда, регламентированные ТК, СОУТ, предусмотренная ФЗ «О страховых взносах». Законодатель отметил: необходимо объединить эти процедуры. Тогда и бизнесмену придется заморачиваться однократно, и результаты проверки будут использоваться в широчайшем объеме.
  • Определение классов вредности. Когда человек трудится в неблагоприятных условиях, по закону ему полагаются определенные компенсации, такие как укороченная рабочая неделя или дополнительный отпуск. Вредность / опасность можно выявить именно по итогам СОУТ. Так что без спецоценки на банку сгущенки не стоит рассчитывать.
  • Расчет доптарифа по отчислениям в ПФР. Такой тариф предусмотрен для лиц, претендующих на льготный выход на пенсию.
  • Урегулирование трудовых конфликтов. Если работник жалуется в инспекции или в суд на плохие условия, только документы по СОУТ оправдают руководство.

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом здесь.

Кто освобожден от оценки

Аттестация долго провоцировала споры: надо или не надо проверять места офисного планктона? Новый ФЗ поставил точку в споре. Надо проверять. Спецоценка условий труда — неизбежное мероприятие для всех без исключения предпринимателей. Даже если сотрудники сидят в чистом, уютном офисе и нажимают на клавиши ноутбука, это не освобождает их руководство от проверки.

От СОУТ освобождены рабочие места людей, трудящихся:

  • дистанционно;
  • на дому;
  • на физлиц, не обладающих статусом ИП.

спецоценка

Из чего складывается стоимость проведения аттестации рабочих мест

Стоимость СОУТ складывается из большого числа компонентов. Изначально организация, уполномоченная провести аттестацию, проводит оценку предстоящего объема работ по информации, переданной работодателем. При внешнем осмотре рабочих мест опытные специалисты сразу определяют те из них, где нет опасных факторов для здоровья и жизни, следовательно, процедура по ним будет оценена по минимальному тарифу.

Для тех рабочих мест, где при внешнем осмотре был определен риск наличия вредных факторов, тарификация осуществляется после дополнительного изучения. На стоимость работ влияет и наличие однотипных рабочих мест – по ним, независимо от трудоемкости процедуры для экспертов, будет большая скидка от стоимости.

Задача работодателя заключается в том, чтобы грамотно составить список подлежащих оценке рабочих мест и выделить однотипные зоны, что приведет к большой экономии. В целом, стоимость аттестации определяется по следующим критериям:

  • объем предстоящих работ
  • количество рабочих мест, их сложность и специфика
  • число однотипных участков
  • сложность производственного процесса и связанных с ним факторов среды
  • локализация – важный аспект для сетевых компаний, что связано с дополнительными транспортными расходами, поскольку экспертам предстоит перемещаться из одного филиала или представительства в другой для проведения комплекса работ
  • проведение лабораторных исследований и измерений
  • подготовка документации (наличие документов предшествующей аттестации значительно упростит процесс и, следовательно, приведет к сокращению расходов)
  • существующие особые требования к проведению аттестации по конкретному предприятию

В итоге стоимость СОУТ может варьировать в пределах от 1,4 до 3,0 тыс. руб. за одно рабоче место. Трудоемкость процесса обусловливает значительные затраты.

Наверх

Напишите свой вопрос в форму ниже

Проведение оценки

За что спасибо новому ФЗ, так это за щепетильное расписание процедуры. Порядок СОУТ выглядит следующим образом.

  1. Образование комиссии. Комиссия создается из нечетного количества человек. В нее непременно нужно включить спеца по охране труда. Если имеется профсоюз, то его представитель также становится членом комиссии. Как при бывшей аттестации рабочих мест, обговаривается график.
  2. Установление списка оцениваемых трудовых мест. Когда места аналогичны, проверяются не все, а 20% от общего количества (но не менее 2-х). Под аналогичными местами подразумеваются однообразные по уровню шума, освещенности, вентиляционным системам, на которых работники выполняют одинаковые обязанности, пользуясь однотипным оборудованием и защитными приспособлениями.
  3. Договоренность с компанией. Минтруд позаботился о предпринимателях, во избежание сотрудничества с организациями-обманщиками и указал на своем сайте перечень допущенных компаний. С ней необходимо заключить гражданско-правовой договор. При аттестации рабочих мест существовала возможность привлечь не одну, а несколько организаций. И сейчас такая возможность не исключена. Эксперты-оценщики не являются членами комиссии, они действуют независимо.
  4. Передача экспертам необходимых документов. Это Устав, должностные инструкции, ИНН, штатное расписание и т.д. Не нужно утаивать какие-либо документы или сведения об особенностях деятельности компании. Оценщикам, как врачам: говорят только правду для собственной пользы.
  5. СОУТ по методике, утвержденной Минтрудом. Отличительный этап процедуры спецоценки по сравнению с аттестацией рабочих мест — идентификация. Выявлена вредность, опасность — необходимо проводить исследования, чтобы выявить ее степень и присвоить класс или подкласс. Если по итогам СОУТ неблагоприятные факторы абсолютно не выявлены, директор подает в инспекцию декларацию о соответствии. Она действительна 5 лет. За эти 5 лет в компании не происходили увечья, членовредительства, прочие несчастья и профзаболевания – жизнеспособность продляется еще на 5 лет. Идентификация не проводится в определенных случаях, например, если предыдущая аттестация уже выявила вредность. Нужно сразу переходить к исследованиям.
  6. Отчетность. Дается 3 дня, чтобы направить копию отчета компании-оценщице.
  7. Итоги СОУТ в народ. После утверждения отчета работодатель обязан под роспись продемонстрировать его трудовому коллективу. По ранее действующему законодательству выводы аттестации рабочих мест доносились до работников в 10 дней, сейчас срок составляет 1 месяц.
  8. Размещение информации об итогах проверки на сайте (если таковой имеется). Новое требование, во времена аттестации рабочих мест его не было.
  9. Форма 4-ФСС. Отчет по этой форме непременно должен быть направлен в страховой фонд.
  10. От слов к делу. Далее предстоит самое трудное: использовать результаты спецоценки на практике. Во-первых, трудовой договор определенных сотрудников должен быть изменен или дополнен с учетом бонусов за работу в тяжких условиях. Во-вторых, взносы в ПФР рассчитываются по новым тарифам, в зависимости от класса вредности. Раньше было 6% или 9%, а теперь от 2-х до 8%, если условия вредные, опасные. Повышенные тарифы применяются именно по итогам СОУТ. Поэтому пенсионщики, когда слезно, когда грозно просят вовремя подавать итоги спецоценки.

Цель проведения аттестации или специальной оценки условий труда

Проверка проводится для того, чтобы привести трудовые условия к установленным нормам. Для этого необходимо:

  • Проконтролировать состояние рабочих мест;
  • Изменить размер страховых взносов на случай травматизма;
  • Составить список лиц, которым необходимо пройти медицинскую проверку;
  • Обеспечить персонал средствами защиты;
  • Изменить график работы для работающих во вредных условиях (сократить рабочий день, установить дополнительный отпуск и т.д.);
  • Изменить технологию процесса или приостановить работу цеха;
  • Привести наименования должностей в соответствие Общероссийскому классификатору профессий;
  • Применить санкции за нарушения по охране труда.

Сроки

Плановую оценку, как и ранее аттестацию рабочих мест, надлежит проводить единожды в 5 лет. Когда утвердили отчет о СОУТ, начинайте отсчитывать.

Законодатель предусмотрел время для перехода и привыкания к свежим правилам. Если до конца 2013 года проводилась аттестация рабочих мест, спецоценку можно было не проводить в дальнейшем 5 лет.

Но сроки истекли в декабре прошлого года. Так что в 2020 году оценку придется проводить. По-хорошему, ее стоило провести еще в 2018 году. Трудовые инспекторы вполне могут проявить нездоровый интерес к затягиванию сроков.

Помимо плановой, существует внеплановая СОУТ. Перечень оснований для ее проведения несколько модифицировался, по сравнению с причинами внеплановой аттестации рабочих мест.

Внеплановая оценка неизбежна, если:

  • начинают эксплуатироваться новые трудовые места;
  • по итогам проведения госнадзора обнаружились нарушения ФЗ «О СОУТ», и предпринимателем было получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • имело место травма, увечье или профзаболевание, возникли они в силу влияния рабочей среды;
  • иные причины.

Внеплановая СОУТ должна быть произведена в течение 6-ти месяцев после наступления таких ситуаций (иногда в течение 12 месяцев).

ответственность что это

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.
Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2020 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2020 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки – на следующем видео:

Ответственность

Гвоздь программы – статья 5.27.1 КоАП. Именно она устанавливает кару за наплевательское отношение к людям.

Статья гласит, что непроведение спецоценки или несоблюдение порядка наказывается штрафом:

  • должностным лицам – 5 – 10 тыс.;
  • юрлицам — 60 — 80 тысяч;
  • предпринимателям — 5 – 10 тыс. рублей.

Прежние штрафы при аттестации рабочих мест были значительно меньше. Предприниматели рисковали тысячей – пятью тысячами, а юрлица – тридцатью – пятидесятью тысячами.

Злостные работодатели, нарушившие закон повторно, наказываются следующим образом:

  • должностные лица – штраф 30 — 40 тысяч рублей, либо отстранение от 1 года до 3-х лет;
  • предприниматели – штраф 30 – 40 тыс., либо приостановка работы до 3-х месяцев;
  • юрлица – штраф 100 — 200 тысяч или приостановка работы до 3-х месяцев.

Статья 5.27.1. КоАП в качестве меры наказания предусматривает предупреждение. Минтруд заострял внимание на том, что для малого бизнеса именно эта мера будет первоочередной. Работодателям может направляться предостережение с указанием сроков для исправления нарушений.

С 2020 года данные о СОУТ хранятся во ФГИС – федеральной государственной информационной системе. Специалисты предупреждают, что в 2020 году планируется введение автоматического штрафования. Если в системе нет сведений о спецоценке от конкретной компании – штраф начисляется автоматически. Но порядок автоматического сбора штрафов пока не утвержден.

Уголовная ответственность за несоблюдение охраны труда предусмотрена ст. 143 УК. Как и раньше, при аттестации рабочих мест, не проведенная или халатно проведенная СОУТ, повлекшая ущерб здоровью или жизни сотрудника может вылиться в штраф, исправительные работы, либо тюрьму.

Если взглянуть на практику, видно, что трудовые инспекторы уже активизировались. Данные о наложенных штрафах публикуются на сайтах региональных трудовых инспекций для назидания и устрашения безответственных.

Еще в ход активно идут предписания явиться, дать объяснения, почему не провели спецоценку в установленные сроки.

Санкции за несоблюдение правил проведения аттестации

За нарушение установленных законом правил, а также за умышленное уклонение от ее проведения обязательно следуют санкции в соответствии с административным законодательством. Предприятие может быть оштрафовано, что еще хуже – может быть установлен запрет на ведение деятельности на довольно длительный период.

Оборудование для проверки

В частности, индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере 5 000-10 000 руб. или может быть приостановлена его деятельность на период до 90 дней. Для юрлиц предусмотрены более суровые наказания – штраф 60 000-80 000 руб. или приостановление работы на период до 3-х месяцев. Предприниматели рискуют потерять не только прибыль, но и репутацию, потому оттягивать проведение аттестации не в их интересах.

Для суда будет явно доказанной вина руководства предприятия, если вдруг произойдет несчастный случай. И в этом случае последует не административное, а уголовное наказание в виде исправительных работ в течение двух лет или штрафа в размере до 400 тысяч руб.

При положительных итогах предприятие сможет воспользоваться льготами:

  • За счет улучшения условий труда сокращаются потери, связанные с выплатами по больничным листам, оплатой периода простоев.
  • Предприятие получает возможность уточнить и оптимизировать перечень рабочих мест, где работники получали доплаты за «вредность».
  • Сократить суммы выплат по страховке от несчастных случаев.
  • При своевременном проведении проверки предусмотрена частичная компенсация в виде 20% от суммы страховых взносов в Фонд соцстраха.

СОУТ – это индикатор законопослушности работодателя и его делового реноме.

Советы

От проведения СОУТ не отречься ни под каким предлогом, а потому запомните несколько советов, которые сделают этот процесс безболезненным:

  1. Проверяйте компанию-оценщика. Запросите ее уставные документы: СОУТ указана как ключевое направление деятельности – все отлично и замечательно. Эксперты должны быть сертифицированы, а один из них иметь врачебное образование определенной специфики. И наконец, в структуре организации есть лаборатория для испытаний. Соответствие этим требованиям означает, что компания-оценщик надежная, и с ней можно взаимодействовать без опасений. Учтя печальный опыт аттестации рабочих мест, когда орудовало немало мошенников, Минтруд собрал воедино список всех допущенных к проведению оценки организаций.
  2. Не экономьте на оценщиках. Существует 3 категории рабочих мест: офисное, 1 и 2 категории. Понятно, что провести оценку места юриста, трудящегося в тепличных условиях, не то же самое, что и металлурга, закинутого в пекло в прямом смысле. Даже Минтруд заявляет, что оценить одно рабочее место обходится в 2 500 – 4 000 руб. А если речь идет о месте, требующем измерения уровня содержания химических веществ, цена способна подпрыгнуть в три раза. И это обоснованно. Цена складывается из оплаты труда экспертов, износа оборудования, затрат расходных материалов, использования недешевых оценочных приборов. Компании, заявляющие подозрительно низкие цены, могут провести оценку так, что первая проверка посулит штраф за эту филькину грамоту.
  3. За СОУТ, как и ранее за аттестацию рабочих мест, платит работодатель. Но ФСС может вернуть в виде скидки часть денег, отданных оценщикам. Чтобы получить скидку за проведение СОУТ, нужно представить в страховой фонд заявление на скидку, план мероприятий по охране труда, план денежного обеспечения, все документы по спецоценке. Скидка от ФСС к страховому тарифу может достигать 20%.
  4. Улучшили трудовые условия – закажите новую оценку, даже если еще не срок. Это позволит сэкономить на отчислениях и возмещениях работникам.

Кем проводится оценка условий труда

Организовывать аттестацию обязан каждый работодатель любой формы собственности (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо). Осуществляется аттестационной комиссией и аккредитованной организацией, привлеченной предприятием на платной основе. Состав комиссииутверждает работодатель, в него входят:

Для больших организацийДля небольших предприятий и малого бизнеса
Представители руководителя (начальники структурных отделов, юристы, работники кадров, бухгалтера по заработной плате,медработники и т.д.), один из них назначается возглавляющий комиссию.Работодатель либо его представитель.
Специалист по охране труда.Специалист, привлекаемый работодателям для выполнений функций охраны труда.
Член профсоюза.Член профсоюза.
Представитель аккредитованной организации.Представитель аккредитованной организации.

Задачи комиссии:

  • Руководить и контролировать все этапы проверки;
  • Сбор необходимых документов и их изучение;
  • Составление списка рабочих мест, которые будут проверяться;
  • Проверка соответствия наименования профессий и должностей Единому справочнику;
  • Нумеровка рабочих мест;
  • При необходимости предложить внести изменения в обязанности работодателя в трудовом договоре (обеспечение средствами защиты, изменение графика работы, обеспечение надбавками к зарплате за вредность и т.д.);
  • Разработка плана по приведению мест в соответствие с нормами.

Аккредитованная организация – это независимое лицо. Работодатель может привлечь несколько организаций.

  • Задачи аттестующей аккредитованной организации:
  • Определить методы замеров и состав специалистов, которые будут их производить;
  • Изучить документы, обеспечивающие трудовые условия;
  • Запрос объяснений по возникающим вопросам.

Согласно договору, аттестующая аккредитованная организация должна:

  • Сделать необходимые замеры;
  • Оценить соответствия мест нормам;
  • Составить отчет о проверке.

Аккредитованная организация вправе отказаться от проведения проверки при не предоставлении необходимых документов или при отсутствии условий для замеров.

Согласно ФЗ №426, ред. от 01.01.2014 г предъявляются следующие требования к аккредитованным организациям, выполняющим СОУТ:

  • Лицензия на проведение СОУТ.
  • В составе должно быть не менее пяти экспертов с сертификатами и не менее одного эксперта –специалиста с высшим образованием по любой из специальностей: врач по общей гигиене, специалист по лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.
  • Наличие аккредитованной исследовательской лаборатории.

Если организация не будет соответствовать требованиям, то ее решение будет не действительным.

Цели и критерии аттестации

Цель такой тщательной проверки — выявление опасных для жизни или вредных для здоровья работников условий. Проверяющая комиссия ориентируется на положения 209-й статьи ТК, в которой приведены все основные требования государства по охране труда. Работодатель обязан проводить установленные государством мероприятия по приведению рабочих условий в соответствие с принятыми нормами.

Согласно шестой части 209-й статьи ТК, под местом для работы подразумевается специально оборудованное место, на котором работник находится всю смену или день, и при этом его деятельность контролируется работодателями.

Министерский приказ под номером 590Н, изданный в декабре 2012 года, внёс изменения в ранее действовавший приказ под номером 342Н.

В настоящее время не требуют аттестации следующие типы мест:

  • места офисного типа, на которых работники не имеют отношения непосредственно к производственному процессу и специальной технике;
  • места, где сотрудники работают исключительно с бытовой или копировальной (офисной) техникой.

При этом список мест, требующих тщательной и регулярной проверки (минимум раз в пять лет) достаточно обширен.

К ним относятся:

  • общий трудовой стаж
    рабочие места, имеющие отношение к хранению, использованию (применению) или транспортировке различных веществ и материалов;

  • места, где требуется применение различных инструментов (электрических, механических или ручных);
  • места, имеющие потенциальные источники опасности для человека (например, наличие электрических высоковольтных кабелей, электромагнитного излучения, вибраций и так далее);
  • места, где используется, ремонтируется, отлаживается или испытывается различное оборудование (транспорт, механизмы, машины, установки, аппараты и другие технические приспособления);
  • места, где работники заняты трудом на различном техническом оборудовании, машинах, транспортных средствах, установках и аппаратах.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция законодательства о спецоценке рабочих условий состоялась 1 мая 2020 года, при принятии закона о внесении поправок № 136-ФЗ.

В ходе последних изменений редакции подверглись следующие статьи и положения:

  • Пункт 2 части 2 статьи 4, предусматривающей обязанности работодателя по обеспечению безопасной рабочей среды, была дополнена положением, обязывающем работодателя проводить анализ предложений рабочих по улучшению условий труда и предпринимать соответствующие меры;
  • Статья 10, определяющая особенности идентификации вредных и опасных факторов на производстве, была дополнена частью 8, которая предусматривает следующие полномочия эксперта: изучение документов, относящихся к технологическому процессу, эксплуатации оборудования, рабочей дисциплине и другие влияющие на трудовую безопасность регламентов, правил, уставов и постановлений;
  • осуществление обследования рабочих мест;
  • присутствие при выполнении работником своих обязанностей и наблюдение за ним;
  • другие предусмотренные действия, необходимые для идентификации вредного воздействия;
  • Статья 11, описывающая порядок декларирования результатов экспертизы была дополнена следующими положениями:
      часть 1, предусматривающая особенности составления отчёта о местах, в которых не были обнаружены вредные факторы, была расширена условием, при котором такая процедура декларации сохраняется и для рабочих мест, где опасное воздействие обнаружено в допустимых для здоровья нормах;
  • часть 5, определяющая условия проведения внеплановой специальной оценки условий труда, была дополнена положением, в соответствии с которым внеочередная проверка осуществляется и при обнаружении несоответствия в рабочей и трудовой документации при проведении мероприятий по государственному надзору;
  • Статья 12, которая устанавливает особенности проведений исследований и измерений вредного воздействия, изменена в части 5, в соответствии с которой организации, осуществляющие спецоценку, самостоятельно определяют состав экспертной комиссии и методики измерений;
  • Статья 14, предусматривающая классификацию трудовых условий, изменена в части 7, в новой редакции устанавливающая возможность уполномоченного федерального органа, осуществляющего спецоценку, снижать класс и подкласс условий труда более чем на одну ступень в соответствии с приказом Министерства труда.
  • Статья 15, определяющая порядок обработки данных, полученных при проведении специальной оценки, была изменена в следующих частях:
      часть 1, предусматривающая перечень информации, составляющей результаты исследования, была изложена в новой редакции в пункте 5, устанавливающим составления протокола об эффективности средств индивидуальной защиты;
  • введена часть 5.1, обязывающая работодателя в течение трёх дней после утверждения отчёта о проведении спецоценки уведомить соответствующую экспертную организацию о факте осуществления проверки;
  • Статья 17, описывающая порядок проведения внеплановой спецоценки трудовых условий, была подвергнута следующим изменениям:
      изложена в новой редакции часть 2, согласно которой внеочередная спецпроверка осуществляется в течение 6 и 12 месяцев для определённых условий, указанных в части 1 той же статьи;
  • добавлена часть 3, в соответствии с которой при реорганизации предприятия, изменении личных сведений работодателя или изменений названий рабочего поста, которые не повлекли за собой основания для проведения спецпроверки, экспертная комиссия принимает решение об отмене указанного мероприятия;
  • введена часть 4, которая предусматривает в период после осуществления внеплановой проверки до утверждения соответствующего отчёта не изменять условия труда рабочего на его месте в части предоставления ему гарантий и компенсаций за негативное влияние производственных факторов на его здоровье;
  • Статья 18, предусматривающая работу федеральной системы учёта данных о проведении спецоценок, изменена в следующих положениях:
      изложена в новой редакции часть 1, обязующая проверяющую организация направлять все сведения о проведении специальных оценок труда и их результатах в единую федеральную информационную систему;
  • часть 2 предусматривающая перечень данных, вносимых в отчёт о проверке, изменена в пункте 2, который описывает информацию о рабочем месте, подпунктом “д”, описывающим перечень параметров, которыми определяются вредные и опасные факторы, влияющие на работника;
  • введён подпункт “и”, который обязывает включать в отчёт о проведении спецоценки информацию о принятии соответствующего решения уполномоченным федеральным органом;
  • Статья 19, описывающая требования к организациям, осуществляющим специальную оценку трудовых условий, была изменена в пункте 2 части 1, который предусматривает наличие не менее пяти экспертов с соответствующей лицензией и работающих на основании трудового договора, а также не менее одного эксперта, обладающего высшим образованием в сфере гигиены, и санитарно-гигиенических лабораторных исследований:
  • Статья 27, содержащая переходные положения законодательства, была дополнена частью 7, обязывающая использовать при проведении исследований методики, которые утверждены Федеральным законом № 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”.
  • Общие правила проверки рабочих мест

    При необходимости оформления протокола испытания при открытии вакансии, истечении пятилетнего срока или поступлении жалобы администрацией инициируется аттестация. Начинается проверка с издания приказа. В содержании указывается, проводится ли спецоценка на вакантных рабочих местах, также указывается организация-исполнитель, состав внутренней комиссии. К мероприятиям, кроме того, привлекаются специалист инженерного профиля и сам руководитель.

    Аттестация рабочих мест на сколько лет действительна

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: