Зачем нужен знак копирайта и где его надо ставить


Использование товарного знака

Лицензионный договор представляет собой юридический документ, по которому одна сторона обязуется передать право пользования зарегистрированным товарным знаком другой стороне, с указанием или без указания пределов территории использования передаваемого знака. Необходимо помнить о том, что сторона, передающая право пользования товарным знаком по лицензионному договору, обязана осуществлять контроль качества выпускаемой продукции стороной, принявшей право пользования товарным знаком. Действующее законодательство предусматривает регистрацию лицензионного договора с исключительной или с неисключительной лицензией на товарный знак. Договор с исключительной лицензией предоствляет лицензиату (лицу, получающему право использования) исключительное право на использование товарного знака, при этомлицензиар (правообладатель товарного знака) не вправе заключать лицензионные договоры с другими лицами. Договор неисключительной лицензии предусматривает использование одного и того же товарного знака как его правообладателем (лицензиаром), так и стороной, получившей лицензию, причем за правообладателем сохраняется право выдачи лицензий и другим лицам. Кроме этого, различают частичную и полную лицензию. В первом случае товарный знак можно использовать только для указанной в договоре части товаров или услуг. Во втором случае, право использования товарного знака распространяется на весь указанный в договоре перечень товаров и услуг.

Виды лицензий

В соответствии со ст. 1236 ГК РФ существует 2 вида договора лицензии: исключительный и неисключительный. Их отличает сохранение или несохранение права лицензиара предоставлять товарный знак и торговую марку на использование другим лицам.

Исключительная

По исключительной лицензии лицензиар (владелец) передает лицензиату (получателю) полный объем прав на использование средств индивидуализации и продуктов интеллектуальной деятельности с условием ограничения их передачи сторонним лицам и конкурентам. Это форма договора наиболее выгодна и предпочтительна для получателя, так как он становится единоличным пользователем лицензии за исключением владельца.

Неисключительная

В договорах с неисключительной лицензией за владельцем сохраняется право на оформление аналогичных соглашений с другими лицами. Если условие исключительности не отражено в письменном соглашении, то лицензия по умолчанию считается простой (неисключительной). Использование не исключительных прав, равно как и исключительных, допускается в пределах, продиктованных лицензионным договором.

Если объем прав предусматривает несколько видов деятельности в рамках одного товарного знака или торговой марки, то допускается заключение комбинированного договора, предусматривающего 2 вида лицензии.

Предоставление права использования товарного знака

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака. Правообладатель товарного знака может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Таким образом, лицо, незаконно использующее чужой товарный знак, несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством. Однако законный путь использования чужого товарного знака все же есть. Правообладатель товарного знака может предоставить другому лицу права использования товарного знака в установленных договором пределах путём заключения лицензионного договора. Заключение лицензионного договора на товарный знак не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Лицензионный договор на товарный знак подлежит обязательной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам «Роспатент».

Лицензионный договор на товарный знак может быть двух видов:

1Неисключительная лицензия
Предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.
2Исключительная лицензия
Предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Для того чтобы зарегистрировать лицензионный договор необходимы следующие сведения:

1
  • Сведения о Лицензиаре (наименование, юридический адрес, ОГРН, ФИО и должность руководителя), все сведения должны соответствовать данным, содержащимся в Реестре товарных знаков РФ.
  • Сведения о Лицензиате (наименование, юридический адрес, ОГРН, ФИО и должность руководителя).
  • Предмет договора (номер свидетельства товарного знака, классы МКТУ, на которые выдаётся право использования), в свидетельство на товарный знак и в Реестр товарных знаков РФ должны быть внесены все изменения (если таковые были).
  • Вид лицензии.
  • Срок выдачи лицензии – он не может быть больше, чем срок действия товарного знака.
  • Территория – если территория не указана, то это вся территория РФ.
  • Размер вознаграждения – договор между юридическими лицами должен быть возмездным.
  • Прочие условия, которые необходимо для включения в лицензионный договор — например, условия выплаты вознаграждения, условия расторжения договора, возможность выдачи сублицензий и т.д.

Следует иметь в виду, что изменения, вносимые в лицензионный договор, и расторжение лицензионного договора также подлежат обязательной регистрации в «Роспатент»е.

Как передаются права по лицензии

Передача права пользования по лицензии дает возможность определить срок и территорию временного владения обозначением, ассортимент продукции, разрешенной к выпуску на рынки. Также первоначальный правообладатель может сохранить за собой право использования торговой марки, наряду с временным владельцем. Выделим ключевые правила совершения указанных сделок:

  • сторонами лицензионного соглашения будут являться лицензиар и лицензиат, а владелец торговой марки может оформить одновременно несколько договоров;
  • чтобы права были переданы только одному пользователю, оформляется исключительная лицензия;
  • как и при купле-продаже, стороны сами определяют размер и порядок выплаты вознаграждения.

Письменное лицензионное соглашение представляется на регистрацию в ФИПС после подписания сторонами. Закон дает контрагентам широкие полномочия при определении условий сделки. Прежде всего, определяется срок и территория временного действия прав. Продолжительность действия лицензии не может превышать срок правовой охраны.

Территория действия лицензии может совпадать с границами стран, в пределах которых действует свидетельство, либо может ограничиваться отдельными регионами. Подлежит согласования и перечень продукции, на который распространяется лицензия. Он не может превышать перечень товарных групп по МКТУ, указанный в регистрационном свидетельстве. Указанные условия имеют особое значение для оформления лицензионных соглашений в рамках договора франчайзинга:

  • владелец бренда может одновременно передавать несколько торговых марок, либо разграничивать их использование между несколькими временными владельцами;
  • одновременно с передачей товарного знака в пользование по лицензии будет осуществляться сопровождение в рамках единой рекламной политики, обеспечение оборудованием и персоналом;
  • для эффективного распространения франшизы, правообладатель будет разграничивать территории действия лицензий, а также ассортимент продукции.

При определении условий выплаты вознаграждения можно предусмотреть единовременный платеж, регулярные отчисления, процент от выручки и т.д. Нужно учитывать, что нарушения порядка и сроков выплаты вознаграждения будет являться основанием для досрочного прекращения лицензии, а также применения штрафных санкций к контрагенту.

В отдельном порядке подлежит согласованию и условие о сублицензии. Если такой пункт будет отсутствовать в документе, временный владелец смог использовать обозначение только для собственных целей. При включении в договор пункта о сублицензии, допускается дальнейшая передача прав без дополнительного разрешения первоначального владельца.

Если в период действия лицензии состоится продажа прав, режим временного владения сохраняется на прежних условиях (если иное не было указано в тексте лицензионного соглашения).

Разберем, как происходит регистрация сделок по передаче прав на использование товарного знака.

Знак Copyright на сайт

Сообщите всем о своих авторских правах >>> Регистрация авторских прав >>>

Защита прав в Интернете. Шаг первый — поставь знак Копирайт

Copyright Ваше имя (наименование) 2020 Все права защищены

Зачем это нужно делать?

  • Оповестить всех, кто видит ваш текст, фотографию, сайт о том, что у этой работы есть автор.
  • Заявить о своих исключительных авторских правах на данный объект интеллектуальной собственности.
  • Иметь возможность устанавливать свои правила коммерческого и некоммерческого пользования Вашим продуктом.

Знак Копирайт (с английского Copyright — «право на копирование») — это символ авторского права, особый формат оповещения о вашем авторском праве на любое произведение, где вы поставите метку ©, а также свое имя или наименование правообладателя, а также год первой публикации произведения.

Знак охраны авторского права Копирайт нигде регистрировать не надо. Право на его использование вы получаете, как только создали любой объект, на который распространяется понятие авторское право: сайт, книгу, статью, фотографию, перевод, компьютерную программу.

Формат оповещения знаком Копирайт был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве в 1952 году.

Значок Копирайта — это своего рода символ авторского права и предупреждение всем: у произведения есть хозяин, коммерческое использование без разрешения автора или собственника-правообладателя запрещено!

Знак Копирайта © важен тогда, когда вам нужна защита от копирования и нелегального распространения вашего авторского произведения.

Знак охраны авторского права рекомендуем ставить на сайте, внизу в «подвале» страницы. Если требуется защита авторских прав в блогах или форумах, то после каждой записи в сокращенном формате Имя автора (или псевдоним).

Имейте в виду, Копирайт условно защищает произведение автора, но не принцип, идею, концепцию, метод, процедуру, процесс. То есть у конкретного стихотворения может быть авторская защита, но право копирайта не распространяется на жанр лирики, идеи или концепции.

Произведения, защищенные копирайтом можно использовать для цитирования сообщений в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и использованием не более нескольких абзацев авторского текста.

Чтобы набрать знак Копирайт на компьютере, надо нажать и удержать клавишу «Alt» и на цифровой панели справа набрать 0169 (на верхних клавишах знак © набрать не получится). На ноутбуках эта клавиатура «впечатана» справа в общем строю клавиш.

Старайтесь всегда ставить значок копирайта на всех своих работах. Однако не ограничивайтесь только этим.

Поставить Копирайт на сайт!

Сообщите о своих авторских правах >>> Регистрация интеллектуальной собственности >>> Оформление авторского права >>>

Знак копирайта — это еще не юридическая защита авторских прав:

Шаг второй

Регистрация прав на имя — название сайта. Регистрация товарного знака

Шаг третий

Регистрация авторских прав на контент, тексты и изображения

Статьи и новости по теме:

24.12.2018 Компания Google недовольна новыми требования ЕС о защите контента в интернете

Представители Google публично заявили о том, что крайне негативно относятся к последним нововведениям в Европейском Союзе по поводу сборов авторского вознаграждения >>>

22.08.2018 Как в ОАЭ борются с нарушителями авторского права в интернете

В ведомство поступило большое количество жалоб от правообладателей контента и сотрудники департамента решили устранить проблему >>>

13.06.2018 Защитники прав интеллектуальной собственности намерены бороться за свободу интернета в Европе

Представители Евросоюза собрались бороться с так называемыми интернет-мемами, а эксперты против >>>

05.07.2013 Правообладатели готовы закрывать сайты по новому закону о борьбе с пиратством

С 1 августа 2013 г. вступит в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»* (Закон о борьбе с пиратством), который грозит серьезными перебоями в работе крупнейших социальных сетей, торрент-трекеров и прочих популярных сайтов. Фактически это означает, что наиболее посещаемые ресурсы будут вынуждены заблокировать доступ к страницам с произведениями или информацией о них в течение нескольких суток после соответствующего уведомления правообладателя или готовиться к закрытию всего сайта >>>

11.03.2012 Контент и копирайт под защитой анти-торрентовой программы

В российском инновационном парке «Сколково» разработана новая система борьбы с незаконным скачиванием защищенных авторским правом файлов из Интернета >>>

25.01.2012 Копирайт и общественное достояние в США

Поправка об общественном достоянии к закону «Об авторских правах» не противоречит Конституции США >>>

23.11.2011 Министерство культуры готово защищать авторские права в интернете

Министерству культуры РФ направило в Правительство предложения закрепляющие за министерством право и обязанность фиксировать в интернете нарушения авторских прав >>>

26.10.2011 Как пользователю интернета не нарушать интеллектуальную собственность

Российским филиалом корпорации Google инициировано проведение дискуссии с участием ведущих отечественных игроков IT-рынка и правообладателей «Пользовательский интернет: как не нарушать закон» >>>

12.10.2011 Германия одобряет французский опыт защиты авторских прав в Интернете

Система «трех предупреждений» о нарушении авторских прав во Франции работает очень успешно и действенно >>>

06.10.2011 Авторское право и пиратство в Интернете

Сегодняшняя ситуация с соблюдением законодательства в сфере интеллектуальной собственности, безусловно, далека от идеальной. В каком направлении сдвинулась эта тема за последнее время — в материалах круглого стола, проходившего в рамках Международной книжной ярмарки >>>

[ 1

]

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • сниженные риски неокупаемости инвестиций;
  • возможно отсутствие предпринимательского опыта;
  • возможность консультации и сопровождения;
  • работа под известной торговой маркой и товарным знаком;
  • строгое законодательное регулирование;
  • стимулирование спроса на продукцию по лицензии;
  • освоение нового рынка и ниши;
  • сниженная конкуренция в рамках исключительной лицензии.

Недостатки:

  • возможно создание конкуренции при неисключительной лицензии;
  • потеря части прибыли в пользу вознаграждения лицензиара;
  • искажение технологии производства и операционных процессов;
  • зависимость от лицензиара, ограничение деятельности.

Таким образом, по взаимной договоренности стороны могут оформить письменное соглашение о передачи прав пользования товарным знаком или торговой марки на определенной территории. Договор должен содержать существенные, а также дополнительные условия, которые регулируют порядок взаимодействия сторон. В дальнейшем его нужно зарегистрировать в Роспатенте.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: