Как составить реальный бизнес-план: полезные советы
- Детальный план – это плюс, но не стоит шлифовать скрупулезно каждую букву. Стоит помнить о том, что это все-таки план и предусмотреть каждую мелочь в нем невозможно. Жизнь внесет свои коррективы даже в идеальный документ, составленный по всем правилам.
- Для составления плана необходимо использовать реальные расчеты и цифры. Если это покупка мебели, стоит позвонить в несколько магазинов и узнать цены. Если услуги курьерской службы – опросить 3-4 компании об условиях и расценках. Реклама в Интернете? Составить детальный перечень маркетинговых ходов, узнать конкретные способы продвижения, сравнить их эффективность и стоимость. При анализе рынка – воспользоваться доступной статистикой, самостоятельно провести опрос или анкетирование среди потенциальных клиентов.
- Практически любому бизнесу требуется период раскрутки. Не стоит закладывать в бизнес-плане расходы по максимуму. Опытный бизнесмен открывает точку с расчетом на небольшой объем продаж и услуг, как пробный вариант. Лучше расширять бизнес по мере получения прибыли, чем потратить все наличные средства на ремонт и съем дорогого помещения, супердорогую рекламу — и остаться без зарплаты себе и своим сотрудникам.
Важно! Занимайтесь тем, в чем вы хорошо разбираетесь. А если не разбираетесь, готовьтесь разобраться детально и въедливо. Максимум полезной информации – 75% успеха.
Что можно сделать в этом разделе Онлайн-конструктора E-Planificator
Заполнить нужные вам формы
Заполнение форм этой страницы производится с использованием:
- информации, размещённой в главках «Теория»;
- примеров заполнения форм в виде картинок
- роликов с примерами заполнения форм (на странице Примеры работы с Конструктором, а также на каждой из соответствующих страниц личного кабанета).
Посмотреть, что вы вводили в эти формы ранее
- В текстовых формах показывается введённый ранее пользователем текст.
Вывести отдельные финансовые показатели, рассчитанные Конструктором.
Построить таблицы и диаграммы на шаге:
- 11.1. Расчёт эффективности инвестиций (NPV, IRR, PB, PI): Распределение NPV по годам;
- Зависимость NPV от ставки дисконтирования;
- Эффективность инвестиций.
- Нахождение точки безубыточности;
- Основные финансовые показатели: коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости, показатели рентабельности и коэффициенты деловой активности.
- «Выручка + условно-постоянные и переменные затраты» (для каждого из продуктов);
- Бухгалтерские балансы (табличная форма) (за год №1, год №2, пять лет и годы с шестого по десятый) – по РСБУ или МСФО;
Клонировать проекты, сравнивать бизнес-планы между собой по основным показателям на шаге:
- 11.7. Сравнение проектов.
Дисконтированный способ расчета окупаемости бизнеса
В реальности выручка и прибыль поступают неравномерно. Кроме того, покупательная способность денег, то есть их ценность, со временем падает. Согласитесь, сегодня на 1000 руб. можно купить намного меньше товаров, чем 5 лет назад. Если рассчитывать простой срок окупаемости, то данный фактор никак не учитывается. Но существует метод, позволяющий сделать поправку на изменение ценности денег со временем. Речь идет о дисконтированном сроке окупаемости.
В основу дисконтированного способа расчета положен учет изменения стоимости денег в будущем. То есть доходы будущих периодов умножаются на соответствующий коэффициент, в результате чего точность расчетов повышается.
- Пример 1
Исходные данные возьмем такие же, как в предыдущих примерах. Рассчитаем дисконтированный срок окупаемости бизнеса при ставке дисконтирования 10 %.
Период (год) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Инвестиции, тыс. руб. | -900 | |||||
Прибыль, тыс. руб. | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | |
Дисконт | (1 + 0,1) = 1,1 | (1 + 0,1)2 = 1,21 | (1 + 0,1)3 = 1,33 | (1 + 0,1)4 = 1,46 | (1 + 0,1)5 = 1,61 | |
Дисконтированный денежный поток | 272,73 | 247,93 | 225,39 | 204,9 | 186,28 | |
Дисконтированный денежный поток нарастающим итогом, тыс. руб. | -900 | -627,27 | -379,34 | -153,94 | 50,96 | 237,24 |
То есть за счет применения коэффициента дисконтирования (r) можно учесть снижение ценности денег со временем, таким образом, будущие доходы пересчитываются по текущей стоимости.
r = 1 / (1 + E) (n-1), где
E — норма дисконта;
n — порядковый номер года от начала проекта.
Из расчетов в нашем примере следует, что срок окупаемости бизнеса составляет 4 года. За это время магазин получит 950, 96 тыс. руб. дисконтированного дохода, то есть начальные инвестиции вернутся.
При одних и тех же стартовых условиях значение простого срока окупаемости будет всегда меньше дисконтированного. Это объясняется тем, что с течением времени деньги обесцениваются, следовательно, процесс окупаемости бизнеса фактически будет более длительным. В наших примерах эта разница составляет один год. Дисконтированный метод расчета является более точным.
Рассмотрим пример, в котором на конкретных цифрах показана окупаемость вложений в бизнес.
Исходные данные: киоск, торгующий фастфудом. Потребуются следующие затраты для начала деятельности:
- на ремонтные работы – 20 тыс. руб.;
- на приобретение кухонного оборудования, мебели – 100 тыс. руб.
Таким образом, на начальном этапе потребуется вложить 120 тыс. руб.
Каждый месяц будут следующие статьи расхода:
- аренда киоска (2 кв. м.) – 12 тыс. руб.;
- заработная плата (два сотрудника в две смены) – 60 тыс. руб.;
- закупка сырья (продукты и т. д.) и других необходимых товаров (упаковка и т. д.) – 30 тыс. руб.
Рекомендуем
«Каналы продаж: формирование, оценка эффективности, управление» Подробнее
Общая сумма затрат в месяц составит 102 тыс. руб.
Рассчитаем объем возможного дохода. Один клиент в среднем тратит 200 руб. За день торговая точка обслуживает 25 покупателей.
Ежемесячная выручка по плану = 200 руб. х 25 чел. х 30 дней (месяц) = 150 тыс. руб.
Используя вышеприведенную формулу, вычислим простой срок окупаемости:
Срок окупаемости = вложения / (доходы — расходы)
= 120 тыс. руб. / (150 тыс. руб. — 102 тыс. руб.) = 2,5 месяца.
Следовательно, срок окупаемости бизнеса по продаже фастфуда будет равен 2,5 месяца.
Как определяется рентабельность
Посчитать рентабельность бизнеса не так сложно, если под рукой готовая бухгалтерская отчетность. Индивидуальным предпринимателям, не ведущим бухгалтерский учет или только планирующим открыть свое дело, придется сводить все «на глаз». Рентабельность считается в основном в процентах. Формула расчета следующая:
Рентабельность производства = (Прибыль балансовая / Затраты на производство и реализацию) x 100
Такой расчет позволит определить, сколько прибыли до уплаты налогов приходится на 1 рубль затраченных средств. Для удобства можете подобрать в сети удобный онлайн-калькулятор или скачать специальную программу. В среднем, нормальный коэффициент составляет 15-35%, но сильно зависит от специфики коммерческой деятельности. Для розничной торговли 10-15% – приличный результат, а вот для индустрии красоты или строительства такой показатель будет маленьким. Для этих направлений нужно исходить из 50-100%, для юридических услуг, торговли нематериальными активами – от 100%.
Указанный расчет показывает номинальное значение прибыльности. Существует еще реальная рентабельность – та, что определяется с учетом инфляции. Для оценки покупательной способности предприятия. Когда показатель получается низким или даже отрицательным, это говорит об отсутствии эффективности работы и грядущем банкротстве. Бизнес с большой рентабельностью считается перспективным, полноценно получающим отдачу от вложенных средств.
Как правильно просчитать прогноз рисков – подробный порядок
Так как создание финансового плана с нуля занимает немало времени, иногда проще проанализировать существующий и откорректировать слабые места. Это позволит ускорить процесс получения прибыли от деятельности организации.
Как говорится, риск – благородное дело, но это выражение не стоит применять в бизнесе. Именно финансовый план служит для того, чтобы компания могла предотвратить неприятные ситуации во избежание убытков. Очень важно рассмотреть всевозможные ситуации и выбрать наиболее безопасное решение.
По сфере влияния риски классифицируются на 3 группы.
Коммерческие
Причина коммерческих рисков кроется во взаимоотношениях с инвесторами и партнерами, также влияние оказывают факторы внешней среды.
Внешними факторами коммерческих рисок является:
- спад спроса на производимую продукцию/услуги;
- непредвиденное появление конкурента на рынке;
- обман со стороны партнеров по ведению бизнеса (поставка некачественного сырья, задержки поставок товаров и пр.);
- нестабильность цен на техническое обеспечение и услуги.
Это только наиболее распространенные внешние причины, которые могут негативно отразиться на финансовом плане. Очень важно учитывать сферу деятельности компании и учитывать воздействие каждой конкретной непредвиденной ситуации своевременно.
Финансовые
Финансовыми рисками являются непредвиденные статьи расходов, а также получение непредвиденной прибыли.
Причины финансовых рисков могут крыться в следующем:
- в просроченных оплатах за товары/услуги покупателями;
- дебиторских задолженностях;
- повышенных ставках со стороны кредиторов;
- изменениях законодательства, которые влекут за собой рост цен на ведение бизнеса;
- нестабильной ситуации с валютой на мировых рынках.
Контроль вышеприведенных рисков позволяет избежать возможных потерь и банкротства.
Производственные
Такие риски связаны с переменами рабочего режима компании по непредвиденным обстоятельствам.
Причиной производственного риска может быть:
- недостаточный уровень квалификации работников;
- протесты и забастовки, которые влекут за собой перебои рабочего графика организации;
- изготовление низкокачественной продукции, что влечет за собой снижение спроса на товар и снижение продаж;
- отсутствует проверка качества изготавливаемого товара.
Если своевременно не контролировать такие риски при составлении финансового плана, вложения в бизнес будут неоправданными (доходы отсутствуют, потери растут).
Для того чтобы избежать всевозможных рисков, стоит использовать приемы для управления рисками. Для этого могут использовать средства для разрешения риска, а также приемы, позволяющие снизить степень риска.
Средствами для разрешения рисков могут быть:
- избежание риска (уклонение от ситуации, которая может повлечь за собой риск, часто подразумевает от инвестора отказ от получения прибыли);
- удержание риска (ответственность за возможные негативные последствия возлагается на инвестора, принимающего решение);
- передача риска (инвестор передает ответственность за риск, например, страховой компании).
Снижение степени риска
Это сокращение объема потерь и снижение вероятности наступления рискованной ситуации. Для снижения вероятности могут использовать различные приемы и средства.
Диверсификация
Суть диверсификации кроется в разделении капитала между разными инвесторами, которые между собой связаны, также разных формах деятельности самой организации, производимых товаров/предоставляемых услуг. Диверсификация – наиболее обоснованный и менее дорогой способ для снижения финансовых рисков. Но, риск вложений можно рассеять с помощью диверсификации, но свести вероятность к нулю все-таки невозможно. Это обусловлено тем, что есть внешние факторы (несвязанные с выбором объектов для инвестирования) на которые повлиять в сторону снижения невозможно.
Получение дополнительных данных и информации
Максимальное владение информацией позволяет провести наиболее точное прогнозирование и сократить вероятность рисков для принятия решений – это делает данные и информацию максимально ценной.
Стоимость полной информации можно рассчитать, как разницу между ожидаемой стоимостью любого приобретения или инвестирования, когда есть полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Лимитирование
Сутью лимитирования является установление лимита – максимально допустимой суммы расходов, продаж, кредитования и т.д.
Самострахование
Такая процедура означает, что предприниматель решает подстраховаться самостоятельно, а не приобретать страховку в страховых компаниях. Это позволяет сократить затраты на капитал по страхованию. Сутью самострахования является создание резервных фондов, задача процедуры – максимально быстрое преодоление временных финансовых трудностей.