Инвентаризация – проверка состояния и соответствия учетным регистрам активов и обязательств предприятия, это обязательная процедура, проведение которой, от первого до заключительного этапа, регламентирована законодательно. Согласно Методическим указаниям Минфина, предваряет внутреннюю проверку приказ о проведении инвентаризации. Ему и посвящен сегодняшний обзор.
В этой статье вы сможете узнать, в каких случаях необходимо проводить внутреннюю ревизию и что является объектом внимания ревизионной комиссии, как подготовить документальное обоснование проверки, приведем для приказа о проведении инвентаризации образец заполнения в 2020 году, который в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым Минфином.
Инвентаризация в законодательном регламенте
Порядок проведения мероприятий, составляющих процедуру инвентаризации, регламентируют сразу несколько нормативных актов:
- Закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Приказ Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 (в редакции от 11.04.2018 г.), утвердивший Положение по ведению бухучета;
- «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств», утвержденные Приказом Минфина РФ № от 13.06.1995 года;
Кроме вышеперечисленных нормативных документов, законодательство предписывает субъекту хозяйствования в обязательном порядке закрепить регламент проведения инвентаризационных мероприятий в учетной политике предприятия.
Итоги проверки
На основании описей материальных ценности проводится инвентаризация. Итоги проверки оформляются актом или протоколом инвентаризационной комиссии. Документы составляются в двух экземплярах, один из которых прикрепляется к плану проведения мероприятия, а второй — направляется материально ответственному лицу.
В акте исключаются опечатки и исправления, заполнение производится шариковой пастой.
Итоги проведения внепланового мероприятия:
- сравнение соответствия фактического количества и количества, отмеченного в документах;
- проверка всех накладных и приходных ордеров;
- товарная продукция не отражена документально.
Выводы указывают в акте. Там же отображаются все сведения о продукции, фиксируется как наличие, так и отсутствие материалов.
Итоги проведения мероприятия докладываются руководству. Если обнаружены несоответствия, то данные обстоятельства изучаются. Итогово принимается решение:
- Проведение дополнительной проверки. Замечания должны быть устранены в срок, определенный планом мероприятий.
- При обнаружении недостатка необходимо принимать меры.
- Если обнаружены преступные действия заведующих складов, то документы направляются на рассмотрение в прокуратуру.
Результаты проверки облекаются в решения. Если несоответствий не обнаружено, то ничего предпринимать не нужно. Но при выявлении несоответствий нужно принимать меры.
Нарушения могут быть в случае:
- возникновения нештатных ситуаций;
- кражи имущества;
- безответственного хранения.
Инвентаризация: основные аспекты
Законодательство обращает внимание субъектов хозяйствования на три основных аспекта инвентаризационных мероприятий:
- сроки проведения инвентаризации;
- причины, требующие проведения внутренней ревизии;
- документальное оформление инвентаризации.
Сроки проведения инвентаризации
Период и периодичность проведения инвентаризации зависит от ее вида.
Обязательная (плановая) инвентаризация. Сроки ее проведения регламентированы законодательно, и ориентированы на причину внутренней проверки. К примеру, инвентаризация перед годовым отчетом должна быть проведена в конце IV квартала отчетного года, при передаче имущества третьим лицам или увольнении материально ответственного лица – накануне события.
Добровольная (внеплановая) инвентаризация. Проводится в связи с причинами, установленными локальным нормативным актом (приказом руководителя), и по факту их наступления. Такая проверка не имеет точной ориентировки на сроки, и назначается субъектами хозяйствования по своему усмотрению.
Причины проведения инвентаризации
Законодатель установил перечень случаев, подпадающих под обязательное проведение инвентаризации. К ним в т.ч. относятся:
- подготовка к формированию годовой отчетности;
- передача имущества между материально ответственными лицами (например, при увольнении такого лица);
- передача имущественных прав третьим лицам;
- в связи с кражей имущества, а также форс-мажором – ЧС техногенного или природного характера (взрывы, пожары, наводнения и иные бедствия);
- перед составлением ликвидационного баланса.
Кроме этого, субъекты хозяйствования могут расширить перечень случаев для проведения внутренних проверок по своему усмотрению, утвердив это локальным актом.
Документы для инвентаризации
В обязательный пакет документов по внутренней проверке входят приказ об инвентаризации, график проверки, инвентаризационные акты и описи, итоговая ведомость учета результатов инвентаризации, приказ по итогам проведения проверки, если обнаружены несоответствия между фактом и учетными данными.
Обращаем внимание! Поскольку законодательством в п. 27 Приказа № 34н Минфина РФ от 29.07.1998 г. конкретизированы случаи, подпадающие под проведение обязательных проверок материальных активов субъектов хозяйствования, должна быть указана цель и причина инвентаризации в приказе, а также ее формат (плановая, неплановая).
Причины инвентаризации в приказе
В зависимости от того, по какому поводу планируется инвентаризация, указываются причины инвентаризации в приказе. Допустим, процедура будет проводиться в связи с передачей имущества организации в аренду. Тогда в графе «Причина инвентаризации» в приказе можно так и написать: «Подготовка к передаче имущества организации в аренду». Если это годовая инвентаризация, то формулировка будет такая: «Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности». Именно так и показано в нашем образце выше. Аналогично причины инвентаризации в приказе прописываются и для всех остальных случаев. Наиболее популярный вариант — «Контрольная проверка».
Приказ о проведении инвентаризации: бланк
Приказ об инвентаризации – обязательный документ, поэтому его форма стандартизирована. Это унифицированная форма № ИНВ-22 (скачать ее можно здесь), утвержденная постановлением № 88 от 18.08.1998 г. Госкомстата РФ.
Субъект хозяйствования может издать приказ на инвентаризацию по форме № ИНВ-22, но может и составить распорядительный документ в свободной форме, отразив все необходимые для проведения проверки данные. Использование свободной формы приказа об инвентаризации не противоречит действующему законодательству при двух условиях:
- Если в приказ включены все обязательные сведения и распоряжения о проведении инвентаризации (указание на проведение инвентаризационных мероприятий, цель и причины инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, дата начала и дата окончания проверки, дата сдачи акта инвентаризации);
- Если использование свободной формы приказа о проведении инвентаризации предусмотрено учетной политикой субъекта хозяйствования и таковая предусмотрена внутренней номенклатурой дел.
Заполнение полей формы ИНВ-22
Оформление приказа (постановления) об инвентаризации — предельно простая процедура. В шапку понадобится внести ОКПО и название структурного подразделения, если речь идет не об общей инвентаризации или переоценке, а об отчетности об имуществе отдельного филиала. Если планируется проводить проверки в нескольких подразделениях, то ИНВ-22, а также сопряженные с ней формы будут составляться для каждого.
Объектом инвентаризации могут выступить основные средства, товарно-материальные ценности, обязательства, объекты завершенного или незавершенного строительства, объекты, находящиеся на ответственном хранении, и т.д.
В качестве причины для плановой инвентаризации указываем «контрольная проверка» или, прямо — «плановая инвентаризация». Если же происходят кадровые изменения — «смена материально ответственных лиц» или «реорганизация». Постановление также заполняется для случаев переоценки.
В случае, смены ответственных лиц указывают кладовщиков, кассиров и иных специалистов, трудоустроенных на момент проведения проверки.
Сроки проведения оценки должны быть точными. Дата начала не может быть раньше даты документа.
После того, как ИНВ-22 заполнена, ее следует занести в журнал по форме ИНВ-23. А вот результаты проверки заносятся в журнал по форме ИНВ-25. Эти документы могут остаться в структурном подразделении или быть переданы (в случае, о котором мы говорили выше).
Приказ на проведение инвентаризации: образец 2020
Если привести в соответствие с требованиями законодательства содержание распорядительного документа на проведение инвентаризационных мероприятий, то приказ на инвентаризацию (образец 2020 приведен ниже) должен содержать следующие сведения:
- полное наименование субъекта хозяйствования;
- наименование документа (Приказ), его регистрационный номер и дата издания;
- распоряжение о проведении инвентаризационных мероприятий, с указанием подразделений, где таковые будут проводиться (к примеру – общая проверка всех подразделений, либо конкретного склада или подразделения);
- цель проведения проверки – инвентаризация материальных активов, основных средств, МПЗ, дебиторской задолженности и т.д.;
- состав ревизионной комиссии и назначение Председателя комиссии (при привлечении к проведению мероприятий внешних аудиторов, указывается их роль в составе комиссии. К примеру: «Иванов И.И. – член комиссии, приглашенный аудитор»);
- сроки проведения инвентаризации, с точным указанием даты ее начала, окончания, и даты сдачи Акта инвентаризации;
- сведения о лице, подписывающем приказ – должность, фамилия, инициалы.
Предлагаем вам составленный в свободной форме образец приказа о проведении инвентаризации.
Инвентаризация основных средств — документальное оформление
Инвентаризационные мероприятия оформляются документами по формам, которые закреплены учетной политикой организации. Это могут быть как применявшиеся ранее унифицированные формы, так и документы, разработанные предприятием самостоятельно.
Безусловно, инвентаризация основных средств (документальное оформление инвентаризации) начинается с оформления приказа – его составление мы обсудили выше. Данные в ходе инвентаризации ОС вносятся в инвентаризационные описи (форма № ИНВ-1). Опись составляется в 2-х экземплярах – один передается в бухгалтерию, а другой остается у лица, отвечающего за сохранность ОС.
Если в процессе были выявлены отклонения (например, в результате инвентаризации выявлено основное средство) заполняется сличительная ведомость результатов инвентаризации. Ведомость составляется по объектам, по которым были обнаружены отклонения, также в двух экземплярах.
Оформление результатов инвентаризации
Результаты оформляются согласно стандартному бланку ИНВ-18, в котором указываются числовые характеристики основных средство компании, действующих активов, материальных объектов, а также происходит сравнение данных, указанных в документах, с действительным наличием тех или иных компонентов.
В результатах отражается состояние следующих объектов:
Материальные объекты, использующиеся больше одного года- Материальные объекты, использующиеся меньше года и изменившие свое состояние
- Операции с дальнейшим составлением авансового отчета (прилагается приложение в качестве доказательств)
- Совокупность наличных и безналичных денежных средств
- Расчеты, связанные с покупкой товаров и услуг
После создания протокола и ведомости происходит окончательное определение результатов процедуры, а также подписывается приказ, содержащий данные об итогах мероприятия.
Учет излишков, недостач и пересорта
Комиссия занимается осуществлением описи имущества компании, ее анализом, а также оформлением итогов с указанием конкретных излишков и недостач.
Важно заметить – должна помечаться причина, приведшая к сбою в данных и их несоответствию фактам документов.
Какие ошибки можно допустить, смотрите на видео:
В заключение отметим, что инвентаризация – обязательная процедура для всех действующих организаций. Она позволяет выявить отклонения от нормы в активах производства, а также на ее основе составляется годовой бухгалтерский отчет.
Наверх
Напишите свой вопрос в форму ниже
Подготовка к проведению инвентаризации
Проводится инвентаризация на основании приказа руководителя предприятия, составленного в письменной форме. Далее собирается специальная комиссия, состав которой утверждает руководитель.
В нее входят не менее трех людей – бухгалтер, материально ответственное лицо и другие специалисты необходимого профиля. Все члены комиссии обязаны присутствовать при пересчете, в противном случае итоговые данные могут быть названы недействительными.
Если проведение проверки – требование правоохранительных органов, во время проведения инвентаризации может присутствовать их представительно, но в состав комиссии он не входит. При проведении документальной ревизии, в состав включается участник ревизионной группы.
Ответственность комиссии:
- за соблюдение требований приказа руководителя;
- за точность и своевременность подготовки результатов инвентаризации;
- за полноту и правдивость указанных данных о фактических остатках материальных ценностей.
Перед началом проверки бухгалтерия выдает представителям комиссии учтенные данные (книжные остатки) по фактическому наличию проверяемых ценностей. Эта информация находится в отчетах о движении ТМЦ и регистрах бухгалтерского учета.
Узнать, как заполнить журнал учета проверки и испытаний электроинструмента и этого документа, вы можете здесь.
Комиссия проверяет измерительное и весовое оборудование, опечатывает места хранения материальных ценностей. После предлагает ответственному за МЦ лицу провести по учету все новые расходные документы, на каждом из них глава комиссии ставит подпись.
Если это предприятие розничной торговли, комиссия снимает кассу и определяет выручку. Завершающий этап подготовки – принятие расписки от материально-ответственного лица о том, что все приходные и расходные документы проведены и отдельно хранящегося имущества нет.
Классификация инвентаризации
Законодательная база устанавливает виды инвентаризации, которые компания может осуществлять в соответствии с особенностями своей деятельности. При создании приказа нужно учитывать все виды данного мероприятия.
Таблица 1. Виды инвентаризации.
Факторы классификации | Классификация |
По степени обязательности | Обязательная (осуществляется раз в год в соответствии с нормативами, указанными в законе «О бухгалтерском учете») Инициативная (частичная проверка, осуществляемая по решению главы компании) |
По назначению и характеру | Плановая (в соответствии с датами, заранее указанными в графике инвентаризации) Внезапная (по решению руководителя для обеспечения дополнительного контроля над активами) |
По уровню полноты проверки | Полная (охватывает все активы производства) Выборочная (рассматривает в качестве объектов проверки отдельные области производства) |
По способу проведения | Естественная (проверка объектов за счет их последовательного измерения, взвешивания) Нормативная (проверка объектов только за счет анализа наличия объектов в формате документов) |
Видео с примером проведения инвентаризации:
Что нужно для процедуры
Для этого необходимо наличие следующих документов:
Подписанный руководителем приказ о начале инвентаризации- Отчеты лиц, ответственных за наличие или отсутствие имущества
- Документ, содержащий сравнение данных инвентаризации с информацией, указанной в бухгалтерском отчете
- Список результатов проверки состояния имущества