Актуальность бизнес-идеи
Все чаще родители, которые имеют соответствующие финансовые возможности, выбирают именно коммерческие образовательные учреждения для своих детей. Связано это с более высоким качеством обучения ребенка, отсутствием воды и минимумом ненужной информации, которая присутствует в государственных школах. Особенно это касается узкопрофильных образовательных учреждений: иностранные языки, программирование. Музыкальное образование тоже всегда считалось прерогативой государственных органов или, в крайнем случае, репетиторов, но не частных коммерческих школ.
Однако сегодня эта бизнес-идея набирает обороты, и спрос на частные музыкальные школы растет. Это связано с нехваткой финансирования госучреждений, старыми инструментами, низким уровнем заинтересованности педагогов. Высококвалифицированные учителя занимаются частным репетиторством и оставляют низкооплачиваемую работу в школе.
Лучшие идеи бизнеса
Поговорим сегодня о том как открыть музыкальную школу в своем регионе. Сегодня все привыкли, не удивляются и ничего новаторского не видят в том, что все образовательные услуги являются платными. Детские сады, школы, ВУЗы – повсюду нужны деньги, и к тому же немалые. На равных правах с государственными, постоянно открываются и частные подобные заведения. Эта статья расскажет, как открыть собственную частную музыкальную школу, в частности о том, что нужно учитывать, на что обратить своё внимание.
Итак, что необходимо сделать для открытия музыкальной школы в самом начале? Первое, на что следует направить свои усилия, это найти подходящее помещение, где и расположится ваша школа. Подходящее во всех смыслах этого слова – как с точки зрения места дислокации и функциональности помещения, так и стоимости его аренды. Здесь на руку тот факт, что поскольку открываемое учреждение будет являться общеобразовательным, представится возможным взять в аренду помещение на приемлемых льготных условиях. Например, стоимость помещения площадью где-то 130-140 м2 обойдётся приблизительно в одну тысячу у.е. за месяц.
Ещё необходимо знать, что государство практикует выдачу денежных субсидий и может предоставить также льготные условия налогообложения. Это даст возможность компенсировать около 20 процентов всех ваших расходов. То есть, в этом плане и, учитывая подобные «привелеи», частную музыкальную школу можно считать очень выгодным бизнесом.
Тем не менее, как и в любом ином бизнесе следует не забывать и о первоначальных инвестициях, которые необходимо сделать. Сюда можно отнести и ту же аренду помещения, и покупку различных музыкальных инструментов и мебели (столов, стульев, шкафов). К этому всему прибавьте выплату зарплаты администраторам, а также всем преподавателям вашей школы.
Что касается персонала, то к постановке этого вопроса также аналогично нужно подходить предельно грамотно и серьёзно. Коллектив необходимо подобрать не только квалифицированный, но и, естественно, терпеливый, поскольку обучение музыке детей – это усердный и кропотливый процесс, который отнимает очень много сил, энергии и, конечно же, нервов. Вы должны помнить, что именно от преподавательского состава в целом и каждого учителя в отдельности и будет зависеть репутация вашей школы!
Ещё одним важным моментом, на который следует обратить внимание при открытии такого бизнеса, это местоположение музыкальной школы. Приложите максимум усилий, чтобы она расположилась, во-первых, если не в престижном, то хотя бы в приличном и тихом районе города, во-вторых, далеко от аналогичных государственных или же частных музыкальных школ. Понятное дело, что чрезмерная и лишняя конкуренция вам будет абсолютно не нужна. Идеальный вариант — расположить вашу школу вблизи общеобразовательной школы либо детского сада, что поспособствует быстрому привлечению первых клиентов.
Если говорить о доходе от такого бизнеса, то знайте, что размер получаемой прибыли будет прямопропорционален количеству учащихся в школе. Конечно же, на этот показатель будет влиять также её престиж и репутация.
Плюс ко всему, занявшись этим бизнесом, можно совмещать развитие и процветание творчества с получением солидной прибыли и признанием удовлетворённых родителей ваших учеников.
Нет похожих статей.
Рубрика: Развлечения, Услуги
Достоинства и недостатки бизнес-идеи
Плюсы и минусы существуют в каждом деле, важно при разработке бизнес-проекта учитывать их.
Достоинства бизнес-идеи открытия музыкальной школы:
- Помощь от государства (нормативы для финансирования негосударственных школ действуют, например, в Москве).
- Освобождены от уплаты государству НДС.
- Рост спроса на частные уроки музыки.
- Получение лицензии по требованиям Роспотребнадзора.
- Мотивированные сотрудники-учителя хорошо влияют на имидж школы и помогают заработать собственнику.
- Рентабельность вложений достаточно высока при грамотном маркетинговом подходе.
- Наличие свободных мест на рынке, минимум конкуренции, возможность создания своего сильного бренда.
Недостатки:
- Отсутствие готовых схем работы в этой сфере, надо создавать собственную структуру для работы и тщательно прорабатывать ее на практике.
- Актуальность музыкальной школы выше в городах-миллионниках, чем в провинции.
- Высокая стоимость музыкальных инструментов для стартовой закупки.
Как открыть частную школу
Любая деятельность, приносящая прибыль, требует тщательного обдумывания и следования плану. Хотя вокальная школа-студия мало отличается от других негосударственных учебных заведений, у нее есть особенности, которые желательно учитывать. Таким образом, пошаговая инструкция по созданию бизнеса в этой сфере включает:
- Регистрацию в органах налоговой службы с целью последующей уплаты налогов. Начинающий предприниматель плохо разбирается в формах отчетности, поэтому лучше проконсультироваться с юристом. При оформлении вокальной студии появится возможность выдавать студентам документы об окончании курса.
- Выбор помещения. Достаточно небольшой комнаты, где имеются источники естественного освещения, доступ свежего воздуха. Если руководители вокальной студии планируют производить запись песен, придется позаботиться о хорошей звукоизоляции. Это необходимо, когда организация находится рядом с жилыми домами.
Если вокальная театральная студия открывается в большом городе, как Москва, где аренда обходится дорого, следует поискать цокольные этажи для музыкального класса.
- Покупку оборудования в вокальную студию. Для занятий вокалом достаточно микрофона, колонок, музыкального центра, синтезатора, нескольких столов, стульев, скамеек. Чтобы делать аранжировки, производить запись песен, придется вложить капитал, купив микшерный пульт, компьютер. Средняя стоимость оборудования для студии составит около 100 тысяч рублей.
- Получение лицензии. Для оказания образовательных услуг детям, рекламы школы вокала, понадобится официальное разрешение. Его выдают органы местной администрации. Придется заплатить взнос. При подаче заявления предоставляют информацию о методических пособиях, на которых построена программа вокальной студии, диплом педагога об окончании училища, университета по специальности.
- Раскрутку частной школы. Следует вложить средства и заказать качественную вывеску с броским запоминающимся названием, указатели, если студию сложно найти в офисном здании. Местные газеты, радиостанции, телевидение помогут людям из других районов города узнать о студии.
- Набор групп по возрасту или учащихся для индивидуальных занятий производят методом предварительного прослушивания, просмотра творческих номеров, проводимым перед началом учебного года.
Эти понятные несложные пункты инструкции важны для открытия успешного бизнеса. Они являются основой. Опыт руководства школой, преподавания вокала, танцев или актерского мастерства даст положительный результат и стабильный доход.
Документация и регистрация
Чтобы самостоятельно открыть музыкальную школу, обязательно надо пройти юридическую регистрацию предпринимателя. Зарегистрироваться стоит как ООО и подготовить все необходимые лицензии, разрешения и пройти проверки противопожарной безопасности. Открытие частной музыкальной школы, как и любого другого коммерческого образовательного учреждения, может осуществиться при условии выполнения требований местной власти и Министерства образования. Обязательно нужны разрешения и документы для запуска бизнеса.
Обязательные требования к частным школам:
- Получение лицензии от Министерства образования.
- Разрешение на открытие школы от Роспотребнадзора.
- Проверка пожарной безопасности и выписанное разрешение о запуске помещения в эксплуатацию.
- Сертификаты соответствующей квалификации педагогов.
Прежде чем начать собирать документы, надо пройти некоторые этапы для уверенности в будущей деятельности. Пошаговая инструкция приоритетных моментов поможет сориентироваться на начальном этапе стартапа.
Какое оборудование выбрать для музыкальной школы
Список оборудования для частной музыкальной школы, несмотря на солидную сумму, необходимую для его приобретения, включает несколько позиций:
- музыкальные инструменты (их количество и перечень определяется индивидуально);
- столы и стулья для учеников;
- диваны, кресла и журнальные столики для «зоны ожидания»;
- компьютер, принтер, телефонные аппараты и мебель для бухгалтерии.
Также для нормальной работы музыкальной школы необходимо купить наушники, колонки, программное обеспечение и т. п., что существенно облегчит работу преподавателей, а ученикам поможет быстрее освоить новую информацию.
Анализ ниши
Если есть желание создать свою частую музыкальную школу, первым делом нужно понять, с чего начать. Запуск бизнеса, конечно же, включает анализ аудитории, оценку уровня спроса на услугу в городе, объема целевой аудитории, оценку конкуренции и выявление возможностей и угроз для бизнеса.
Целевая аудитория в 90% – это родители детей с 7 до 15 лет. На остальные 10% приходятся взрослые люди, которые решают исполнить мечту детства или восполнить утраченные со временем навыки. Согласно практике, чаще всего это женщины 28-35 лет. В зависимости от целевой аудитории и следует искать лучшее месторасположение новой музыкальной школы, чтобы в ней появилось как можно больше учеников и малый бизнес процветал. Грамотно составленный индивидуальный бизнес-план частной музыкальной школы может сориентировать вас и ответить на вопросы, выгодно ли затевать это дело или не стоит тратить на него время и деньги.
Какие документы нужны для открытия музыкальной школы
Для бизнеса по предоставлению услуг частной музыкальной школы необходимо подготовить:
- стандартные учредительные документы и свидетельства, подтверждающие факт регистрации в госучреждениях (ФНС, Росстат, внебюджетные фонды);
- договор аренды помещения для школы;
- разрешения СЭС и пожарных служб;
- справку с банка об открытии расчетного счета с печатью ФНС;
- договора с обслуживающими организациями.
Обязательно нужно подписать трудовые контракты с сотрудниками музыкальной школы, при этом они обязаны предоставить оригиналы и копии документов, которые подтверждают уровень их квалификации.
Критерии выбора школы
Еще на этапе разработки бизнес-идеи следует учитывать критерии выбора школы. Согласно опросу, родителям важны следующие факторы:
- Какова репутация и отзывы о музыкальной школе (57%).
- Уровень квалификации педагогов, их лучшие достижения – успешные музыканты (45%).
- Удобство посещения, размещение вблизи общеобразовательной школы или дома (43%).
- Отзывы знакомых (35%).
- Цена (10%).
Исходя из этого, намного большими перспективами обладает заведение с квалифицированными педагогами и качественными инструментами, даже если за уроки здесь придется платить больше.
Золотая рыбка
Прежде, чем открывать частную музыкальную школу, предприниматель должен решить, кто именно будет целевой аудиторией его заведения, какие предметы будут преподаваться. Необходимо учитывать при этом спрос, предметы, расценки государственных музыкальных школ, что работают в данном городе, районе. Предпринимателю понадобится хорошее помещение под музыкальную школу, а так, как речь идет об открытие общеобразовательного учреждения, есть шанс арендовать муниципальное помещение по чисто символической цене.
Помещение должно иметь большую площадь, хорошее месторасположение (желательно центральная часть города). Большая часть здания пойдет под аудитории, что-то под офисные помещения. Необходимо будет выделить и оборудовать помещения для отдыха, принятия пищи, оборудовать санузел. Можно оборудовать мини-кухню, необходим также кабинет для администратора. На ремонт, дизайн помещений придется существенно поиздержаться, но главное в данном деле – это подобрать персонал, это важная и наверно, самая сложная задача. Необходимы люди, которые знают и любят свое дело.
Частная музыкальная школа – это дело, которое не каждому предпринимателю по плечу. Проект требует немалых капиталовложений, сложно конкурировать с государственными учреждениями, хотя с другой стороны государство активно поддерживает такие начинания, предоставляет налоговые льготы, субсидии, что существенно повышает рентабельность данного бизнеса.
Необходимо позаботится о том, чтобы о музыкальной школе, которая только что открылась, узнало как можно больше народа. В особенности интересны дети (или их родители), то есть основная целевая аудитория музыкальной школы. Можно использовать рекламные объявления, которые можно развесить возле общеобразовательных учебных заведений, развлекательных центров, торговых центров, в людных местах. В рекламных целях предприниматель может использовать любое СМИ, будь-то газета, местная радиостанция.
Можно привлечь клиентов льготами, скидками и так далее. Желательно задействовать в рекламной компании директоров местных школ, педагогов. Можно организовать серию живых выступлений на родительских собраниях, перед потенциальными клиентами. На рекламу, аренду, ремонт помещения придется понести определенные затраты, как и на покупку музыкальных инструментов, оплату труда преподавательского состава, администратора. Речь идет о нескольких тысячах долларов ежемесячно. На закупку прочего инвентаря, мебели, стульев и так далее придется еще потратить 2000 долларов. В результате сумма начальных капиталовложений в данный бизнес 15000 долларов, плюс столько же ежемесячно (оперативные расходы).
Частная музыкальная школа может приносить ее владельцу неплохую прибыль. Обычно обучение в таких заведениях проходит в две смены, то есть в день не менее десяти часов-уроков. В случае если работает шесть классов, то в месяц набегает почти 2000 часов. Стоимость обучения 100-200 долларов в месяц, то есть выручка музыкальной школы не менее 18000 долларов в месяц. Учитывая государственные дотации, предприниматель получит в месяц не менее 5000 долларов чистой прибыли, то есть проект может окупиться уже на 5-6 месяц. Предприниматель может неплохо зарабатывать даже без дотационной помощи государства, если стоимость обучение будет не менее 200 долларов, он грамотно организует рекламную компанию. Удачи!
Вконтакте
Музыкальные инструменты
При создании плана маркетинга и таблицы со сметой затрат первым делом стоит вписать туда затраты на оборудование, ведь невозможно заработать на школе, не имея книг и парт. Также без шансов на успех будет музыкальная школа со скудным выбором музыкальных инструментов. Открывая частную музыкальную школу, стоит побеспокоиться и закупить минимум по 3-4 экземпляра таких инструментов:
- Пианино.
- Гитара.
- Скрипка.
- Аккордеон и баян.
Также некоторый спрос может быть на саксофон и барабаны.
Экономить на качественных музыкальных инструментах не следует, так рекомендуют владельцы подобных заведений. Именно от них будет зависеть уровень обучения и имидж школы. Ведь родители ведут своих детей в частные музыкальные школы, чтобы их учили квалифицированные педагоги и чтобы они играли на хороших музыкальных инструментах.
Финансовая сторона бизнеса
На финансовую составляющую бизнеса будет влиять программа обучения в вашей музыкальной школе. Речь идет об ориентировочном списке и количестве занятий. От этого будут зависеть размеры помещения, список необходимых музыкальных инструментов, мебели и персонала. Планируя предпринимательскую деятельность, необходимо предусмотреть не только регистрационные и организационные вопросы, но и рассчитать возможность получения максимальной выгоды от имеющихся ресурсов.
Стоимость открытия и поддержания музыкальной школы
Чтобы открыть частную музыкальную школу в областном регионе страны, где планируется обучать около 60-80 учеников, придется потратиться на закупку:
- музыкальных инструментов;
- обучающего материала;
- мебели и офисного оборудования.
Необходимо также учесть расходы на регистрацию и оформление лицензии и рекламу. Общая сумма требуемого первоначального капитала составит около 615 тыс. рублей. Что касается текущих затрат по содержанию музыкальной школы, сюда входят:
- аренда помещения;
- коммунальные платежи;
- оплата рекламных услуг;
- зарплата.
Размер доходов
Производя расчет размера будущих доходов школы музыки, следует учесть, что в течение первых 2-3 лет ваше учебное заведение будет заполнено не более чем на 70%. Ежегодный объем продаж услуг таких заведений может достигать 10 тыс. занятий, но это при условии того, что музыкальная школа расположена в одном из крупнейших городов страны. В большинстве музыкальных школ действует 2-сменная система обучения. В день проводится около 10 уроков в 6 классах, то есть в месяц выходит 1800 часов. Обучение проводится 3 раза в неделю и длится 1,5 часа. Учитывая среднюю зарплату в 5 тыс. рублей, ежемесячная выручка составит 450 тыс. рублей, при этом размер чистой прибыли будет равен 130 тыс. рублей.
Срок окупаемости бизнеса
При таком раскладе бизнес окупится за 3-5 месяцев, а сумма прибыли, которую получит организация, составит 600 тыс. рублей. С помощью данного показателя удается определить, что вложения в открытие частной школы музыки могут окупиться за 1-1,5 года работы. Как видите, открыв такое творческое учебное заведение, вы станете владельцем высокоперспективного дела, приносящего достойную прибыль.
Чтобы добиться успеха в таком нелегком деле, важно разработать грамотную программу обучения, которая будет включать в себя уникальные методики занятий и индивидуальный подход к каждому ученику.
Здание помещения
Для открытия музыкальной школы следует выбрать не простое помещение 2-комнатной квартиры на первом этаже дома. К этому вопросу следует подойти внимательно. Надо присмотреть площадь не менее 200 кв. м, где разместится не менее 5-6 классов, учительская и кабинет для заведующего. Кроме того, нужны комната для санузла и кладовая для хозяйственных нужд.
Арендовать такое помещение может быть проблематично, так как, в основном, сдают в аренду небольшие помещения. Можно просмотреть вариант бывшего большого магазина на втором этаже в центральном районе города либо арендовать свободную площадь в государственном учреждении, если оно сдается в аренду.
Финансовая часть проекта
Создание частной музыкальной школы говорит об определенных ожиданиях прибыли для ее владельца. Поэтому важно составить бизнес-план, в котором будут учтены все предполагаемые расходы на организацию учебного процесса и ожидаемые доходы от занятий.
Капитальные инвестиции | Сумма, в рублях | |
1 | Регистрация фирмы и получение лицензии | 15 000 |
2 | Приобретение инструментов и обучающего материала | 350 000 |
3 | Мебель и оргтехника | 200 000 |
4 | Рекламная кампания | 50 000 |
Итого: | 615 000 |
Также желательно иметь в запасе часть средств для обеспечения работы школы в первые месяцы. Ведь независимо от появления клиентов и финансирования вам нужно оплачивать заработную плату персоналу, коммунальные услуги, налоги, социальные отчисления, аренду, а, возможно, и проценты по кредиту. В среднем, ежемесячные расходы будут около 200 тысяч рублей.
Например, если провести около 10 000 занятий за год по средней стоимости в 300 рублей, то можно получить прибыль в размере 3 млн, что покроет все ежемесячные расходы и поможет вернуть почти полностью первоначальные инвестиции. Здесь важно грамотно подойти к вопросу ценообразования. Так, в первые годы лучше установить низкие или средние тарифы на обучение. И только по мере роста репутации учреждения повышать стоимость образования.
Штат
Для запуска работы музыкальной школы необходимы сотрудники:
- Учитель по инструменту (сколько направлений, столько учителей).
- Учитель сольфеджио.
- Заведующий школой (администратор).
- Уборщик помещений.
Сотрудники работают по графику занятий с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00, так как воспитанники музыкальной школы – в основном, это школьники, которые до 11-12 часов находятся на занятиях в школе, а дошкольникам и школьникам старших классов удобнее посещать уроки музыки в первой половине дня.
Бизнес – как по нотам: как заработать на школе музыки для взрослых и детей
В 12 лет Александр Казаков выучил первые аккорды на гитаре – чтобы играть песни «Кино» и «Наутилуса». Скажи ему кто-нибудь тогда, что так он сделал первый шаг к своему бизнесу, который сейчас приносит не только удовольствие, но и хороший доход, он бы не поверил. Но сегодня это реальность: в школе музыки Александра Казакова
Guitardoзанимаются сотни человек, а недавно он запустил франшизу. В общем, бизнес идёт как по нотам. О том, как заработать на желании людей петь и играть на музыкальных инструментах, порталуBiz360.ruрассказал основатель школыGuitardoАлександр Казаков.
Досье
Александр Казаков
, 29 лет, основатель школы музыки . Родился в Самаре, где окончил музыкальную школу и Самарское музыкальное училище имени Шаталова. Затем уехал в Москву, окончил академию имени Гнесиных. Создал свою методику обучения игре на гитаре. Школа музыки Guitardo открыта в 2014 году. Средний оборот в месяц – 5,5-6 млн. рублей.
«Деньги – это хорошо»
Я играю на гитаре с 12 лет. Друзья играли на гитаре во дворе, мне понравилось, хотел научиться исполнять свои любимые песни. Первые песни учил по песеннику начала девяностых – «Звезда по имени Солнце», «Группа крови» и т.д. А ещё – «Изгиб гитары жёлтой», «Постой, паровоз, не стучите колёса».
Мама у меня профессиональный музыкант – домра, балалайка. Она до сих пор преподаёт. Папа по образованию инженер-программист, но и он играл на гитаре. Так что и это повлияло.
Тогда же, в 12 лет, я начал преподавать. Брал за это деньги – 50 рублей за занятие. Я и бесплатно много чего делал. Но если человек говорит: «Я хочу освоить это и это», и я понимаю, что на это нужен минимум месяц… Обучение — энергетический обмен, и деньги часть этого энергетического обмена. Конечно, в 12 лет я не думал об энергетическом обмене, не думал о коммерции, но, естественно, я понимал, что деньги – это хорошо. Так что оплата за труд — для меня это тогда было абсолютно естественно.
У меня было всего четыре ученика, они ходили ко мне год-полтора. Они все и сейчас играют. Не профессионалы, но они читают ноты, не только играют песни по аккордам. Если встречаемся, то говорят тёплые слова. Вот с 12 лет я и преподаю, и учусь одновременно.
Учиться играть — это ведь процесс бесконечный.
«Играл на гитаре по 14 часов в день»
Музыка очень быстро затянула. Примерно через месяц я понял, что песни – это ещё не всё, есть и классическая музыка. Поступил в музыкальную школу. Ушёл в классическую музыку, и следующие 14 лет занимался только ею.
В музыкальной школе я отучился четыре года, мне выдали диплом о том, что я прошёл весь семилетний курс. Поступил в училище. Очень быстро развивался в музыкальном плане. Играл на гитаре каждый день, готовился на конкурсы, занимался по 6-14 часов ежедневно. Не потому, что кто-то меня заставлял, а потому что это был для меня чистый кайф, я вот так самовыражался. Концерты, выступления, я много ездил.
В 20 лет я закончил училище. И с этим дипломом решил поступать в академию Гнесиных – самое лучшее место в России, где могут научить дальше играть на гитаре. Я с лёгкостью поступил, несмотря на большой конкурс. А вот следующие пять лет были немного такие… Я перестал видеть для себя энергию в творчестве.
Поступая в «Гнесинку», я хотел заниматься серьёзной классической музыкой. Видел своё будущее таким: концертирующий гитарист, из тех, чьих имён широкие массы не знают, на чьи концерты приходят 20-30 человек и слушают очень серьёзную классическую музыку для гитары. Это очень профессиональные вещи. И очень непопулярные. Я понимал, что классической музыкой серьёзные деньги заработать трудно.
Хотя вообще музыкой заработать можно. Переехав в Москву, я первым делом сразу устроился на работу в музыкальную школу. Через несколько месяцев у меня стали появляться частные ученики. Три года прожив в Москве, я имел десять учеников в школе и двадцать частных, к которым ходил по домам. Я мог себя прокормить и даже ездил путешествовать.
Первые бизнес-опыты
В 2013 году, когда начался пятый курс, меня осенило: я понял, что такого бонуса как общага в моей жизни скоро не будет. Нужно как-то заработать на съёмную квартиру.
Мысль о музыке даже не пришла мне в голову. Я не думал, что на этом можно зарабатывать больше, чем давало репетиторство. Это было настолько вне моей картины мира…
Пробовал торговать кубиками Рубика, которые возил из Китая. Занимался организацией концертов – мы играли в кафе, ресторанах. Шил плечевые ремни для гитар и кофров: увидел прототип канадской фирмы, посчитал, понял, что могу сделать на треть дешевле. Взял машинку в аренду. Шить, конечно, не умел, на ходу учился. Первый ремень сшил сам и продал его, а потом по моей схеме шили люди, которых я попросил. В общежитии было целое производство. Однажды директор обнаружил наш «цех», забрал всё оборудование, и мне пришлось к нему идти объясняться, а потом мы экстренно, за одну ночь, дошили в моей комнате весь материал, и на этом эта история закончилась.
Часто, если мы хотим что-то сделать, в том числе денег заработать, особенно в первый раз, мы начинаем совершать неадекватные действия: ищем сложные пути. Даже когда я пытался продавать кубики Рубика и шил ремни для кофров, всё равно 80 процентов средств на жизнь я зарабатывал на обучении. Надо было сразу думать, как это оптимизировать, как сделать лучше. В конце концов, так и получилось.
Преподавая, я писал свою методику. Я видел, что, хотя меня учили классической гитаре и во всех школах преподают классическую музыку, но люди на самом деле хотят совершенно другого. Люди хотят играть известные песни, чтобы себя радовать, близких удивлять и вообще прекрасно проводить время. К четвёртому-пятому курсу я свою методику структурировал и преподавал только по ней.
Если в двух словах, то она заключается в том, чтобы учить не ноты, а песни. Чтобы у человека возник интерес. Иначе человек быстро разочаруется и него возникнет глупая мысль: «Музыка – это не моё». А на самом деле преподаватель был не тот, или метод не тот, а музыка – она для всех. Вот в этом состоит основная идея. А дальше, в процессе, нужно так структурировать материал, чтобы людям было интересно его проходить.
Методику я делал для себя, чтобы удобнее было преподавать. Коммерческой идеи не было. Но когда все другие коммерческие идеи прогорели, я подумал – почему бы и нет?
«А школа где?!»
Я решил позиционировать себя как музыкальную школу. Придумал название – Guitardo. Guitar – это понятно, а do – это по-английски «делай», у японцев – «путь», а ещё это и нота «до», в общем, смыслов тут очень много. И само слово Guitardo звучит очень прикольно, музыкально.
Через «ВКонтакте» и по телефону я приглашал людей на занятия в школу музыки Guitardo. Я был в роли администратора: «Приходите к нам в школу, там будет педагог», но не говорил, что это я и есть педагог. С 5 марта 2014 года начал работать. Помещения не было. Люди шли в школу музыки, а попадали в общагу. Я их встречал на первом этаже. Конечно, когда человек приходил в общежитие, возникал некоторый когнитивный диссонанс – а школа-то где?! Но тут я включал мастерство общения, улыбку…
Сначала занятия были индивидуальные. Но людей приходило больше, возникли проблемы в общежитии.
В конце марта моя знакомая Катя (в будущем моя супруга) сказала, что у неё съехала соседка, а её комната оплачена ещё на месяц. Катя сказала, что я могу поселиться в этой комнате – жить и преподавать. Там я уже организовал групповые занятия. Работал по-прежнему один: до двух звонил, приглашал на занятия, с двух до одиннадцати преподавал.
Для продвижения сделал себе сайт. Так как я в этом не понимал, то сначала нашёл в интернете бесплатные конструкторы, что-то слепил. Потом нашёл одностраничники. И уже пошёл этим путём.
Соседи три месяца терпели, а потом начали жаловаться. Из квартиры мы переехали. Я нашел помещение — 100 квадратных метров, четыре кабинета (потом сделали ещё пятый). Это был большой риск. Вложил всё, что заработал.
Я понимал, что надо больше работать над продажами, над привлечением клиентов. Но всё моё время было уже загружено – я же сам у себя был единственный преподаватель. И я же не мог одновременно быть во всех четырёх кабинетах. Позвонил своим соседям по общаге и сказал: «Я помещение снял, школу делаю, приходите, у меня есть ученики, давайте попробуем». Они все работали в музыкальных школах, но как раз было лето, и на это время они пришли ко мне. А потом в итоге все из своих школ уволились, остались работать только в Guitardo.
Клиента упускать нельзя
Мы четвёртый год работаем, и четвёртый год растём во всех смыслах. Сначала мы обучали только игре на гитаре. Сейчас добавились уроки вокала, игры на укулеле, ударных, других инструментах. Люди просили: закончили обучение на гитаре, а желание заниматься есть. Спрашиваем: «А что интересно?» «Вот, вокал». Мы говорим: «Подождите пару дней», через пару дней перезваниваем – вот педагог, через неделю стартует курс. За это время писали методику и запускали курс.
Спрос должен получить предложение. Клиента упускать нельзя, тем более, если он уже у тебя занимается – надо ему что-то новое предлагать.
Люди поют – значит, мы создали продакшн-студию Guitardo Records, лейбл, на котором записываем песни наших студентов, делаем аудио и видеоклипы. Сейчас мы смотрим в модную сторону, нас интересуют молодые неизвестные рэп-исполнители, разных возрастов. У нашего клипа EXPERT ft. SWAGGHA – «Дисс на Николая Соболева» сейчас на YouTube больше шести миллионов просмотров. А рэп читает девочка восьми лет.
Людям нужны инструменты – мы открыли магазин, где продаются инструменты хороших марок.
Два с половиной года назад мы зарегистрировали ООО «Guitardo» и товарный знак, получили образовательную лицензию. Это было нелегко. Можно было остановиться на том уровне, на котором мы были, он был комфортный, классный. Но основное удовольствие от деятельности получаешь, когда к чему-то стремишься.
Свой дом
Три с половиной годы мы кочевали по Москве. В 2020 году школа занимала три разных помещения. И у меня в голове крутился образ — музыкальный особняк! И в этом году мы её реализовали.
Нашли большое помещение на метро «Чистые пруды», сделали ремонт. У нас там магазин, концертный зал на 80 «квадратов», репетиционная база, студия звукозаписи и больше 20 кабинетов. Просто обалденное место, и это цель, к которой мы шли.
В основе нашей методики групповые занятия. Если люди начинающие, нет большого смысла с каждым в отдельности одно и то же повторять. У начинающих у всех проблемы общие. Для нас, как для педагогов, было решением проблемы посадить в один класс несколько человек. Но и для людей это оказалось интересно. Занятия дают эмоциональный подъём, энергию. А в группе энергии гораздо больше.
Наши студенты — люди разного возраста. Мы находимся в центре, публика у нас – менеджеры, работающие люди среднего возраста. Студенты есть, но их немного. В основном учатся с нуля. Для других – что-то новое попробовать. С каких песен начинают? В наших учебных пособиях, которые формируются, исходя из спроса, чаще всего встречается «Сплин» — «Выхода нет».
Для многих наша школа — исполнение давней мечты. Например, у нас занималась Анна Семёновна, ей было 84 года. Она захотела петь. Сказала, что мечтала учиться пению семьдесят лет. Хотя она ходила в группу с молодёжью, её это не смущало. Работала она в своём темпе и была очень рада исполнению мечты.
Люди вообще бывают разные. Например, мужчина пришел на пробное занятие и сказал, что придти именно в этот день именно к этому преподавателю ему велел его астролог!
У нас учатся и люди с ограниченными возможностями. Однажды на гитару пришла девушка, у которой не было руки по локоть! Оказалось, она сама придумала, как играть без руки: взяла резиночку, привязала к локтю медиатор и играла вместе со всеми.
На фортепиано и на барабанах занимается парень — он после аварии, в которой повредил позвоночник, из-за чего у него проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но упорно занимается, сам себя вытаскивает из сложной ситуации.
Конкуренция, оптимизация и автоматизация
Если говорить о конкуренции, то, когда мы стартовали, в Москве было четыре школы. Сейчас их больше двадцати. Они разного объёма, есть такие, где один кабинет или один педагог. Но есть и большие. Но мы активно набирали обороты, и это стимулировало весь рынок целиком: глядя на нас, люди начали копировать – сайт, наши предложения, так что рынок подрастает, мы его тянем.
Иногда спрашивают, не боюсь ли я, что украдут нашу методику. Но мы её не скрываем, она в открытом виде. Есть методика, а есть обучение методике для педагогов. Это важнее. Любую программу можно скопировать, но это далеко не всё. Потому что в таком объекте, как школа, работает не только то, чему учить, но и то, как учить. И наоборот. Всё должно быть слаженно – от маркетинга до методологии. И только тогда это работает как надо. Отдельную часть можно скопировать, а целиком скопировать нереально.
Сейчас у нас в школе больше 20 педагогов. Студентов летом было 400 активных, а в пиковое время – 600-700 человек, которые ходят постоянно. Занятия идут по нескольким направлениям — гитара, укулеле, барабаны, фортепиано, вокал.
Месяц занятий два раза в неделю по полтора часа стоит в среднем 9 тысяч рублей. Это может быть чуть выше, чем где-то ещё, но сервис, который получают люди в Guitardo, лучше. Первое пробное занятие бесплатно. Помимо просто уроков наши студенты получают концертный зал, магазин, квартирники, студию – всё под боком, максимально творческая атмосфера, это людям нравится, поэтому они выбирают нас. Есть абонементы — на три, шесть, двенадцать месяцев, есть и на два года – за 200 тысяч рублей. Есть рассрочки.
Наше новое здание мы пока арендуем. Это съедает много средств. Конкретную цифру говорить не хочу, скажу так: больше 500 тысяч, но меньше миллиона. Четверть оборота школы съедает фонд заработной платы. Оборот – в среднем по году 5,5-6 млн. рублей в месяц, но доходил и до 8,6 млн. рублей. В 2020 году прибыль доходила до 8 млн. в год.
Что можем — оптимизируем. Например, чем больше становилась школа, тем больше становился объём одинаковых действий, которые необходимо совершить. Организационная сторона — клиенты, звонки, заявки, контроль за оплатой, кто сколько занятий посетил, оповещение клиентов об изменении расписания, и ещё огромная куча всего – 2,5 года назад я понял, что эти процессы надо автоматизировать, иначе придётся держать полк администраторов. На рынке ничего подходящего мы не нашли. И решили написать свою ERP-систему. Это наше ноу-хау. У нас теперь двое администраторов, которые работают посменно, а без программы их было бы как минимум восемь.
Эта программа легла в основу нашей франшизы, которую мы сейчас продаём. Программа позволяет из одного места видеть все наши школы и ими управлять.
Новая цель
Как только мы достигли нашей цели и переехали в «музыкальный особняк», то сразу включили новую цель, которая называется «большая сеть» – запустили продажу франшиз. Буквально за три недели. Начали с августа. Дл продажи франшиз мы создали новое юрлицо – ООО «Академия До», там у меня есть партнёр.
Франшиза стоит 1 млн. рублей, и ещё миллион надо вложить в запуск. Роялти – 5% от оборота. Срок окупаемости – семь-восемь месяцев. Оговаривается, какое должно быть помещение – рекомендуемый формат 80-100 квадратных метров, три-четыре кабинета. Штат педагогов формируется постепенно. Основные направления – гитара, вокал, фортепиано. Это мы запускаем в первую очередь. Возможно, дальше барабаны – это зависит от амбиций франчайзи. Основа франшизы – наша программа управления. Также мы даём нашу методику и ряд других наработок.
Самые быстрые партнёры в Курске – они уже открылись 7 сентября. В сентябре мы запустим ещё семь франшиз: по одной в Челябинске, Ижевске, Питере, и три в Москве. Всего в Москве будет пять школ Guitardo.
Учиться никогда не поздно
Я уже три года не преподаю, сейчас я больше руководитель и предприниматель. Я постоянно учусь, это моё любимое занятие.
В 2014 году, когда я только подумал, что надо создавать бизнес, начал смотреть разный бизнес-контент в интернете – вникал в маркетинг, продажи, управление, продвижение, узнал, что такое таргетированная реклама и как с ней работать. Появляется вопрос — можно посмотреть онлайн-ролик, взять консультацию, курс какой-то, прийти в другую школу посмотреть. Требовалось решить вопрос по бухгалтерии — чему-то сам учишься, берёшь консультации, по каким-то вопросам ищешь бухгалтера. Когда нужно было организовать отдел продаж, нашёл курс в интернете, прочитал, пошёл учиться, внедрил.
Мне нужно движение. Как только я останавливаюсь, то начинаю грустить. Я привык к загрузке в 14 часов в сутки, и когда загрузка 10 часов, я не в своей тарелке. Идеальные моменты, которые мне больше всего нравились, это когда я работал по 20 часов в сутки. Да, ты устаёшь, и человек не может в таком состоянии существовать долго. Но ты настолько заряжен от деятельности, которая тебе нравится… Возникает чувство потока, и ты не воспринимаешь это как работу, ты просто живёшь, это твоя жизнь, в этом и есть кайф.
Естественно, я не ожидал, что всё пойдет в этом направлении и дойдёт до такого масштаба. Если бы четыре года назад мне сказали: «У тебя будет школа с оборотом шесть миллионов в месяц и ты будешь продавать франшизы за миллион», я ответил бы, что это нереально. Но сейчас я как человек изменился, и сейчас для меня это абсолютно нормально. Отдаю себе отчёт: я это сделал, я способен — и ставлю следующие цели. Они пока вне моей реальности. Но я думаю, что поменяю себя, чтобы получить эту новую реальность.
Я постоянно исполняю свои мечты. Одна из первых – поехать на Сицилию и забраться на Этну. В первые же три месяца запуска школы я это сделал. В целом мечт и целей много, они постоянно исполняются. Наша мечта и цель — до нового года открыть 70 школ. Это то, что меня зажигает и заставляет работать по 20 часов в сутки.
А в целом мне важно путешествовать, быть свободным, открывать школы. Быть полезным человечеству…
Маркетинг и продвижение
Для развития частной музыкальной школы необходима рекламная стратегия еще до ее открытия. Обязательно нужно:
- Раздать на улицах флаеры с приглашением на «день открытых дверей», где будет проводиться презентация самой школы, рассказано о ее преимуществах. Возможны выступления учителей, которые расскажут, каковы их достижения и чему они смогут научить детей.
- Сделать странички в социальных сетях. Подойдут ВК, Facebook, Instagram, где и будет происходить PR школы с фотоотчетами мероприятий, фотографиями талантливых детей и учителей.
- Далее следует раздать флаеры в общеобразовательных школах этого района (с адресом, номером телефона и сайтом или группой в социальных сетях).
- Установить при входе красивую вывеску и украсить вход шарами для привлечения внимания.
Ежемесячно придется тратиться на активное ведение социальных сетей и поддержание активности на сайте для сохранения позиций в поисковых системах. Здесь также размещайте фото- и видеоотчеты, а также информацию об учителях, их контакты для предоставления возможности быстро связаться с учителем ребенка или заведующим.
Кроме того, учебное заведение стоит внести в городской справочник, рекламироваться в образовательных журналах города или женских изданиях. Там тоже находятся потенциальные клиенты – женщины.
Классическая, хотя и немного забытая почтовая рассылка по адресам района, где размещается школа, также поможет привлечь учеников.
Полезные советы
Существует ряд закономерностей, по которым развивается частная компания, получающая прибыль от работы с людьми. Это касается и вокальной студии. Требуется постоянно контролировать работу школы, вносить разумные изменения и отслеживать деятельность конкурентов. Полезные советы по открытию:
- группы обучающихся нестабильны по составу. Рекомендуют набирать больше ребят в начале курса. Половина перестанет посещать школу по различным причинам. Часто отсев происходит после новогодних праздников;
- постоянных клиентов студии требуется постоянно заинтересовывать, устраивая различные мероприятия, чтобы показать рост учеников в сольных, групповых вокальных выступлениях;
- лучшая реклама частной школы – регулярные посетители. Проведение акций по привлечению студентов осуществляют с помощью имеющихся ребят. Например, выдают купоны со скидкой для друзей, предлагают привести знакомых на пробный урок бесплатно.
- благодаря активному развитию интернет технологий сайты вокальных студий имеют большое значение для раскрутки бизнеса. Там помещают информацию об организаторе, педагогах, если они имеются, фотографии кабинета, оборудования, снимки, видео, сделанные во время выступлений, если родители детей дали разрешение на публикацию.
Посетители ресурса получат полное представление о том, кто будет развивать их чадо. Они сформируют непредвзятое мнение. Положительные отзывы гостевой книги придадут потенциальным клиентам уверенности.
Группа частной вокальной студии в социальных сетях поможет быстрее распространить информацию о ее работе и рассылать срочные сообщения клиентам.
Открытие дела, связанного с обучением детей музыкальной грамоте, всегда прибыльное занятие, поскольку родители мечтают видеть своего ребенка успешным и талантливым. Множество творческих конкурсов, к которым важно готовиться с квалифицированным педагогом, обеспечат студию непрерывным потоком клиентов.
Окупаемость и доходность
Окупается музыкальная школа достаточно долго, так как понадобятся крупные вложения на приобретение музыкальных инструментов, деньги на аренду немалой площади и далеко не низкую зарплату педагогам. Высококвалифицированных учителей привлечь недорого уже не получится: у многих уже есть доходная собственная частная практика. В среднем, окупается частная школа за 8-10 месяцев, не раньше. Как только налаживается поток учеников и все часы учителей оказываются заняты, доход от чистой прибыли может превышать 200-250 тыс. рублей.
Достаточно сложно ускорить процесс окупаемости такого рода бизнеса, так как без весомых причин неожиданно поднять стоимость занятий нельзя, результатом станет низкая посещаемость учреждения.
Музыкальная школа частная форма
Об образовательной лицензии
Вы собираетесь заниматься образовательной деятельностью? Не забывайте, что согласно российскому законодательству данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию!
Кому нужна лицензия на образовательную деятельность (образовательная лицензия)?
В законе установлено, что лицензия на образовательную деятельность нужна той образовательной организации, которая обучает по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования и дополнительного образования детей или если она осуществляет профессиональную подготовку, ведет профессиональное начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное образование, включая военное, а также научным организациям, занимающимся профессиональной подготовкой, образовательным подразделениям организаций.
Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в общем порядке, получением отдельной лицензии.
Виды экономической деятельности
Некоммерческие организации, не являющиеся образовательными учреждениями и проводящие занятия с взрослыми или детьми, заявляют, как правило, что они реализуют дополнительные образовательные программы. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности «Образовательная деятельность» имеет код 80, и НКО обычно выбирают для себя код вида деятельности — 80.42 «Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки».
Полагаю, что для организации, не имеющей лицензии и не планирующей ее получать, разумнее вообще не заявлять, что она занимается образовательной деятельностью. Для мероприятий, которые проводят НКО, в ОКВЭДЕ, помимо традиционного кода 91 «Деятельность общественных объединений», имеются иные подходящие виды деятельности.
Например, организациям, которые ведут внешкольную работу с детьми, может подойти группа 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта»: код 92.51 «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа» или 92.72 «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки».
Ресурсный центр может выбрать вид деятельности из раздела K «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», например код 74.14 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Эта группировка включает, в частности, консультирование по вопросам финансового управления предприятием, консультирование по вопросам управления людскими ресурсами, предоставление услуг по обеспечению связей с общественностью, предоставление прочих услуг, связанных с управлением предприятием. Или же код 74.84 «Предоставление прочих услуг».
Формальные признаки образовательной деятельности
В 2007 году Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривала дело о ликвидации религиозной организации в связи с осуществлением ею образовательной деятельности без лицензии (см. определение от 16 октября 2007 г. № 31-Г 078). В определении Судебной коллегии подробно перечислены доказательства того факта, что образовательная деятельность имела место.
К доказательствам фактического осуществления организацией образовательной деятельности суд отнес, в частности, следующие документы: штатные расписания с указанием должности «преподаватель»; заявления о приеме на работу в качестве преподавателей; отзывы и характеристики с мест, откуда прибывали учащиеся; распорядок дня; расписания семинаров; рабочие графики занятий; листы успеваемости; дипломы с указанием оценок, выдаваемые студентам.
Лицензированию не подлежат:
1. разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, после которых не предполагается итоговая аттестация, а так же не выдаются документы об образовании и (или) квалификации;
2. индивидуальная трудовая деятельность, включая профессиональную подготовку. Однако данная деятельность подлежит регистрации, так как сопровождается получением доходов и рассматривается как предпринимательская. Если лицо ведет такую деятельность, не зарегистрировавшись в установленном законом порядке, а полученный доход при этом превышает 250 тыс. руб., налицо основания для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ.
Первоначально образовательная лицензия выдаётся сроком до 3 лет, но не более срока зарегистрированного договора аренды. По просьбе заявителя образовательная лицензия может быть выдана на меньший срок.
Важно! В течение не более 20 дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами ГСЛиА создает экспертную комиссию, осуществляющую экспертизу условий лицензирования по месту нахождения образовательного учреждения (организации). Экспертиза проводится в течение не более 30 дней с даты создания экспертной комиссии. По результатам экспертизы подготавливается заключение, которое подписывают председатель и члены экспертной комиссии. Заключение экспертной комиссии рассматривается на заседании комиссий по лицензированию образовательных учреждений, которые принимают решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Список необходимых документов для получения образовательной лицензии Вы найдете здесь!
Лицензирование образовательной деятельности в настоящее время регламентировано следующими нормативно-правовыми актами:
Законом РФ от 10.07.1992 «Об образовании» (с изменениями)
;
Положением о лицензировании образовательной деятельности, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796.
Федеральным законом РФ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Образовательная деятельность в Российской Федерации в первую очередь регулируется Законом «Об образовании». Работать в данной сфере, кроме государственных и муниципальных, вправе и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, и относятся к некоммерческим организациям.
Таковыми являются:
— Автономная некоммерческая организация;
— Частное учреждение.
Гражданское законодательство определяет, что некоммерческая организация не преследует в качестве основной цели получение прибыли и распределение ее между участниками, вырученные средства используются только для достижения уставных целей. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных и иных целей.
Если Вас интересует более полная информация по оформлению образовательной лицензии и у Вас.
В итоге
Как говорят опытные предприниматели, которые работают в сфере частного образования, высокой рентабельности в данной сфере сложно добиться, она колеблется от 20 до 30%. Чтобы выделиться и стать лучшим учреждением такого рода, надо привнести в свое заведение что-то уникальное: к примеру, особенный способ преподавания или мотивации учеников, корпоративный дух школы и частые выступления на публике, участие в международных конкурсах. Все это положительно повлияет на имидж частной музыкальной школы.
«Серебряные струны»: как частные уроки превратить в успешный бизнес?
Сегодня в двух филиалах «Серебряных струн» занимаются более двухсот учеников. Главный фактор успеха — особые педагогические подходы и отсутствие формальностей обычной «музыкалки». Играть на гитаре Морозова учит всех, даже тех, кто не обладает ни музыкальным слухом, ни чувством ритма.
О том, как она открыла свой бизнес и с какими сложностями столкнулась, Александра Морозова рассказала порталу Контур.ру.
Уроки, продажи, декрет
В музыке я с самого детства. Сначала училась в музыкальной школе, где почувствовала на себе все прелести этого учебного заведения, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле. Вроде бы занятия музыкой тебя вдохновляют, но все время кажется, что педагоги делают что-то не то. Как и большинство детей, музыкальную школу я не любила.
В восьмом классы мы с подругами активно занялись творчеством и мечтали о большом будущем. Еще тогда появилась идея о том, как было бы хорошо открыть такое место, где все могли бы заниматься музыкой, но не как в музыкальной школе, а неформально, в свое удовольствие.
В 2000 году я поступила в Нижнетагильскую государственную социально-педагогическую академию. Еще во время студенчества начала давать частные уроки игры на гитаре. Ко мне обращались многие ребята без музыкального слуха, без чувства ритма, но с огромным желанием научиться играть. Для таких детей я разработала специальные методики и поняла, что музыке можно обучить любого, даже того, у кого нет для этого никаких данных. Параллельно с частными уроками я вела кружок.
В 2003 году я начала работать в сфере рекламы и продаж. Прошла путь от промоутера до руководителя отдела продаж, работала в и в самой крупной оптовой компании в Свердловской области «Юнилэнд». За время работы в продажах мне приходилось самой разрабатывать и проводить маркетинговые кампании, нанимать и обучать персонал, оформлять документы, вести тренинги по продажам, все это дало мне огромный опыт, который я перенесла и на собственный бизнес.
Из «Юнилэнда» я ушла в 2009 году в декрет и больше на работу по найму не возвращалась. Через полгода я поняла, что больше не могу сидеть дома. Решила вернуться к частным урокам игры на гитаре. Арендовала небольшое помещение в детском центре и назвала свою мини-студию «Серебряные струны». Тогда даже и не думала, что проект перерастет во что-то большее. Первое время я преподавала сама, приносила каждый раз 2-3 гитары из дома.
Сигнал из вселенной
В январе-феврале 2010 года я прошла образовательную программу, а в марте получила субсидию на открытие бизнеса от Нижнетагильского фонда поддержки предпринимательства. Уже в апреле я наняла первого педагога.
Правда, вышла анекдотическая ситуация. Когда я приступила к поиску преподавателей, я всем друзьям рассказывала, что ищу такого человека, как я сама. На тот момент я четко понимала конкурентные преимущества «Серебряных струн» — мой личный подход к преподаванию и педагогические наработки.
Мне кажется, что музыка для детей — это возможность не только стать счастливее, но и укрепить свое положение в обществе, найти друзей.
Видимо, вселенная услышала мой запрос, и первым преподавателем в студии стал Александр. И до сих пор из 11 штатных педагогов у меня большая часть коллектива — Александры. А мой заместитель тоже Александра Михайловна, как и я, и даже внешне мы очень похожи.
Как только студия начала расти, мы поняли, что оставаться в детском центре больше нельзя. Поэтому летом 2010 года начали поиск нового помещения. Хотели снять что-то недорогое в нежилом здании, чтобы можно было шуметь. Еще одно ключевое требование — шаговая доступность от школ, поскольку 70% наших клиентов — школьники средних и старших классов. Подходящим вариантом оказался цокольный этаж в бизнес-центре. Туда мы переехали осенью 2011 года. Сначала сняли там комнату в 30 кв. м и в течение года постепенно отвоевывали все больше пространства, пока «не поглотили» весь 150-метровый цокольный этаж.
На ремонт и закупку оборудования у меня ушло в общей сложности 1,5 млн руб. Это не только региональный грант, но и кредитные, оборотные средства.
Начинала я с трех собственных гитар, теперь их уже больше 30. Потребовались также барабанные установки, пианино, синтезаторы и электрогитары.
Дети и деньги
Сложностей с поиском клиентов удалось избежать благодаря моему колоссальному опыту в продажах. Самым эффективным способом поиска новых клиентов тогда и теперь остается работа со школами. Сейчас мы организовываем в городских школах полноценные мастер-классы и другие маркетинговые мероприятия, но поначалу, даже чтобы немного рассказать о нашей студии, приходилось буквально пробивать глухую стену.
Первые два года я жила с твердым ощущением, что продаю колбасу. Когда я приходила к администрации школы и рассказывала о себе, на меня с удивлением смотрели: «Платные услуги? Детям? В России?»
Поэтому когда в нашем не очень презентабельном подвале вдруг образовалась очередь из детей и родителей, мы были удивлены. Но постепенно наша репутация делала свое дело. Дети оставались довольными занятиями, рассказывали о нас в школах. Школы начали принимать нас охотнее, но все равно некоторые из новых партнеров по-прежнему относятся к нам с недоверием.
Мы создали группу «ВКонтакте» и сайт, правда, он пока еще не заработал в полную силу. Мы давали рекламу на радио, снимали мастер-классы для телевидения, печатались в газетах и журналах, но все эти дорогие каналы практически не приносили результатов.
«Серебряные струны» начинались как студия по обучению игре на акустической гитаре, но когда в проект приходили новые педагоги, они предлагали расширять «ассортимент» оказываемых услуг. Так у нас появились барабаны, синтезатор, вокал, ансамбль. Сама я музыкант–любитель, но в студии в основном преподают профессионалы с профильным образованием. Я ищу активных, ответственных молодых людей, музыкально образованных, способных заразить детей музыкой. В кадровом вопросе я активно сотрудничаю с местным колледжем искусств и Нижнетагильской социально-педагогической академией.
Приятно и полезно
Со временем мы решили открыть филиал студии в Дзержинском районе (местные называют его «Вагонка»), где проживает примерно половина всего населения города. В этом районе на наши услуги чувствовался спрос, к тому же у нас уже был опыт создания студии с нуля. Мы арендовали помещение в 130 кв. м на первом этаже нежилого коттеджа. Сами там сделали ремонт. Общая сумма инвестиций во второй офис составила также 1,5 млн руб. (оборотные и кредитные средства).
Сейчас у нас в двух филиалах обучаются 220 учеников. Занятия в основном групповые — по 3-5 человек. Стоимость месячного абонемента на 8-9 занятий составляет 1 980 руб. Очень важная работа — это формирование учеников в группы. У нас этим занимаются администраторы. Они собирают анкеты, анализируют характеры учеников, их возраст, уровень подготовки.
Новые группы мы набираем постоянно, самый большой поток, естественно, в сентябре. Но сейчас все силы мы бросаем на летний набор. Родители ответственно подходят к организации летнего отдыха своих детей, поэтому многие ученики либо уезжают в деревню, либо в лагерь. Но и в городе остается немало детей, нам важно только их найти и заинтересовать нашей студией.
Через 2-3 месяца у ребят появляются первые успехи, через 6-12 они уже хорошо играют и объединяются в ансамбли. Для них мы регулярно проводим рок-фестивали, где все могут продемонстрировать, чему научились за год. Вот недавно на музыкальном конкурсе «Бард-Рок» в Екатеринбурге наши воспитанники выиграли гран-при в номинации «Рок». В среднем ребята занимаются у нас в студии два года. Есть и те, кто ходит к нам с самого начала.
Мы планируем открыть еще два заведения в Нижнем Тагиле, а затем расширять географию. Правда, для этого надо еще отточить бизнес-процессы. Мы слишком часто изобретаем велосипед. Так что для меня главная задача сейчас — расти как руководитель, научиться грамотно работать с клиентской базой, развивать бизнес. Для меня очень важно видеть благотворные перемены, которые оказывает моя студия на детей. Ко мне приходят «компьютерные» мальчики и девочки с коммуникативными проблемами и с помощью музыки учатся общаться, находят друзей. Хотя приятно, что мы еще воспитываем и неплохих музыкантов.