Ликвидация и ликвидационная комиссия
Ликвидация — это процедура закрытия ООО, которая состоит из нескольких мероприятий. Поэтому учредители выбирают членов ликвидационной комиссии или ликвидатора, который занимается подготовкой бизнеса к закрытию. После сдачи формы Р15001 все полномочия руководителя возлагаются на комиссию.
После подачи заявления ликвидатор публикует в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о закрытии бизнеса и порядке принятия требований кредиторов. Срок на принятие требований — не менее 2 месяцев. Когда срок окончится, составляется промежуточный ликвидационный баланс.
Процедура ликвидации сопровождается двумя заявлениями: в начале — Р15001, а по итогам — Р16001.
Оформляем документы
Для составления итогового (заключительного) или промежуточного бухбаланса при прекращении деятельности ФНС рекомендует использовать бланк КНД 0710099, которая состоит из нескольких бланков отчетов (утверждены приказом Минфина № 66н). Заполнять следует только КНД 0710001. Порядок заполнения при ликвидации не отличается от порядка составления обычной годовой бухгалтерской отчетности.
ВАЖНО!
Для бюджетников действует специальный бланк окончательного ликвидационного бухбаланса — ф.0503830 (приказ Минфина № 33н).
Уведомление о ликвидации юридического лица заполняется на форменном бланке по установленному порядку, который утвержден приказом ФНС России № ММВ-7-6/[email protected] Заполняется документ от руки (черной пастой) или на компьютере (шрифт Courier New, размер 18). Вносить изменения, исправления недопустимо. Готовый документ заверяет нотариус.
Перечень документов, которые заполняются при ликвидации, представлен в таблице.
Название документа | Код бланка | Кто сдает | Когда сдавать |
Уведомление о ликвидации юридического лица | Р 15001 (КНД 1111518) | Все ликвидируемые организации, в том числе и бюджетники | После публикации сообщения о начале процедуры в «Вестнике государственной регистрации». В бланке отражаются сведения о ликвидируемом предприятии и ликвидаторе (или комиссии), указываются причины ликвидации. |
Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией | Р 16001 (КНД 1111507) | Все ликвидируемые организации, в том числе и бюджетники | В завершении процесса — после окончания взаиморасчетов со всеми внутренними и внешними контрагентами. Вместе с балансом подают решение о его утверждении и квитанцию об уплате государственной пошлины. |
Ликвидационный баланс | КНД 0710099 | Все ликвидируемые организации, кроме бюджетников | Это расшифровка окончательного операционного состояния ликвидируемого предприятия в бланке финансовой отчетности. Подается на завершающем этапе вместе с бланком Р16001. |
Разделительный баланс государственного (муниципального) учреждения | ОКУД 0503830 | Бюджетники | Бланк окончательной финансовой отчетности для бюджетников. Формируется по завершению процесса ликвидации. |
Лист А
Заполняйте, если на первой странице вы поставили галочку в пункте 2.2, то есть создали ликвидационную комиссию. В разделе 1 выберите лицо, по которому заполняются данные — по ликвидатору или руководителю ликвидационной комиссии. В разделах 2-5 листа А укажите данные о ликвидаторе или руководителе комиссии.
При заполнении раздела 6 вам пригодится Приложение 3. А в разделе 7 — Приложение 2.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе
Пошаговая инструкция по заполнению Р16001
Рассмотрим образец заполнения формы заявления Р16001 на примере ликвидации ООО:
Стр.001
Заполняются пункты 1 и 2, в пункте 1, в пп. 1.1 пишем ОГРН, в пп. 1.2 пишем ИНН, в пп. 1.3 пишем полное фирменное наименование.
В пункте 2 указываем дату публикации сообщения в «Вестнике». Если не получали в редакции (представительстве) копию страницы журнала с вашим сообщением, то дату сообщения можно найти через сервис на сайте ФНС.
Требования по заполнению Р15001
Требования к заполнению Р15001 идентичны тем, которые предъявляются при заполнении других регистрационных форм:
- заполняя от руки — пишем прописные буквы черными чернилами;
- на компьютере — шрифт Courier New, размер шрифта 18;
- нельзя ставить переносы;
- нельзя печатать заявление на двух сторонах;
- нельзя исправлять ошибки и делать дописки;
- каждый символ пишите в отдельной клетке — даже запятые, тире и пробелы.
Форму обрабатывает программа, поэтому все требования должны быть соблюдены. Иначе система укажет, что бланк заполнен неверно.
Если вы не думаете закрывать бизнес, то начните вести бухгалтерский и налоговый учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Начисляйте зарплату, контролируйте уплату налогов и взносов в нашей программе. Всем новичкам мы дарим 14 дней бесплатного доступа.
Форма Р16001
Уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р16001 – это унифицированный документ, заполняемый на последнем этапе процедуры ликвидации. Документ представляет собой заявление о государственной регистрации юрлица в связи с его ликвидацией.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] утверждена ныне действующая форма Р16001 (новая ред. приказа от 25.05.2016). Она состоит из двух частей:
- титульного листа, на котором отображают подробную информацию о ликвидируемой организации;
- листа «А» (занимает три страницы), здесь указывают информацию о физлице-заявителе.
Форма Р16001 является одной из основных при ликвидации, ее подачей завершается ликвидационный процесс. За заполнение документа несет ответственность руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор. Бланк документа можно получить в территориальном подразделении ИФНС. Также можно скачать форму Р16001 на специализированных интернет-ресурсах или в конце данной статьи.
Форма и разделы
Форма Р15001 состоит из шести листов, разделенных на самостоятельные формы. Образец заполнения формы можно скачать ниже.
Титульный лист
На первом листе, который можно считать титульным, находятся три раздела. В первом вносятся сведения о ликвидируемом юридическом лице (указываются наименование, ИНН, ОГРН).
Заполняется этот раздел только на русском языке. Во втором необходимо поставить знак V напротив того пункта, который соответствует основанию предоставления такого извещения, причем одновременно указать можно несколько пунктов (то есть если не только было принято решение о ликвидации организации, но и сформирована соответствующая комиссия, то можно указать эти два пункта – нарушением закона это являться не будет).
Третий раздел заполнять запрещено.
«Лист А»
Следующей формой является «Лист А», в котором необходимо отразить сведения о формировании созданной ликвидационной комиссии или назначении лица, проводящего процедуру ликвидации. Этот лист необходимо заполнить только в случае, если комиссия сформирована, и необходимо об этом известить регистрирующий орган. Первые два раздела, находящиеся на этом листе, заполняются в следующем порядке.
В разделе 1, если речь идет о создании комиссии, в разделе 1 ставится цифра 1, если о ликвидаторе – цифра 2.
Раздел 2 должен содержать дату назначения такой комиссии или ликвидатора. Разделы 3-7 непосредственно на руководителя созданной комиссии или на назначенного ликвидатора, если назначен один человек.
В 3 разделе указываются фамилия, имя и отчество (если таковое имеется) руководителя комиссии или непосредственно ликвидатора.
4 раздел должен быть заполнен, если у лица, указанного в 3 Разделе, имеется идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если он имеется, но не указан, это может послужить причиной для отказа в регистрации поданных сведений и самой процедуры ликвидации.
Раздел 5, содержащий дату и место рождения лица, заполняется строго в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность.
6 раздел характеризует документ, удостоверяющий личность – в нем проставляется числовое значение специального кода документа (такие коды содержатся в Приложении №3 к Требованиям к оформлению документов), серия и номер, указанные в точности как в удостоверяющем личность документе.
Точно также следует поступить с подпунктом, в котором указывается, кем был выдан документ. И независимо от регистра заполнения в самом документе (то есть с использованием или без него заглавных и строчных букв), все заполняется только заглавными буквами и с учетом тех сокращений, которые указаны в самом документе.
Раздел 7, в котором необходимо указать адрес места жительства, заполняется в соответствии с Классификатором адресов России. При заполнении этого раздела используются сокращения, полный список которых предоставлен в Приложении №2 к указанным выше Требованиям).
Раздел 8 содержит номер телефона лица, на которого заполняется весь «Лист А». Вводится такой номер в международном формате (городской – через «8», мобильный – через «+7»).
Принятие решения
На общем собрании участников происходит принятие соответствующего решения о ликвидации предприятия. Оно определяется на основании голосов участников и сложившихся обстоятельств финансового характера.
После этого учредителями назначается ликвидатор, прописывается порядок и срок проведения комплекса мероприятий, что прописано в п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ. С этот момента времени ликвидационная комиссия принимает полномочия, связанные с управлением делами организации.
На следующем шаге публикуется соответствующее сообщение. В нем указывается порядок и срок заявления требований, предъявленных кредиторами. Сведения вносятся в издание под названием «Вестник государственной регистрации».
Срок, в течение которого допустимо предъявление требований, составляет от двух месяцев с момента публикации. Об этом написано в п. 1 ст. 63 ГК РФ. По истечении этого срока работники предприятия заполняют бухгалтерскую отчетность, в том числе промежуточный ликвидационный баланс.
Требования к заполнению
Нюансы заполнения промежуточного ликвидационного баланса зависят от количества участников, присутствующих в организации.
Единственный учредитель / участник
За единственным участником закреплено право на принятие решений, связанных с ликвидацией ООО, а также на установление порядка и сроков организации данной процедуры, что прописано в п. 2 ст. 62 ГК РФ.
Согласно ст. 63, с момента, когда появляется комиссия, она принимает на себя полномочия по управлению делами ООО, включая оформление рассматриваемого документа. В процессе составления документа стоит принимать во внимание требования, регламентированные Приказом Минфина России №66н от 02.06.2010.
Заполнение промежуточного ликвидационного баланса является компетенцией единственного участника ООО. Именно он принимает решение, которое не имеет официально утвержденного шаблона, но должно оформляться в письменном виде.
Перечень реквизитов, содержащихся в нем, следующий:
- полное название организации;
- сведения об участнике;
- дата, в которую было принято решение;
- место, в котором это произошло;
- формулировка решения, принятого силами единственного участника;
- подпись участника.
В соответствии с индивидуальными обстоятельствами может потребоваться внесение некоторых других данных.
Несколько участников деятельности предприятия
Принятие решения о составлении баланса производится единогласно всеми участниками. Оно не имеет законодательно утвержденной формы, поэтому оформление документа осуществляется в индивидуальном порядке.
На практике принято использовать следующие варианты – протокол общего собрания, отметку на самом документе. В процессе заполнения документов стоит принять во внимание общепринятые требования. Если участников несколько, принятие решения происходит на основании большинства голосов.
Как заполнить документ
Заполнение формы Р16001 при ликвидации не должно вызвать особых сложностей.
На титульном листе надо указать такую информацию:
- коды ОГРН, ИНН ликвидируемого юрлица;
- полное наименование ликвидируемой организации;
- дату публикации сообщения о принятом решении о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации».
Лист «А» состоит из четырех разделов, в нем надо указать сведения о заявителе. В разделе № 1 в специальной ячейке указывают, кто является заявителем: ставят «1» если им является руководитель ликвидационной комиссии, «2» – ликвидатор (образец формы Р16001 приведен далее).
В разделе № 2 указывают такие данные:
- Ф.И.О. заявителя (полностью);
- ИНН;
- дату рождения;
- место рождения;
- вид документа, удостоверяющего личность (паспорт и т.п.);
- серию и номер, кем и когда он был выдан, код подразделения, выдавшего документ;
- адрес места жительства (индекс, город, улица, номер дома и квартиры);
- контактные данные заявителя (телефон, E-mail).
В разделе № 3 заявитель собственноручно указывает Ф.И.О. и ставит свою подпись. Необходимо отметить желаемый способ получения выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей факт ликвидации юрлица (цифра «1» — выдать заявителю, «2» — заявителю или доверенному лицу, «3» — направить почтой).
В разделе № 4 указывают информацию о нотариусе, заверившем данное заявление.
Читайте также: Как закрыть ИП в 2020 году
Форма Р16001 (новая) за 2018-19 г. и образец ее заполнения доступен для скачивания ниже.