Служебные обязанности официанта в ресторане, плюсы и минусы должности


Образец должностной инструкции официанта

Общие положения

  1. Лицо, которое претендует на позицию официанта, обязано отвечать следующим стандартам:
      соответствующее профильное образование;
  2. опыт работы в сфере общественного питания от 0,5 года.
  3. Официант принимается на свою должность и увольняется с неё управляющим рестораном.
  4. Сотрудник на этой позиции должен знать следующее:
      профильные нормы и законы, регулирующие процессы торговли и обращения с потребителями;
  5. положения ресторана по взаимодействию с посетителями;
  6. разновидности столовых приборов и их назначение;
  7. основы взаимодействия с коллегами по обслуживанию посетителей;
  8. нормы сервировки столов;
  9. принципы обслуживания клиентов ресторана;
  10. правила взаиморасчетов с клиентами;
  11. организацию сдачи полученных денег и платежных документов;
  12. стоимость основных ресторанных блюд и напитков;
  13. порядок разрешения возможных конфликтных ситуаций с клиентами, а также варианты их профилактики;
  14. нормы учета и использования соответствующего инвентаря;
  15. правила ухода для применяемого инвентаря;
  16. кулинарные свойства и пищевые особенности основных блюд, подаваемых в заведении;
  17. рекомендуемый порядок сочетания блюд, а также правила их подачи;
  18. нормы подачи спиртных напитков;
  19. признаки бракованных и некачественных пищевых продуктов;
  20. нормы санитарной и гигиенической политики ресторана;
  21. правила, регулирующие пожарную и технологическую безопасность в ресторане, а также санитарную обстановку.
  22. Официант руководствуется:
      соответствующими законами и правилами;
  23. актуальными нормами ресторана;
  24. содержанием этой инструкции.
  25. На время отсутствия официанта его трудовые функции передаются другому работнику, выбранному управляющим рестораном.
  26. Официант подчиняется управляющему рестораном.

Трудовые обязанности

В список обязанностей сотрудника на этой позиции входит:

  1. Сервировка столов и их оперативная уборка.
  2. Обеспечение оперативной смены загрязненных столовых принадлежностей.
  3. Контроль за наличием перца, соли, зубочисток и иных расходных вещей.
  4. Выполнение заказов клиентов в части подачи блюд и напитков.
  5. Информирование посетителей по вкусовым качествам подаваемых блюд, особенностям их приготовления и пищевой ценности.
  6. Информирование клиентов по качеству и вкусам напитков, в том числе спиртных, предлагаемых в ресторане.
  7. Взаимодействие с коллегами и управляющим в части урегулирования конфликтных моментов.
  8. Прием от клиентов платежей, выдача сдачи, оформление платежных документов.
  9. Мониторинг ситуации с обслуживанием посетителей в помещении ресторана.
  10. Помощь в уборке ресторанного помещения в конце рабочей смены.
  11. Участие в украшении и оформлении заведения при приеме торжественных мероприятий.
  12. Участие в выездном обслуживании рестораном корпоративных мероприятий.

Ответственность

Официант может привлекаться к ответственности в следующих случаях:

  1. За ущерб, который нанесен работодателю по его вине, — в тех границах, которые установлены актуальными положениями законодательства.
  2. За ненадлежащее исполнение функций, изложенных в этой инструкции, — в соответствии с положениями трудового законодательства.
  3. За правонарушения, совершенные в процессе работы, — в соответствии с актуальными разделами соответствующего законодательства.

Права

Официант на работе имеет следующие права:

  1. Вносить обоснованные предложения по улучшению обслуживания клиентов.
  2. Доносить до руководства информацию по потенциально проблемным моментам в деятельности по обслуживанию посетителей.
  3. Участвовать в собраниях сотрудников, посвященных текущей ситуации в области функционирования персонала заведения.
  4. Знакомиться с жалобами клиентов на его работу.
  5. Получать доплаты в случае выездного обслуживания и других ситуаций, предусмотренных соответствующими положениями внутренней документации.
  6. Получать чаевые в размерах, которые даны во внутренней документации.

Условия работы

  1. Официант может быть отправлен в командировку, в тех случаях, которые прописаны во внутренней документации.
  2. Сотрудник может быть задействован в обслуживании клиентов на выездных мероприятиях, в том числе в выходные дни.
  3. За счет работодателя сотруднику предоставляется фирменная рабочая одежда.
  4. Официант получает премии в случае выполнения рестораном плановых показателей.

Плюсы и минусы профессии

В каждой профессии есть две стороны медали и официант не исключение (таблица 1).

Плюсы Минусы
Теплое помещение зимой, крытая площадка летом. Стрессовые ситуации, связанные с большим потоком людей. Часто приходится разрешать конфликты и налаживать острые углы.
Возможность получить прибавку к окладу за счет чаевых. Их размер зависит от качества обслуживания клиента и статуса самого заведения. Тяжелая физическая нагрузка. Приходится носить тяжелые подносы 10-12 часов подряд. В первую очередь страдают спина и ноги работника.
Востребованность профессии, связанная с большим спросом. Клиент всегда прав. В некоторых ситуациях приходится подчиняться этому правилу в ущерб себе.
В большинстве случаев удобный для работника график смен. Нестабильность. В один день клиенты щедры на чаевые, в другой не оставляют, забирая сдачу себе.
Не в каждом ресторане нужен опыт. Работодатель часто обучает этой профессии. Материальная ответственность. Стоимость каждой разбитой тарелки высчитывается с зарплаты официанта. Так же, как и отказ от блюда для работника выльется вычетом из оклада.
Временная работа. Редко можно встретить человека, работающего официальном всю свою жизнь. Чаще эта вакансия служит перевалочным пунктом между карьерным ростом. Выбирают такую специальность студенты.
Нет перерыва на обед. Но договориться с администратором о двадцати минутах перерыва можно, при условии замены на другого работника. Появится время перекусить. Готовит для официанта повар, конечно не изысканные блюда, но сносные.

Видео с умениями и знаниями официантов:

При соблюдении этих правил и обязанностей официанта в ресторане можно добиться отличных результатов, возможно продвижение по карьерной лестнице.

Наверх

Напишите свой вопрос в форму ниже

Зачем требуется должностная инструкция

Компания-наниматель применяет инструкцию как средство формализации своих взаимодействий с сотрудником. Особенно это важно для крупных компаний, с сотнями и тысячами служащих, выполняющих самую разную работу. Чтобы не тратить время менеджеров и самих сотрудников на консультации и пререкания по поводу их прав, обязанностей и сфер ответственности, и применяется должностная инструкция, в которой как можно более детально расписываются данные моменты.

Для работника этот документ тоже важен, так как позволяет спокойно заниматься своей работой, не отвлекаясь на второстепенные обязанности, не обозначенные в инструкции.

Важно! Должностная инструкция не должна противоречить трудовому договору, а также описывать те обязанности, которые выходят за границы описанной в нем трудовой функции работника.

Что нужно помнить при написании инструкции

В трудовом законодательстве пока не прописаны положения, которые регулируют составление должностной инструкции. Пользуясь этим, рестораторы могут адаптировать её содержимое под свои потребности. Что касается формата, то обычно применяется стандартный план инструкции, который включает:

  • Общие положения.
  • Рабочие обязанности.
  • Права.
  • Ответственность.

Работодатель может добавить к этим разделам ещё несколько пунктов, если хочет более подробно конкретизировать какие-то моменты. Особо популярны следующие дополнительные разделы:

  • Критерии оценки результатов работы.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Условия труда.

Дополнительные части к инструкции обычно добавляют крупные организации, стремящиеся формализовать возможно большую часть своих отношений с сотрудниками.

Вводная часть

Раздел отведен под формулировку базовых параметров взаимодействия сотрудника с его нанимателем. Здесь дано описание, кто нанимает сотрудника, кому он подчиняется и других основных рабочих моментов.

Особое значение имеет список знаний, которыми должен обладать сотрудник. Они должны соотноситься с перечнем функций, перечисленных в следующем разделе. Также значительную роль играют и требования к уровню образования и опыту работы сотрудника. В премиум-сегменте они могут значительно превосходить общепринятый уровень для данной позиции. Так, от официанта может потребоваться знание разговорного английского или тонкостей работы с винами.

Важно! Официанты по функционалу и другим параметрам могут довольно сильно отличаться у разных работодателей. Элитный ресторан, винный бар или корпоративная столовая — все имеют свою специфику, которая должна учитываться в данном разделе, в том числе при перечислении требуемых навыков.

Обязанности

Эта часть отводится под перечень трудовых обязанностей сотрудника. Обычно здесь перечисляют набор типовых функций, который может быть дополнен несколькими пунктами, связанными со спецификой деятельности работодателя. Так, в некоторых ресторанах официант участвует в уборке зала после окончания работы, в других — помогает оформлять интерьер для праздничных мероприятий.

Ответственность

В данной части приведен список действий, за которые работник может быть наказан в соответствии с документацией работодателя и законодательством. Меры наказания прописывают в общей форме, поскольку конкретная степень ответственности может быть определена лишь путем административных и судебных споров.

Права

Заключительный типовой раздел, в котором перечислены права служащего. Для рядовых сотрудников, к которым относятся официанты, права довольно стандартны, но могут быть расширены при желании работодателя.

Условия труда

Один из дополнительных разделов, отведенных нанимателем под описание льгот и специфических моментов. В данном разделе обычно упоминается предоставление работодателем официанту фирменной рабочей одежды, а также его привлечение к обслуживанию на выезде.

После первоначального составления должностной инструкции она должна быть утверждена соответствующими специалистами. Обычно для этого привлекают юриста и HR-менеджера. После учета их правок документ утверждается руководителем организации. Далее документ распечатывается с соблюдением всей официальной атрибутики: даты, данных об организации и других параметров. После этого в процессе приема на работу с ним знакомится сам сотрудник. Окончательным этапом ввода документа в действие является проставление подписей задействованными лицами: самим работником, руководителем организации и другими сотрудниками, если их подписи нужны по действующим нормам документооборота.

Подробнее об обязанностях

Основной обязанностью официанта, как главного действующего лица, которое общается с гостями, является гостеприимство и вежливость. Встречая и обслуживая гостей заведения, официанты должны быть приятными в общении и прямо-таки излучать желание помочь. В противном случае посетители вряд ли захотят ещё раз посещать заведение, даже если блюда были изумительными.

Официант должен знать, из чего приготовлены блюда, которыми наполнено меню. Нужно уметь порекомендовать гостям такие блюда, чтобы они остались довольны. Ведь посетитель может оказаться вегетарианцем или веганом, возможно религиозные убеждения не позволяют употреблять определённые виды продуктов. Поэтому официант должен не только знать из чего сделано то или иное блюдо, но и каким способом оно приготовлено и какие ингредиенты входят в его состав. Также важно знать, сколько уйдёт времени на приготовление того или иного блюда.

Кроме меню, сотрудник, обслуживающий клиентов должен уметь порекомендовать соответствующие спиртные напитки, которые отлично подойдут к заказанным блюдам. Если в барном меню присутствуют коктейли, то нужно знать все ингредиенты, которые входят в его состав, вкус и внешний вид коктейля.

Работник зала, который обслуживает клиентов должен знать, какие продукты отсутствуют в данный момент и соответственно какие блюда не могут быть приготовлены. Так же следует быть в курсе, какие блюда или закуски, на данный момент в ограниченном количестве, чтобы в случае большой компании, кто-то из посетителей не остался без заказанного блюда.

Любой человек, принятый на должность официанта, должен знать и понимать, как правильно сервировать стол, разбираться в столовых приборах, барном стекле и столовом белье. Он должен знать и уметь правильно привести в порядок стол после посетителей, уметь убрать на столе, в случае если гости что-то разлили или разбили.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]