Бизнес-идея: организация своего бизнеса по реставрации автомобилей

Бизнес на ретроавтомобилях: чем старее, тем лучше?

Увлечение ретроавтомобилями, захлестнувшее многие страны мира, начинает докатываться и до России. Можно ли заработать на реставрации и перепродаже классических автомобилей? Модели, факты, кейсы предпринимателей и конкретные суммы — давайте разбираться вместе.

Повальное увлечение ретроавтомобилями, уже давно захлестнувшее страны по обе стороны Атлантики, понемногу начинает добираться и до России. Причем если в тех же Штатах существует большое количество специализированных ателье и частных любителей, специализирующихся на реставрации и перепродаже старых машин, то на территории бывшего Союза такой бизнес пока находится в зачаточном состоянии.

То же самое можно сказать и о каналах продаж ретроавтомобилей — до недавнего времени раритетные экземпляры в основном тихой сапой кочевали из одной частной коллекции ценителей в другую, изредка мелькая на досках объявлений вроде Auto.ru. Первый аукцион ретроавтомобилей появился в нашей стране всего год назад, в 2018-ом — и продемонстрировал немалый спрос на классическую технику всех мастей. С молотка были проданы многочисленные лоты — например, идеально восстановленный «Хорьх 901», брошенный в свое время фашистскими войсками во время отступления под Москвой, нашел нового владельца за 15 000 000 рублей. Нешуточный ажиотаж вызвал даже классический скутер Vespa – эдакий образчик итальянского стиля и эпохи возрождения послевоенной Европы.

А потому на этой волне вполне резонно задаться вопросом — можно ли заработать на реставрации и перепродаже старых классических автомобилей? Модели, факты и конкретные суммы — давайте разбираться вместе.

Суть бизнес-идеи

Кратко о том, как устроен бизнес на ретроавтомобилях (или олдтаймерах, как их еще называют) можно увидеть на многочисленных развлекательных шоу каналов Discovery или BBC. На камеру все выглядит красочно и немного пафосно — предприимчивые авторы покупают редкую развалюху в гараже у седовласого владельца и после многочисленных поисков запчастей на местных свалках и мучений в кастом-ателье выкатывают на публику блестящий надраенными боками шедевр, который затем реализуется с молотка за кругленькую сумму.

А как обстоят дела у российских предпринимателей? Нам удалось побеседовать с несколькими представителями автобизнеса, каждый из которых поделился личным опытом — начиная от перепродажи «капсулы времени» ВАЗ 2103 с минимальным пробегом, и заканчивая сложной логистикой масл-каров из Старого и Нового Света. В сегодняшнем обзоре мы немного отойдем от привычного формата с финансовыми показателями и приведем в качестве примера несколько кейсов предпринимателей, уже успешно работающих в этой сфере. Дело в том, что и вложения, и приложенные усилия, и итоговый доход могут очень сильно зависеть от множества различных факторов — начиная от модели авто и заканчивая опытом предпринимателя.

Восстановление покрышек: технология

Наша основная цель – это полный ремонт протектора и боковой части. Первым делом нужно выполнить проверку резины при помощи ультразвука, что позволит обнаружить скрытые повреждения. Далее на специальном стенде покрышка проходит проверку на наличие в её каркасе невосстанавливаемых участков, которые в дальнейшем обрабатываются на пневматическом инструменте.

Следующий, он же наиболее ответственный этап – шерохование. Основная задача – это придание покрышке правильной формы, что достигается путём удаления старого каркаса. Далее резина отправляется на вулканизатор. После этого процесс восстановления окончен, и мы справились с поставленной задачей.

Как вы видите, технология относительно простая. Более того, основное преимущество перед горячим восстановлением заключается в том, что мы можем ремонтировать как грузовые покрышки, так и легковые, а это более выгодно с экономической точки зрения.

Кейс 1: 250% маржинальности под слоем пыли

«Отношение к советскому автопрому у всех разное, однако спрос на вазовскую классику в последнее время стабильно растет», — рассказывает ростовский бизнесмен Александр. Уже несколько лет подряд он выискивает хорошо сохранившиеся машины, и после нехитрых манипуляций реализует их ценителям.

«Рецепта стопроцентного результата, к сожалению, не бывает — в частности, состояние выставленного на продажу экземпляра зачастую трудно оценить по фотографиям из объявления (это еще в случае, если они есть). Буквально на прошлой неделе пришлось отмахать 500 километров в Воронежскую область на осмотр классического «Москвича», который на поверку оказался не в лучшем состоянии — слишком долго стоял в гараже и его восстановление обойдется в круглую сумму».

А вот несколькими месяцами ранее фортуна улыбнулась предпринимателю — он обнаружил в гараже пожилого дедушки в Ростовской области идеально сохранившийся ВАЗ 2103, который последние 25 лет не эксплуатировался по причине здоровья владельца. Вложения составили 80 тысяч в непосредственно покупку «Жигулей», еще 20 000 рублей ушли на химчистку, замену всех резиновых деталей и рабочих жидкостей. По итогу спустя пару недель автомобиль ушел в частную коллекцию на Северный Кавказ за 250 000 рублей. Таким образом, прибыль составила 250% всего за месяц!

По словам Александра, в последние годы о покупке идеально сохранившегося советского авто наподобие вазовской классики или «двадцать первой» Волги стали задумываться даже те, кто ранее не помышлял о приобретении ретромашины. Меняется и отношение к таким раритетам — люди стали более сознательно и трепетно относиться к «старичкам».

Кейс 2: Как заработать на любви немцев к «мускулам»

Второй бизнес-идеей поделился предприниматель Никита, который уже не первый год занимается бизнесом на ретроавтомоилях, однако довольно настороженно относится к российскому рынку. По его словам, наибольший доход приносит перепродажа ретромашин на территории Европы — там спрос существенно выше.

Типичный «классик», на котором зарабатывает бизнесмен — так называемый muscle car из Штатов, это в основном Ford Mustang или Chevrolet Camaro. Такое прозвище автомобили получили за «мускулистый» дизайн кузова, которому характерны рельефные переходы, и мощные двигатели на агрегатах массовых автомобилей. Итак, первым делом находится «Мустанг» в состоянии «под реставрацию». Для общего понимания бизнес-процесса будем оперировать суммами в евро. Относительно «живой» (но при этом требующий внимания по кузову и вложений по технической части) Мустанг стоит порядка 19-20 000 евро. Отбор автомобилей происходит на местных досках объявлений и аукционах.

После приобретения «железный конь» переправляется в Восточную Европу, где силами литовских мастеров проводится его реставрация. Почему Литва? Дешево по европейским меркам и сердито (те, кто ранее занимался перегоном авто из старушки-Европы, знает что именно литовские автомобильных рук мастера «подшаманивают» машины перед въездом в Россию). Реставрация обходится примерно в 10-15 тысяч, в результате чего стоимость инвестиций в Ford Mustang вырастает примерно до 35 000 евро. При этом средний ценник на такую машину в Германии, где оказывается немало любителей американской классики — 60 000 евро. Весь процесс, начина от покупки масл-кара в Штатах, заканчивая его реализации в Германии, составляет порядка полугода. По приблизительным подсчетам, это порядка четырех с небольшим тысяч евро в месяц, или 300 000 рублей месячной доходности.

Один в поле не воин?

Мнения о том, где и как проводить реставрацию автомобиля, как правило разнятся. Сейчас в России есть ограниченное количество специализированных ателье, однако по сравнению с Европой и Штатами это просто капля в море.

А потому предпринимателю, решившему заняться ретроавтомобилями, лучше набрать свою команду. Такое решение позволит гарантированно качественно выполнять работы по реставрации своих машин, купленных на продажу, а в свободное время сотрудников делать сторонние проекты для других заказчиков. Как правило, это 3-4 механика, каждый со своим узким профилем — начиная от лакокрасочных работ и восстановления кузова, заканчивая специалистом по перешивке салонов. Оплата в основном сдельная, плюс каждый из них может платить аренду за свое рабочее место на сервисе при выполнении личных заказов.

Крайне желательно найти партнеров в том регионе, откуда вы планируете на регулярной основе поставлять технику — в частности Штаты. Необходимо понимать, что реальность может сильно отличаться от ожидания по фотографиям и лучше один раз увидеть выбираемый автомобиль чем везти из-за океана «кота в мешке».

Как искать хорошие сделки для покупки поврежденных машин?

Для поиска удачных приобретений нужно практически постоянно быть онлайн. Как только пользователи выкладывают объявления с интересующей вас маркой и моделью автомобиля, стоит сразу же отзываться на них и звонить продавцу. Достаточно назначить встречу по осмотру машины, чтобы забронировать транспорт. После этого вам нужно предварительно оценить машину по фотографиям и предположить расходы на восстановление. Далее процесс следующий:

  • вы встречаетесь с продавцом и проводите более детальный осмотр транспортного средства, всех его повреждений, проводите подсчет затрат на восстановление автомобиля;
  • следующим шагом будет определение стоимости такого авто на вторичном рынке с быстрой реализацией, то есть оценочная цена будет ниже среднерыночной для быстрой продажи;
  • из суммы оценки вычитается выведенная вами сумма на ремонтные работы, а также ваша желаемая прибыль, именно эту цифру вы можете назвать как подходящую для вас цену авто;
  • торговаться при покупке битых автомобилей можно очень серьезно, часто удается сбить изначальную стоимость в два и более раза, так как владелец не хочет восстанавливать машину;
  • также стоит обратить особое внимание на состояние всех элементов, которые не повреждены и не нуждаются в замене, часто с ними также приходится работать при ремонте.

Некоторые детали автомобиля невозможно понять, пока вы не привезете авто на СТО и не начнете его восстановление. Этот автомобиль может оказаться не самым интересным для вас из-за проблем с двигателем, а другая машина будет иметь неизвестные повреждения КПП или нарушенную геометрию кузова. Все аспекты такой продажи должны соответствовать будущим особенностям ремонтных работ. Если авто будет куплено слишком дорого, прибыли будет добиться очень сложно.

Без дополнительных вложений

Отдельная категория предпринимателей целенаправленно не имеет дела с машинами, требующими восстановления. Редкий классический автомобиль просто воспринимается как среднесрочная или долгосрочная инвестиция, которая позволит с лихвой окупить вложения через несколько лет.

На чем можно заработать в этой сфере по продаже классических машин? Еще один наш собеседник, проживающий в Краснодарском крае, признается что всего несколько лет назад наиболее выгодным был «путь наименьшего сопротивления» — экспорт иномарок из России. В частности, где-нибудь под Ростовом покупался за условные 1,5-2 миллиона рублей хорошо сохранившийся немецкий родстер выпуска конца 90 годов, после чего машина вывозилась из страны и ставилась на учет в Германии. Сейчас стоимость аналогичных моделей в Европе составляет порядка 50-60 000 евро, то есть в 2-2.5 раза выше.

По словам сочинского коллекционера и предпринимателя, занимающегося продажей ретротехники, чем в более долгосрочной перспективе рассматривается проект, тем более выгодным он может быть. Например, всего лет десять назад, в 2008-2009 годах, на рынке было несколько предложений от коллекционеров по ЗИС-110 — престижных автомобилей, специально разработанных в СССР для высшего командного состава армии и партийных чиновников. Закупочная стоимость машин на рынке в конце нулевых — порядка 10 000 долларов, тогда это были какие-то 300 000 рублей. Даже если не отталкиваться от существенно изменившегося курса рубля к доллару за минувшие годы, доходность такого транспорта на сегодняшний день выглядит колоссальной — ценники подскочили до 150 000 долларов, то есть в 15 раз!

Впрочем, коллекционер из Краснодарского края явно скромничает — такой скачок цен, дескать, был прогнозируемым. И приводит пример с куда более экзотическими способами заработка на ретроавтомобилях — вывоз раритетов из стран, где только что произошел политический переворот или грянул финансовый кризис. Венесуэла, Бразилия, с недавних пор — Украина.

Немного полезной информации

Так как одну шину можно восстанавливать 2-3 раза, а её пробег составляет порядка 50000-70000 километров, это выгодно в первую очередь автовладельцам.

Нельзя не заметить, что температура вулканизации при холодном восстановлении составляет всего 100-110 градусов по Цельсию, что значительно продлевает срок службы резины, а также улучшает сцепление с асфальтом.

Если сравнивать с горячим методом, то там температура превышает 150 градусов, а это негативно влияет на каркас.

Еще одна отличительная особенность заключается в том, что повторное восстановление шин не сокращает километраж, поэтому ваш клиент отъездит еще столько же, то есть порядка 50000 километров.

Если персонал вашего сервиса будет работать на качество, то по окончании работ отремонтированную покрышку будет практически не отличить от новой, это обязательно заметит ваш клиент, чем останется очень доволен.

Снимаем розовые очки: подводные камни бизнеса

Впрочем, не все так радужно на рынке олдтаймеров. Выше мы рассказывали об успешных примерах заработка на ретротехнике, однако хватает примеров и с провальными проектами. Про один из них мне довелось услышать в разговоре с владельцем свадебного салона Артуром. По его словам, идея восстановить до идеального состояния «двадцать первую» Волгу пришла еще лет 10 назад, когда у него был свой автосервис. Однако ремонтно-восстановительные работы вылились в куда большую сумму, чем он изначально рассчитывал.

Даже изначально кузовные элементы (например, двери, крылья) на газовскую технику стоят довольно много, а в процессе реставрации всплывали все новые и новые нюансы. В итоге для того, чтобы довести машину до идеального состояния, в ГАЗ пришлось вложить порядка 2 000 000 рублей. Продать за такие деньги качественно отреставрированный авто можно, но предложений слишком много. Тираж «двадцать первой» был немаленьким даже по меркам топового по советским меркам авто и можно годами искать покупателя, готового выложить за нее такую сумму.

Решение из ситуации Артур нашел — сейчас машина сдается в прокат на свадебные мероприятия и фотосессии. Стоимость часа аренды подобного автомобиля с водителем составляет 2 000 рублей, таким образом за 5 часов фланирования по по городу седан приносит владельцу доход в 10 000 рублей. Благодаря такому нестандартному ходу вложения уже давно отбились. Кстати, о подобном виде бизнеса мы как-то уже писали. Однако на рынке олдтаймеров хватает примеров, когда проект после многочисленных затрат времени и сил не приносит ни цента. Впрочем, далеко не всех энтузиастов это обстоятельство останавливает — многие вкладывают в реставрацию немалые суммы только для того, чтобы оставить автомобиль себе и своим потомкам на память.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: