Бизнес на on-line образовании. Сверхприбыль при минимальных вложениях

  • Кому нужна лицензия на образовательную деятельность
  • Кому не нужна лицензия
  • Спорные ситуации с лицензией
  • Как получить лицензию
  • Как работать без лицензии
  • Что лучше регистрировать — ИП или ООО?
  • Как оформлять сотрудников
  • Какие налоги и взносы платить
  • Как принимать платежи

В настоящее время онлайн-образование как понятие имеет много смыслов. Например, нам часто на глаза попадаются онлайн-марафоны, которые физические лица проводят через социальные сети. Сейчас также чрезвычайно популярны курсы в формате вебинаров, продажи видеороликов на конкретные темы (это могут быть онлайн-курсы по интерьеру, по стилю и т.д.).
Но есть и серьезные по масштабам проекты — целые онлайн-университеты с сотнями направлений, выдачей сертификатов и стажировками в крупных компаниях.

Онлайн-школа — это обобщенное понятие, которое на практике применяется по отношению к любым дистанционным образовательным или информационно-консультационным услугам. В законодательстве такой термин не зафиксирован. Поэтому при создании подобного бизнес-проекта важно разобраться с юридическими тонкостями. И первое, с чем придется определиться, — это лицензия.

Кому нужна лицензия на образовательную деятельность

Лицензия — это условное разрешение от государства на ведение образовательной деятельности.

Признаки образовательной деятельности указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. Необязательно, чтобы бизнес соответствовал сразу всем признакам: если онлайн-школа соответствует хотя бы каким-то критериям, то лицензия нужна. В противном случае могут возникнуть проблемы с Рособрнадзором.

На какие признаки следует обратить внимание:

  • Наличие учебной программы, в которой обозначены предмет и режим обучения, прописаны результаты обучения, указан преподавательский состав. В программе утверждены способы и формы оценки результатов учеников.
  • Программа представлена в виде графика, расписания занятий или учебного плана. Она содержит методические или оценочные материалы.
  • В школе есть преподаватели, оформленные в штат или работающие по договорам ГПХ.
  • Предусмотрены проверка, оценка или подтверждение уровня знаний — например, заключительный тест и выдача сертификата.

Еще есть перечень видов деятельности, для которых точно нужна образовательная лицензия — он перечислен в том же постановлении:

  • Общеобразовательная школа — дошкольное, начальное и среднее образование.
  • Профессиональная образовательная деятельность — сюда входят в том числе курсы по получению рабочих профессий и высшее образование.
  • Первичная подготовка и переподготовка, в том числе и улучшение квалификации.
  • Дополнительная образовательная деятельность — общая или предпрофессиональная.
  • Дополнительная профессиональная подготовка, например, повышение квалификации.

Получается, что без лицензии нельзя открыть обычную школу для детей или курсы повышения квалификации для взрослых — для этого нужны учебные программы и преподаватели. С другими форматами онлайн-образования проще.

Онлайн-школа от идеи до первых денег – Pro online

Онлайн-школа от идеи до первых денег – это 3 месяца обучения для новичков в инфобизнесе, где вам помогут “снять розовые очки” и трезво оценить свои возможности на данный момент, понять, с чем предстоит работать и к какому результату вы хотите прийти.

В программе:

  • определение темы и формата;
  • анализ конкурентов;
  • создание плана;
  • прокачка экспертности;
  • технические условия и упаковка продукта;
  • работа с социальными сетями для привлечения клиентов;
  • запуск готового инфопродукта.

Преимущества:

  1. Много уроков по продажам, а не только по техническим моментам.
  2. Пошаговый план для быстрого старта и тестирования первого проекта.
  3. Обучение с нуля до первых денег.

Есть 3 тарифа. Самостоятельное обучение стоит 18 160 руб., с обратной связью и общением с куратором – 30 160 руб., с дополнительными консультациями экспертов – 68 560 руб.

Другие программы в учебном центре:

  • Руководитель-продюсер онлайн-школы
  • Автовебинарная воронка для онлайн-школ

Кому не нужна лицензия

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, лицензирование не требуется для:

  • Образовательной деятельности в формате разовых занятий (лекций, стажировок, семинаров), которая не предполагает итоговую аттестацию и выдачу документов об образовании. То есть организаторам конференций, публичных лекций, вебинаров, можно не беспокоиться и работать без лицензии, потому что подобные разовые мероприятия не имеют образовательной составляющей.
  • Деятельности по содержанию и воспитанию обучающихся, которая осуществляется без образовательных программ. Ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет образовательную программу как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов».
  • Индивидуальной трудовой педагогической деятельности. В данном случае имеются в виду индивидуальные предприниматели и самозанятые, которые могут заниматься образовательной деятельностью лично, как репетиторы, без привлечения других педагогов.

Продавать собственные знания или стать инфо-продюсером?

Чтобы открыть онлайн-школу, тебе нужно выбрать один из двух путей:

  1. Учить чему-то людей самостоятельно
  2. Нанять в качестве учителей профессионалов в необходимой сфере


То есть, если можешь и хочешь кого-то чему-то учить – создавай онлайн-школу и вперёд!
Но если нет компетенции и/или желания, чтобы кого-то чему-то учить, но есть желание организовать бизнес на онлайн-образовании – найди людей, которые что-то умеют, а также могут и хотят учить других своим навыкам за достойное вознаграждение.

Спорные ситуации с лицензией

В интернете можно встретить советы, в которых начинающим предпринимателям рекомендуют использовать подходящие формулировки в рекламе и описаниях курсов, чтобы избежать получения лицензии. Например, открыть онлайн-школу с учебной программой, но разбить её на несколько видео и дать к ним доступ одновременно — якобы, получается не программа, а просто список записанных лекций. Или вовсе назваться индивидуальным предпринимателем, который оказывает информационно-консультационные услуги, и убрать из рекламы термин «образовательные». Это не поможет — прокуратура и Рособрнадзор по любой жалобе могут провести проверку и оштрафовать такой бизнес, несмотря на жонглирование формулировками.

Штрафы можно обжаловать в суде, но понятной судебной практики нет — какие-то случаи проходят безболезненно для бизнеса, но бывает, что нужно срочно получать лицензию или закрываться.

Например, есть Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 (дело № А56-25488/2013). По решению суда был отменен штраф, назначенный учебному центру по итогам проверки. Суд обратил внимание на то, что центр не проверяет знания и не выдает сертификаты, а потому нельзя считать, что он оказывает образовательные услуги. При аналогичных обстоятельствах был так же оштрафован учебный центр в Севастополе, но в этом случае Верховный суд решение поддержал (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.08.2017 N 310-АД17-3729 по делу № А84-2790/2016).

Если есть сомнения в необходимости получения лицензии, лучше или получить её, или переформатировать бизнес-модель так, чтобы сомнения не возникали. В каждом конкретном случае лучше искать юриста, специализирующегося на этих вопросах — универсальных шаблонов нет.

Если контролирующие органы найдут нарушения, бизнес накажут по ст. 14.1 КоАП. Для ИП это штраф до 5 000 руб., для ООО — до 50 000 руб. Плюс будет проведена повторная проверка через 1-3 месяца.

Основные особенности онлайн-школы

Прежде чем разбираться в том, как открыть онлайн-школу с нуля, надо понять особенности этого формата. Ведь обучающие видеокурсы давно известны на рынке, и этим мало кого удивишь.

К сожалению, многочисленные инфогуру значительно подорвали репутацию онлайн-обучения. Громкие и ничем не обоснованные обещания, да и откровенное мошенничество многих создателей якобы обучающего контента снизили доверие к нему.

И если лет десять назад действительно можно было заработать легкие деньги на первом интересе пользователей, то сейчас это сделать намного сложнее. Поэтому тем, кто решил пойти в этот бизнес, надо забыть о многообещающих картинках с ноутбуком на пляже, которые уже стали плохим клише инфобизнесменов. Онлайн-школа – точно не тот вариант, который позволит собственнику зарабатывать деньги на полном автомате.

Итак, чем же онлайн-школа отличается от другой упаковки обучающего контента?

  • Во-первых, активной обратной связью с пользователями. Ведь обучающийся должен получить на выходе конкретный результат, за которым он пришел. Хорошие школы предоставляют доступ к урокам дозированно, с обязательным выполнением домашних заданий. Пользователь сможет изучить следующий урок только после того, как подтвердит, что освоил предыдущий материал.
  • Во-вторых, здесь должны быть разные виды контента – не только видео, но и книги, презентации, аудиозаписи, графика. И одним-двумя курсами не обойтись, надо предлагать несколько смежных направлений или уровней.
  • В-третьих, обучение должно быть направлено на получение практических навыков, а не просто теоретических знаний. Поэтому часто обучение в школе заканчивается выполнением какого-либо проекта. Например, на курсах сайтостроения пользователь должен создать и продемонстрировать работающий сайт. А на бухгалтерских – свести баланс или заполнить декларацию.

Как получить лицензию

Проблема получения образовательной лицензии заключается в том, что законодатель пока не прописал особенные требования именно для дистанционного бизнеса. Поэтому приходится ориентироваться на те же параметры, которые нужны учебному учреждению в офлайне.

Например, вот такие:

  • Нужно иметь в собственности или арендовать помещения, которые соответствуют требованиям образовательной программы.
  • Здания и внутренние помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
  • Необходимо приобрести материально-техническое обеспечение, которое подходит для конкретного вида деятельности.
  • Составить и утвердить программы обучения в Министерстве образования РФ.
  • Подготовить электронные и печатные материалы для обучения.
  • Найти и заключить договоры с педагогами, которые имеют право на преподавание по конкретному виду деятельности.

Полный перечень требований с подробными нюансами для каждого вида деятельности перечислен в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.

Несмотря на то, что требование иметь помещение для обучения в онлайн-школе выглядит нелогичным, его необходимо соблюдать. Некоторые предприниматели находят выход, заключая договоры по аренде классов или партнерства с действующими колледжами и вузами, так как они уже соблюдают все требования.

Разобравшись с требованиями, бизнесмен должен получить разрешение использовать помещение в Роспожарнадзоре и других контролирующих организациях, обратиться с образовательными программами в Минобрнауки (для утверждения) и уже после лично, по почте или через «Госуслуги» подать заявление на получение лицензии.

Ещё есть нюанс — законодатель предусмотрел перечень направлений, которым нельзя обучать исключительно дистанционно.

Процесс получения лицензии предполагает много нюансов, часто они зависят от вида деятельности и конкретной ситуации. Уточнять детали лучше у юриста.

Правда и ложь про онлайн образование. Что такое инфобизнес?

Несмотря на то, что ежегодно система дистанционного обучения и онлайн курсы приносят разработчикам и учебным заведениям миллионные прибыли, все равно существует некий порог недоверия подобным инструментам. Давайте внимательно изучим самые распространенные утверждения и детально их разберем.

  1. Онлайн образование — временный тренд или долгоиграющий бизнес?

Ложное утверждение: «Это текущий тренд, завтра про онлайн школы никто и не вспомнит».

Правда: По существующим статистическим данным к 2023 году рынок online образования увеличится в 2 раза. Это быстрорастущая ниша, в которой востребованы разные виды образовательных процессов, начиная от семинаров и заканчивая деловыми играми. Привлекательная форма за счет сокращения административных расходов на логистику и обслуживание офисов.

  1. Есть ли возможность занять свою нишу? Какова роль конкуренции в online бизнесе по обучению?

Ложное утверждение: «Нет смысла делать бизнес там, где и так полно конкурентов».

Правда: Здоровая конкуренция говорит о том, что это востребованная услуга. Во-первых, вы можете создать авторские методики, которые не будут повторяться нигде. Во-вторых, есть стандартный набор знаний, который пользуется постоянным спросом. Это: изучение иностранных языков, психология отношений, инвестирование и т.д.

  1. Нужно ли быть специалистом в определенной области, чтобы открыть онлайн школу?

Ложное утверждение: «Я не знаю, чему могу научить людей, мои навыки имеют чисто практическое применение в узкой направленности. Кому это может быть интересно? Невозможно открыть онлайн школу без специальных навыков.»

Правда: Онлайн образование содержит в себе миллионы тематических курсов. Это касается не только стандартной системы обучения, в которую входит освоение иностранных языков или курсов повышения квалификации. Существуют разнообразные тренинги на привлечение удачи или способы инвестирования. В любом случае, даже если вы не можете придумать себе нишу, которую предпочтительно занять, есть другой выход из этого положения. Воспользуйтесь возможностью обратиться к экспертам в сфере онлайн обучения и пройдите бесплатный вебинар. Помимо всего прочего, на нем вы сможете подсчитать потенциальный доход ваших онлайн курсов.

  1. Должен ли я быть хорошим оратором, чтобы люди меня слушали? Нужно ли иметь педагогическое образование?

Ложное утверждение: «Я не умею учить людей. Я не умею общаться с аудиторией. Без этого затея по организации онлайн школы обречена.»

Правда: Это самая простая часть этого бизнеса. Во-первых, курс может быть любой направленности. Если вы разбираетесь в ретро автомобилях, можете научить инвестировать в них. Если вы бухгалтер — создайте курс про оптимизацию семейного бюджета. Главное — применить креативный подход, тогда концепция по наполнению курса сложится быстро.

Если вы сомневаетесь в своих ораторских способностях или не хотите появляться в кадре — не проблема. Можно нанять человека, который сделает это за вас. Нужно будет только создать контент и найти профессионального исполнителя.

  1. Для получения прибыли необходимо постоянно посвящать время подготовке занятий онлайн школы? Это та же работа, где нужна постоянная отдача.

Ложное утверждение: «Зачем менять шило на мыло? Это все та же работа с постоянной загруженностью. Тем более непонятно, принесет ли она доход.»

Правда: Техника продвижения онлайн школы сильно отличается от реального обучения. Достаточно создать рабочий материал и запустить, к примеру, автоворонку продаж. Совмещение возможно. Вы сможете заниматься основной занятостью и проверять данные, которые будут поступать в систему.

Автоворонка решает задачу по сбору заказов, отправляет приглашения на покупку вашего курса и после оплаты направляет видео уроки заказчику. Вам будут приходить деньги и отчеты относительно структуры и частоты продаж.

Эту работу также может на себя взять продюсерский центр. Эксперты смогут сделать правильные настройки автоворонки, создадут продающие тексты и будут следить за откликом целевой аудитории.

Как видите, эта ниша бизнеса, в которой конкуренция идет только на пользу. Открыть свою школу может любой человек. Вам не обязательно даже записывать уроки и проводить тренинги – все это можно заказать у экспертов или продюсеров уже сложившихся онлайн ресурсов.

Как работать без лицензии

Онлайн-школа, работающая без лицензии, не должна быть похожа на образовательную деятельность. В рамках образовательной деятельности, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ, реализуются образовательные программы, которые включают учебный план, график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин и т.д. Если все эти составляющие в вашей практике не предполагаются, то вы можете позиционировать бизнес как консультативный, информационный или развлекательный.

Следовательно, и в рекламе не нужно заявлять о том, что у вас школа или университет. Если вы проводите мастер-классы, свободные лекции и вебинары, не обещайте, что вы научите новой профессии или поможете повысить квалификацию.

Запуск и продюсирование онлайн-курсов – EdMarket

Программа Запуск и продюсирование онлайн-курсов поможет создать свою онлайн-школу или стать продюсером для других специалистов. Вас ждет 3,5 месяца интенсивного обучения + 1 год доступа ко всем записям, помощь экспертов и база подрядчиков.

В процессе обучения вы:

  • определитесь с нишей и аудиторией;
  • узнаете, как создавать интересный контент, чтобы студенты захотели пройти обучение от начала до конца;
  • изучите правовые аспекты запуска проекта;
  • сможете запустить рекламу и получить первые продажи.

Полная стоимость составляет 140 000 руб., возможна рассрочка и скидки для тех, кто записывается заранее.

Что лучше регистрировать — ИП или ООО?

Чтобы сделать правильный выбор между ИП или ООО, нужно прежде всего разобраться в бизнес-модели. Если планируется крупная организация с получением лицензии на образовательную деятельность и, самое главное, с несколькими владельцами, лучше зарегистрировать ООО.

Зарегистрировать ИП проще — достаточно собрать несколько документов и отправить их в налоговую вместе с заявлением. Сейчас это можно сделать онлайн. ИП может выбрать патентную систему налогообложения — стоимость разрешения на работу зависит от региона, чаще это получается выгоднее, чем платить 6 % налогов по упрощенной системе налогообложения.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей

Если планируете преподавать сами, например, записывать видеокурсы или распространять email-рассылки, достаточно обычного ИП. Можно получить патент на оказание услуг по обучению и репетиторству — его стоимость зависит от региона, точнее посчитать можно на сайте налоговой инспекции. Сравните, сколько вы заплатите на упрощенной схеме налогообложения и на патентной.

Если собираетесь строить бизнес на продвижении других преподавателей, схема будет выглядеть иначе — уже они делают ИП на патенте, а с вами заключают договор услуг на продвижение или консультации. Есть другой способ взаимодействовать с преподавателем — заказывать у него курсы и покупать исключительные права на воспроизведение, обработку, распространение и продажу. Соответственно, в любом из форматов применять патент вы не можете, поэтому нужно выбирать ИП на УСН.

Как открыть онлайн-школу с нуля

При открытии онлайн-школы необходимо пройти ряд этапов:

  • выбрать нишу;
  • сформулировать цель и миссию проекта;
  • описать свою целевую аудиторию;
  • разработать и описать продукт (чему и как можно будет научиться в вашей школе, в каком формате будут идти занятия);
  • упаковать продукт для продажи (выбрать платформу для онлайн-занятий и/или сделать собственный сайт);
  • организовать рекламу и продвижение;
  • собрать статистику и проанализировать её.

Расходы и время, потраченное на каждый из этапов, будут зависеть от масштабов вашей деятельности, от выбранной ниши и ваших возможностей. Кто-то начнёт, потратив несколько тысяч рублей на рекламу, кому-то придётся серьёзно вложиться на каждом из этапов.

Видео: 7 шагов создания онлайн-школы

Начальный этап

На начальном этапе необходимо чётко оформить картинку будущего бизнеса сначала в своей голове, а затем на бумаге. Сперва необходимо выбрать нишу. Чем шире ниша, тем больше у вас конкурентов, тем сложнее занять место на рынке. Чтобы отстроиться от соперников, рекомендуется сузить нишу до разумных пределов. Примером широкой ниши могут быть кулинарные курсы, более узкие ниши — курсы для дошкольников, курсы для тортоделов или курсы полезного питания.

Начинающие бизнесмены часто пренебрегают формулированием цели и миссии проекта, считая это занятие глупостью и развлечением для больших корпораций. Однако понимание цели и миссии необходимы как самому предпринимателю для разработки стратегии развития, так и его потенциальным клиентам для принятия решения о покупке.

Когда вы поняли, каким хотите видеть свой бизнес, необходимо максимально подробно описать своих клиентов.

В качестве примера неудачного описания целевой аудитории для курсов фотографии можно привести такой: «женщины от 25 до 35 лет со средним доходом». Это описание очень расплывчатое и подходит для большинства видов современного бизнеса.

Чем точнее вы опишете свою аудиторию, тем тоньше будут настройки рекламы и тем быстрее эта аудитория сможет вас отыскать среди предложений конкурентов. Учитывайте возраст, географию проживания, пол, семейный статус, наличие или отсутствие детей и/или домашних животных, уровень образования, место работы, интересы, доход в цифрах, преследуемые цели и любые другие критерии, релевантные для вашего образовательного проекта.

Эти же курсы фотографии могут ориентироваться на целевую аудиторию, описанную следующим образом: студенты старших курсов, проживающие в регионах, заинтересованные в приобретении профессии для подработки без отрыва от учёбы, не делают спонтанных покупок, любят скидки, не готовы тратить большие суммы на дополнительное образование.

Разработка продукта

Необходимый элемент вашего продукта — план обучения. На этапе анализа потребностей целевой аудитории вы выделяете цели, для достижения которых люди пойдут учиться в вашу школу. План обучения отражает путь клиента к достижению этих целей.

Например, если человек хочет подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике, в курс необходимо включить учебные блоки по темам школьного курса математики, блок психологической подготовки, предусмотреть проведение пробных экзаменов в рамках курса.

Когда каркас курса готов, можно наполнять каждый из блоков релевантным контентом: теорией, задачами и тестами разного уровня сложности.

Выбор формата занятий в онлайн-школе во многом зависит от выбранной ниши. Если основы контент-маркетинга можно освоить по статьям из рассылки, то одних текстовых материалов едва ли хватит, чтобы научиться ремонтировать автомобиль. Кроме формы представления учебного материала (рассылка, видеоуроки, живое общение через мессенджеры и так далее), необходимо продумать и другие моменты:

  • расписание;
  • частота и продолжительность уроков;
  • наличие домашних заданий и способ их проверки;
  • сопроводительная литература или онлайн-ресурсы, которые вы будете рекомендовать своим ученикам;
  • выпускной экзамен;
  • документ об окончании курса.

Разрабатывая продукт, важно не погрязнуть в перфекционизме. Допиливать любую программу до совершенства можно бесконечно, но совершенный, с вашей точки зрения, продукт может оказаться ненужным вашей аудитории. Кроме того, каждый день вокруг стартуют сотни похожих друг на друга проектов. Чтобы избежать напрасной работы и быть уверенным, что ваша школа будет востребованной, продукт необходимо начинать тестировать уже в процессе разработки. Собирайте лояльную аудиторию и на льготных условиях (бесплатно, в обмен на обратную связь) предлагайте учёбу в вашей школе или отдельные уроки. Полученный фидбек поможет скорректировать направление работы.

Упаковка продукта

Когда учебный контент готов, а целевая аудитория описана, пора оформлять контент для конечного потребителя. Необходимо принять решение, нужен ли вашей школе отдельный сайт или вы готовы обойтись лендингом (специальная рекламная страница с описанием услуги и формой для сбора контактных данных) либо аккаунтом в социальной сети.

При создании собственного сайта необходимо подобрать хостинг, зарегистрировать доменное имя, надлежащим образом оформить сам сайт. Если сайт будет служить только рекламной площадкой, можно создать его и самостоятельно с помощью бесплатных конструкторов (например, wix.ru или wordpress). Сайт онлайн-школы должен содержать информацию о предлагаемых курсах (программа, цена, сроки, документ об окончании), отзывы довольных клиентов, расписание ближайших курсов, условия оплаты, контакты для обратной связи. Тексты и иллюстрации должны быть выполнены профессионально, сайт должен способствовать возникновению доверия к вашей школе, а ошибки в лексике и грамматике, плохое качество фотоматериалов, устаревший дизайн обычно отпугивают клиентов. Продающие тексты для сайта можно составить самостоятельно или заказать у фрилансеров-копирайтеров.


Онлайн-школы могут функционировать и на мобильных платформах

Если же вы планируете использовать свой сайт как платформу для онлайн-обучения, к его разработке придётся привлекать программистов, однако подавляющая часть онлайн-курсов сегодня функционирует на готовых специализированных платформах. Базовый функционал таких платформ позволяет создавать каждому студенту личный кабинет, в котором можно просматривать учебные материалы, отслеживать учебный прогресс, общаться с преподавателем и другими студентами. Платформы бывают платными и бесплатными и отличаются удобством использования и наличием дополнительных фишек, например, возмоожностью внедрить геймификацию. К числу наиболее популярных в России относятся:

  • Moodle — бесплатная система с открытым кодом; громоздкий интерфейс и сложность в управлении для пользователей, не знакомых с программированием;
  • Stepik — российская разработка (сайт и мобильные приложения), позволяет создавать бесплатные открытые и платные приватные онлайн-курсы, общаться со слушателями, собирать оплату, анализировать статистику, выдавать электронные сертификаты;
  • iSpring — платный продукт с бесплатным тестовым периодом в 2 недели, безлимитное хранилище для учебных материалов, возможность использовать разные форматы материалов, собирать статистику, допускает геймификацию и позволяет брендировать страницу онлайн-курса под ваш стиль;
  • Teachbase — платная отечественная программа с 14-ти дневным тестовым периодом и с оплатой за активных слушателей, если слушателей не больше 5 человек, можно использовать бесплатно;
  • GetCourse — многофункциональная система, позволяет делать вебинары, рассылки, лендинги, принимает платежи, обладает функционалом CRM, можно даже внедрить собственную партнёрскую программу для привлечения клиентов.

Образовательные платформы часто позволяют принимать оплату за курс, поэтому не всегда целесообразно устанавливать систему оплаты на собственном сайте. Если же вы хотите самостоятельно собирать оплату за занятия, можно использовать Яндекс.Деньги, Web Money, Qiwi, Pay Pal или сервис Робокасса.

Видео: обзор платформ для создания онлайн-курсов

Продвижение продукта и привлечение целевой аудитории

Для заработка недостаточно просто создать сайт и залить образовательный контент на учебную платформу. Необходимо позаботиться о постоянном потоке клиентов, то есть о рекламе. Доступны следующие базовые онлайн-каналы:

  • реклама в социальных сетях (таргетированная или реклама у блогеров);
  • контекстная реклама в поисковиках (Яндекс, Google);
  • бесплатные вебинары.

Выбирать социальные сети для рекламы нужно исходя из особенностей вашей целевой аудитории. В Instagram легко найти фотографов и молодых мамочек, во ВКонтакте встречаются представители разных целевых групп, Facebook традиционно является площадкой для поиска бизнес-аудитории. Для контекстной рекламы в соцсетях необязательно иметь в этих соцсетях аккаунты, а с рекламных объявлений можно переводить пользователей напрямую на свой сайт. Для рекламы у блогеров удобнее иметь свой аккаунт в соцсети.

Контекстная реклама в поисковиках может приводить потенциальных клиентов на сайт, учебную платформу или аккаунт в соцсети. Чтобы реклама была максимально эффективной, то есть приносила максимум клиентов при минимальной стоимости, при настройке необходимо учитывать портрет целевой аудитории максимально точно.

Бесплатные вебинары позволяют немного «прогреть» аудиторию, то есть до некоторой степени познакомить с предлагаемым продуктом. Продать что-то человеку, который уже о вас слышал, проще, чем тому, кто видит вас впервые.

Видео: как продвигать онлайн-школу

Статистика

Для успеха в глобальной перспективе необходимо анализировать показатели статистики. Помимо стандартной для любого бизнеса оценки эффективности рекламных кампаний полезно отслеживать и статистику по работе студентов над учебными материалами. Если учебная платформа, с которой вы работаете, не предоставляет такие данные, их можно собрать вручную, раздав фокус-группе анкеты. Вы поймёте, не перегружен ли курс, понятно ли изложены сведения, всё ли работает так, как вы задумали, удобно ли это людям и так далее. Эти сведения помогут выявить ошибки и улучшить курс.

Видео: как организовать продажи в онлайн-школе

Итоговая оценка финансовых и временных вложений

К расходам на запуск онлайн-школы стоит добавить также и расходы на официальную регистрацию бизнеса (ИП или ООО) и бухгалтерские услуги. Как успешно стартовать, так и завалить бизнес можно и на 30 000 рублей, и на полмиллиона. Чем меньше денег вы готовы вложить, тем больше придётся потратить своего времени и усилий, но если вы планируете онлайн-курс, где преподавать будете только вы, подготовить его можно даже за месяц. Более масштабные проекты могут готовиться от трёх до шести месяцев в зависимости от типа учебного контента, структуры школы и прочих моментов.

Более подробно о том, как запустить онлайн школу и заработать более 20 млн рублей, вы узнаете на бесплатном мастер-классе.

Как оформлять сотрудников

Если речь идет о преподавателях, то всё зависит от наличия лицензии. Когда её нет, некоторые ищут обходные пути и предлагают людям регистрировать ИП или самозанятость. Если есть, то оформлять можно по обычным договорам:

  • Трудовым — подойдет, если вы устраиваете человека на конкретную должность, с понятным и повторяющимся перечнем обязанностей, и платите зарплату по конкретному графику.
  • ГПХ — в этом договоре нужно определить конкретный перечень задач, которые сделает нанятый. Например, еженедельно записывать по 10 видео похоже на обычную трудовую договоренность. А записать в течение трех месяцев 30 роликов — на конкретную задачу. В ГПХ стараются не указывать график работ или должностные инструкции, иначе трудовая инспекция может признать такой договор трудовым.

По этим договорам работодатель обязан удержать и перевести в бюджет НДФЛ, а также заплатить взносы в ПФР и ФОМС.

Для найма другого персонала наличие или отсутствие лицензии не имеет значения. Можно заключать трудовые или ГПХ договора, оформлять договора услуг, работать с другими ИП и привлекать самозанятых. Всё как в любом обычном бизнесе.

Преимущества этого бизнеса

Бизнес в сфере онлайн-образования обладает рядом преимуществ:

  • Востребованность
  • Высокая маржинальность
  • Пока ещё довольно низкая конкуренция
  • Удобство онлайн-формата для всех участников процесса: как для владельца бизнеса, так и для учителей и учеников
  • Для старта хватит небольшой суммы
  • Отсутствие барьеров для старта бизнеса: не нужны офисы, помещения, склады, доставки и т.д.
  • Запустить такой бизнес можно довольно быстро

Благодаря автоматизации процессов через несколько месяцев после старта можно сделать заработок почти на 100% пассивным. Один раз создал обучающий курс без особых затрат, настроил автоматизацию процессов, и всё – источник пассивного дохода готов. Можешь теперь сидеть и кушать пряники, прихлёбывая чаёк.

Эти факторы способствуют росту рынка онлайн-образования. Ниша сейчас пока ещё является очень лакомой – деньги довольно лёгкие, а конкуренция пока не высока, хоть и растёт с каждым днём. По данным недавних исследований, объём этого рынка в РФ сегодня превышает 20 миллиардов рублей и ежегодно растёт примерно на 20%.

Какие налоги и взносы платить

ИП в любом случае платит фиксированные взносы за себя в ПФР и ФОМС — в этом году это 40 874 руб. Дальше всё зависит от организационно-правовой формы и схемы налогообложения. Вот популярные варианты:

  • ИП на УСН платит 6 % от выручки или 15 % от «доходы минус расходы». Есть лимит в 150 млн руб., если заработаете больше, будет переход на ОСНО, там налогов больше.
  • ИП на ПСН или на патенте. Стоимость фиксированная, зависит от региона. Например, в Москве стоимость патента на 2020 год обойдется в 19 800 руб. Патент ограничен выручкой в 60 млн руб. в год.

ИП платит дополнительные взносы в ПФР, если их доход превысил 300 000 руб. — 1 % от суммы сверх предела.

Для ООО ситуации с налогами сложнее. Например, ООО на УСН заплатит с доходов 6 %, а дальше придется либо выводить деньги дивидендами, либо платить себе зарплату, а это еще 13 % НДФЛ плюс взносы.

Как принимать платежи

В данном случае всё тоже зависит от того, какой формат работы выбрал бизнесмен. Например, самозанятые могут брать наличные и принимать переводы на обычную карту для физлиц. Главное после сформировать чек в приложении и отправить его клиенту.

ИП и ООО нужны кассы — процесс регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Любые платежи нужно пробивать через онлайн-кассу, с подключением к оператору фискальных данных. Есть исключения: если вы ИП без сотрудников, который оказывает услуги лично, то на вас распространяется отсрочка до 1 июля 2021 года. Чеки и касса не нужны бизнесу, который получает деньги только от юридических лиц — например, подойдет для онлайн-школы, которая проводит корпоративные тренинги.

Если не планируете делать точку продаж в офлайне, можно подключить на сайт платежный агрегатор — он собирает все популярные возможности приема платежей, включая банковский эквайринг и электронные кошельки. Из минусов — придется платить комиссию за каждую операцию.

После подключения приёма платежей вы можете начинать работать как полноценная онлайн-школа. Осталось найти клиентов и сделать сам продукт.

Кратко о главном

Если планируете оказывать образовательные услуги, придется снимать помещение и получать разрешения о соответствии требованиям СанПиН и пожарного надзора. Это обязательное требование для получения лицензии. Можно заключить договор аренды с вузами и колледжами, у которых уже есть все разрешения.
Проще начинать без лицензии — зарегистрировать ИП или самозанятость и оказывать услуги обучения лично. Или можно заняться продвижением других ИП-преподавателей.

Если у вас есть лицензия, можете оформить преподавателей в штат или заключить с ними договор ГПХ. Если нет — стоит попробовать заказать у них производство образовательного продукта, а затем учить по нему самостоятельно.

Чтобы принимать платежи, нужна онлайн-касса. Можно использовать агрегаторы — так вы даете покупателям возможность оплатить продукт любым удобным способом, но за это уменьшаете свой доход на комиссию.

Как вывести онлайн школу на 1 миллион оборота в месяц

Да и вообще, можно ли это все дело допинать до таких цифр? Судя по тому, что образовательный рынок только начинает свой рост, делаем позитивное предположение.

А мой опыт подскажет какие первые шаги нужно сделать на этом пути.

Ручная работа — тормоз прогресса

Все, что можно автоматизировать, автоматизируйте. Приемы платежей, сервисы рассылок, доставка продуктов покупателю, онлайн бухгалтер, отчетность в налоговую и так далее. Эти сервисы — ваши первые наемные сотрудники. С несколькими преимуществами.

Они редко делают ошибки. На их внедрение отводится минимум времени. И, что самое главное, они не требуют больших финансовых затрат, по сравнению с живыми сотрудниками. Старайтесь при первой же возможности внедрять сервисы автоматизации в бизнес процесс.

Личный помощник

Как только вы начнете получать деньги значительно больше, чем до открытия онлайн школы, не повышайте свой уровень жизни. Лучше позаботьтесь о сотруднике, который будет вашей “правой рукой”. Нужен человек, который возьмет на себя часть рутинных задач.

Да и вообще, старайтесь рутинные задачи делегировать и высвобождать свое время для более стратегических целей. Например, запуск дополнительных точек прибыли, старт нового продукта или же привлечение нового канала трафика.

Небольшой совет: берите на такую должность человека без опыта работы. Вряд ли вы найдете специалиста, который будет полностью отвечать вашим требованиям. Лучше найти человека с чистым послужным списком и воспитать его под свои задачи. А кроме того, на человека без опыта работы в данной сфере, не потребуется больших финансовых затрат.

Команда

Чуть позже, можно добавлять в ваш “коллектив” дополнительные роли. Например, кураторы для проверки домашних заданий. Их можно выбрать из списка самых успешных учеников онлайн школы.

Потом могут появиться администраторы сообществ в соцсетях, а также специалисты по наполнению сайта контентом. Копирайтер и контент-менеджер, рекламщик и так далее. Только учитывайте разницу между делегированием и закупкой услуги на стороне. Детальнее в видео выше.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]