Если вы составляете бизнес-план, то вам необходимо учесть все необходимое для начала собственного дела. Одной из прибыльных идей на сегодня является порошковая окраска металлических деталей. Многие прибегают к услугам специалистов именно в этом направлении. С одной стороны кажется, что нет проще такого заработка, но и в этом деле есть много подводных камней.
Преимущества порошковой окраски
Прежде чем строить свой бизнес, необходимо тщательно просчитать риски. К преимуществам технологии окрашивания порошковыми пигментами можно отнести:
- экономичность (краску, попавшую мимо детали, стоит собрать и использовать повторно);
- потери расходного материала равны 5%, а в растворителе нет нужды;
- простота использования краски (она продается в готовом виде);
- высокая скорость работы линии (не нужно сушить изделие);
- долговечность использования окрашенного изделия;
- готовое покрытие обладает декоративными свойствами;
- экологичность (производство получается безотходным).
Достоинства и недостатки
Технология покрытий с применением порошковых красок по сравнению с окрашиванием жидкими материалами имеет много преимуществ: . порошковые краски поставляются потребителю в готовом к применению виде. Не требуется их подготовка, смешение, разбавление, перемешивание, регулирование вязкости; . получение покрытий, как правило, ограничивается однослойным нанесением, в то время как жидкие краски требуют нанесения нескольких слоев, цикл производства покрытий дольше; . легко обеспечивается утилизация краски и почти полный ее возврат в производственный цикл. Тем самым достигается более высокая экономичность производства; . снижаются энергозатраты на производство покрытий в связи с отсутствием растворителей (не требуется энергия на испарение растворителей, снижаются расходы на вентиляцию); . обеспечивается возможность механизации и полной автоматизации процесса производства покрытий, что позволяет уменьшить численность персонала и экономить производственные площади; . обычно достигается более высокое качество покрытий и лучшие эксплуатационные свойства.
В настоящее время в промышленности с точки зрения технологии, экономики, экологии порошковым лакокрасочным материалам практически нет альтернативы.
Технология нанесения пигмента
Особенность выполнения работ состоит в том, что порошковая окраска – сухой способ нанесения пигмента. Окрасочный пистолет заряжает частицы порошка так, чтобы они магнитились. При распылении они просто прилипают на заземленный металл. Важно нанести порошок максимально равномерно.
Вторым этапом проведения работ является плавление. Деталь с нанесенным на нее порошком помещают в специальную камеру, где его «запекают». Температура в этой печи достигает 250 градусов Цельсия, после чего нужно остудить деталь и можно передавать ее клиенту. Работы с виду кажутся достаточно простыми, так и есть на самом деле. Однако эффективность бизнеса зависит от того, как вы его организуете.
Покраска дисков порошковой краской
После того как все условия для самостоятельного проведения восстановительных работ соблюдены, можно переходить к непосредственной обработке дисков, осуществляемой в соответствии с требованиями действующих нормативов.
Перед тем как покрасить диски авто своими руками необходимо внимательно ознакомиться с технологическими особенностями этих процедур. Согласно принятым стандартам, порядок их проведения выглядит следующим образом:
1. Перед началом покрасочных работ поверхности дисков с помощью металлической щётки, наждачной бумаги и растворителя тщательно очищаются от коррозии, остатков старой краски, а также от следов грязи и масляных пятен (абразивная и химическая обработка, включающая обезжиривание).
В случае невозможности удаления въевшейся в металл ржавчины вам придётся организовать её травление, осуществляемое с применением растворов различных кислот (серной, фосфорной, соляной или азотной).
Обратите внимание: при выполнении этих операций особое внимание должно уделяться соблюдению мер предосторожности обращения с химическими реактивами.
2. На следующем этапе подготовки поверхности производится её обработка фосфатом хрома, железа или марганца, способствующая улучшению адгезии металла с грунтовым защитным покрытием. По завершении процесса фосфатирования подготавливаемые к покраске диски тщательно промываются тёплой водой, а затем сушатся.
3. Далее переходят к нанесению на поверхность специального грунтовочного покрытия, обеспечивающего улучшение антикоррозийных свойств и адгезии с напыляемым красителем. Для защиты литых дисков, как правило, применяются эпоксидные (эпоксидно-цинковые) грунтовочные составы.
4. По окончании подготовительных работ диски помещаются в специальную покрасочную зону или бокс с ограниченным разлётом распыляемых пистолетом микрочастиц (при этом корпус обрабатываемых изделий надёжно заземляется).
Что такое чип тюнинг двигателя, плюсы и минусы. — здесь больше полезной информации.
5. Нанесение порошковой смеси на обрабатываемые поверхности производится методом электростатического напыления, согласно которому заряженные частицы при разлёте притягиваются заземлённым металлическим диском.
Важно! В процессе распыления порошкового красителя краскопульт или пистолет должен располагаться на удалении примерно 30-50 см от обрабатываемой поверхности.
По окончании нанесения краски диски подвергаются специальной термической обработке (так называемой «полимеризации»), обеспечивающей оплавление защитного слоя и его надёжное сцепление с подготовленным ранее покрытием.
Вас заинтересует эта статья — Аэрография на автомобиле своими руками.
С этой целью они либо помещаются в изготовленную своими руками печь, либо подвергаются высокотемпературной обработке посредством мощных электрообогревателей.
На что придется потратить средства до начала бизнеса
Прежде всего поговорим о помещении. Оно должно быть просторным, сухим, светлым и чистым. Последнее условие крайне важно, так как неиспользованный пигмент необходимо будет собрать. В пыльном помещении применять его второй раз будет нельзя. Кроме того, обязательно необходимо устроить в цеху по окраске вентиляцию и заземление.
Оборудование для окраски должно быть следующим:
- камера для нанесения порошка;
- печь для полимеризации;
- распылитель, придающий материалу электростатический заряд;
- подвесной конвейер;
- рекуператор;
- компрессор.
Из дополнительного оборудования необходимо обязательно купить компрессор. Он должен быть мощным, так как будет выполнять функции источника сжатого воздуха. Рекуператор – это специальный пылесос для сборки порошка. На первое время для экономии можно заменить его пылесосом типа «Циклон».
Транспортная система с подвесным механизмом необходима для того, чтобы окрасить крупные запчасти, например, кузовные элементы автомобилей. По ней детали будут перемещаться от одного участка окрашивания к другому. Ее можно сделать самостоятельно из монорельса и подвижной каретки с подвесным механизмом, но позже лучше всего заменить ее на специализированное оборудование. Помните, что клиенты будут судить о вашем бизнесе по его оснащению. Никто не обратиться в сервис, где работы проводят буквально «на коленки».
Камера нанесения порошка
Рассмотрим основной комплект оборудования. Если вы собираетесь использовать конвейер, то в этом помещении необходимо сделать две двери. Важное условие для камеры окрашивания – герметичность. Проходы должны иметь минимум щелей – чем лучше вы заделаете все стыки, тем легче будет убирать камеру.
Обязательное условие – пол, изолированный резиновым покрытием. Саму камеру можно выстроить из листов профнастила. Она должна иметь вентиляцию и хорошее освещение. Лучше всего использовать для освещения экономичные светодиодные лампы, так как на других типах осветительных приборов будет оседать порошок и прилипать к ним.
Распылитель
В комплект оборудования для окрашивания обязательно входит распылительный пистолет. Безопасно и быстро провести работу можно при помощи трибостатического распылителя. Он заряжает порошок небольшим электрическим зарядом, который появляется в процессе трения частей краскопульта. Преимущества этого распылителя:
- возможность обработки металлических изделий сложной формы;
- создание качественного покрытия;
- равномерное нанесение порошка;
- долговечность конструкции оборудования.
Такой распылитель легко использовать за счет смены банки с порошком, которая устанавливается на его корпусе. Деталь можно окрасить сразу в несколько цветов.
Технология окрашивания дисков
Окрашивание дисков порошковой краской дает стойкий эффект восстановления метала.
Окрашивание порошком часто называют полимерной покраской из-за важного этапа технологического процесса — полимеризации, которая осуществляется на базе специального оборудования при высоких температурах.
К сожалению, сам процесс достаточно трудоемкий и требует определенных условий и оборудования. Поэтому, подробно разберем каждый этап, чтобы принять взвешенное решение: осуществить покраску самостоятельно или же обратиться в автосервис.
Подготовительный этап
Для подготовки к окрашиванию, деталь следует тщательно очистить от старой краски, ржавчины и всевозможных загрязнений. Это осуществляют при помощи пескоструйной обработки дисков. Изделия помещают в пескоструйный аппарат, в котором струя сжатого воздуха с песком или абразивом под напором сбивает старое покрытие. Так же в автомастерских могут использовать кислотные и щелочные составы.
пескоструйная обработка дисков
При необходимости можно заказать фосфатирование металла для последующего увеличения сцепляемости краски с поверхностью колесных принадлежностей. Фосфатирование создает дополнительный антикоррозионный слой в несколько микрон. После пескоструя следуют мойка и сушка.
Грунтование
Выполняется при помощи эпоксидных порошковых грунтов. Эта процедура придает авто/мотодискам противокоррозийную защиту и обеспечивает лучшую адгезию краски. Специальным импульсным пистолетом наносят слой порошкового грунта. Частицы такого грунта под воздействием электромагнитного импульса от пистолета оседают на диск (намагничиваются). Когда нанесение грунта завершено, диски помещают в печь с t 200° на 10-15 минут.
Покраска дисков
Данный этап проводится на базе специального оборудования для порошковой покраски. Напыление порошка проходит в камере-распылителе, работающей по электростатическому принципу. Осуществляют покраску при помощи специального пистолета.
Полимеризация
Процедура заключительного этапа выполняется внутри полимеризационной печи, имеющей электрический блок управления, в течении 15-20 минут. Температура внутри камеры: 200-220̊ С градусов. Порошковый состав краски в печи расплавляется, образуя равномерную пленку по всей конструкции.
В завершении
После полимеризации и сушки, детали полируют и, зачастую, наносят финишное покрытие (лак). Спустя 3-4 часа диски можно ставить на транспорт, но эксплуатировать не раньше, чем через 24 часа. Если применялся лак, то полное высыхание наступит примерно через неделю.
Особенности и этапы полимерной покраски дисков в домашних условиях
Для осуществления самостоятельной покраски дисков, необходимо наличие специального помещения для обустройства покрасочной камеры. Если используется гараж, то в нем должно быть достаточно места для покраски и термической обработки дисков. Для полимеризации понадобиться система нагревательных приборов или термическая печь. Кроме того, помещение должно быть хорошо освещено для визуального контроля окрашивания поверхности.
Важно: необходимо предусмотреть принудительную вентиляцию, обеспечивающую выведение из рабочей зоны опасных для здоровья человека микрочастиц красителя и пыли.
Этапы покраски те же, что и в автомастерских:
- Подготовка: диски очищают, обезжиривают, снимают старую краску при помощи абразива. Т. е. автодеталь готовят к нанесению краски. Рихтовкой и шпаклевкой выравнивают сколы и царапины.
- Грунтование: здесь нужно выбрать надежный материал, ведь без праймера он будет плохо держаться.
- Покраска: Для самостоятельной покраски применяют полимерную краску в баллончике. В процессе нанесения средства, нужно следить за скоростью распыления и за расстоянием от баллончика до металла. Если есть возможность арендовать или купить специальный пистолет для порошковой покраски и компрессор к нему, саму краску можно нанести более профессионально и равномерно.
- Полимеризация и сушка: для этих целей в домашних условиях используют систему электрических обогревателей высокой мощности. Важно позаботиться о безопасности электропроводящих сетей, чтобы не было замыканий при эксплуатации.
- Полировка и нанесение финишного защитного покрытия (лака)
Главное преимущество покраски дисков полимером в домашних условиях — это экономическая выгода по сравнению с автомастреской. Но процесс трудозатратен и требует много времени в плане подготовки и создании определенных условий. Поэтому, намного проще обратиться в специализированный сервис.
Чем провести полимеризацию
Если вы единственный раз проводите окрашивание, то можно закрепить покрытие в духовом шкафу, но он не подойдет для получения прибыли от предоставления услуг маляров. Лучше всего не экономить на камере полимеризации и приобрести новую модель, оснащенную инфракрасными нагревателями. Преимущества современных полимеризационных камер:
- можно вести окрашивание несколькими оттенками пигмента сразу;
- низкое количество потребляемого электричества;
- настроить температуру можно точно, а датчики очень чувствительны;
- работу излучателей можно отрегулировать вручную;
- существует вентиляция, что помогает не испортить готовое изделие и при этом снизить вред от процесса для окружающих;
- можно управлять ею автономно или комбинированным способом;
- широкий диапазон рабочих температур.
Выбор красителя
В данном разделе мы переходим к описанию наиболее ответственной части подготовительных мероприятий, заключающейся в выборе подходящего порошкового покрытия. В нём мы постараемся ответить на следующие интересующие каждого автолюбителя вопросы:
- Чем покрасить диски автомобиля самому (т. е. своими руками)?
- Каковы особенности выбора порошкового красителя, подходящего для указанных изделий?
При изучении этих вопросов, прежде всего, обратим ваше внимание на то, что на отечественном рынке представлено большое количество видов, марок и расцветок красителей данного класса. Вот почему перед тем как покрасить диски на авто самому, необходимо определиться с выбором подходящего для ваших условий порошкового материала.
При этом следует исходить из того, что для окраски дисков своими руками могут применяться следующие виды полимерных покрытий:
- эпоксидные краски;
- полиэфирные и полиуретановые составы;
- силиконовые красители.
Каждый из перечисленных выше порошковых окрасочных материалов имеет особые, лишь ему присущие качества, определяющие степень защищённости обрабатываемого изделия. Так, эпоксидные составы характеризуются повышенной устойчивостью к щелочным и кислотным средам, а полиэфирные краски обладают прекрасными антикоррозийными свойствами.
К достоинствам полиуретановых покрытий следует отнести повышенную стойкость к растворителям и абразивным веществам.
Силиконовые же красители отличаются от остальных тем, что способны выдерживать значительные по величине температуры.
Важно! Выбрать конкретный вид красителя вы сможете лишь после ознакомления с особенностями каждого образца, определяющими возможность его применения для самостоятельного нанесения в домашних условиях.
К числу наиболее распространённых и известных наименований порошковых защитных покрытий относятся такие известные отечественные и зарубежные образцы, как «Pulverit», П-ЭП 45, «Infralit», «Bichon», «Beckers», «Радар», «Inver», ТФК и «Flycoat».
Воспользовавшись продукцией от этих производителей, каждый автолюбитель без труда справится со всеми поставленными перед ним задачами, включая подбор подходящей цветовой гаммы (в стандарте RAL) и фактуры поверхности дисков.
С помощью некоторых из этих красителей вы сможете менять структуру покрытия, которая представлена рядом популярных видов (шагрень, антик, муар и подобные им).
Дополнительная информация: порошковая покраска дисков предполагает обязательное использование специальной рабочей одежды и средств защиты дыхательных путей.
В качестве таковых в бытовых условиях чаще всего применяются обычный респиратор, защитные очки и толстые хлопчатобумажные перчатки.