Определение
Местные налоги и сборы — это обязательные для отдельных субъектов правоотношений платежи, установленные НК РФ. Также источниками права в данной сфере могут быть локальные акты, принятые органами власти муниципалитетов.
К местным налогам относятся налоги на землю и имущество физических лиц. Вводятся соответствующие обязательства или же прекращают свое действие в соответствии с Налоговым кодексом, а также нормативными актами, принятыми в муниципалитетах.
Определение понятия
К местным налогам относятся обязательные платежи, которые направлены на пополнение муниципального бюджета. Размеры и ставки определяются региональными органами власти. Но поскольку местные налоги являются составляющей частью государственных, то расчеты должны производиться на основании норм законодательства.
При установлении определенного налога и его ставки, объект, база период и формула расчета определяется строго федеральным законодательством. К полномочиям местных органов власти можно отнести определение конечного значения ставки, срока уплаты и порядок ее осуществления, льготных категорий лиц, которые освобождаются от уплаты муниципальных налогов и сборов.
Налоги в городах федерального значения
Если речь идет о городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, — то местные налоги и сборы регулируются НК и законами указанных субъектов РФ. Если говорить об установлении соответствующих платежей, то полномочия органов власти в городах федерального значения могут быть связаны с регулированием ставок, порядком, а также сроками уплаты сборов — но только в случае, если в НК РФ нет релевантных формулировок.
В свою очередь, законодательные собрания указанных городов могут определять то, как исчисляется налоговая база, устанавливать льготы.
Нюансы уплаты
Все суммы местных налоговых платежей и сборов должны уплачиваться в местные бюджеты соответствующих органов власти. Налоги с первого по третий пункт предыдущего раздела уплачиваются на всей территории РФ в обязательном порядке.
Для первого вида налога – на имущество физических лиц – срок оплаты устанавливается двумя датами. За недвижимость нужно обязательно внести налог до 15 сентября. Если дом, строение или автомобиль новые, то такой взнос должен производиться в начале года, который следует за годом приобретения. Взимание налога на эту категорию объектов может быть прекращено в одном случае: при разрушении этого объекта.
Ставки налогов и сборов, начиная с 8 пункта, заканчивая 21, могут разрабатываться и утверждаться местными органами власти, а именно, районными или городскими. При этом органы местного самоуправления не имеют права устанавливать и вводить налоги или сборы, не утвержденные Налоговым кодексом РФ.
Последний определяет такие элементы налога, как объект налогообложения (то, что облагается налогом), налоговую базу (нормативно-правовые документы, акты), налоговый период, порядок исчисления.
А местные органы власти могут регулировать такие элементы налога, как налоговая ставка (процент или фиксированная сумма), порядок и сроки уплаты, льготы и их применение (порядок применения). Города федерального значения (например, Москва, Санкт-Петербург) руководствуются в вопросах налогообложения законами субъектов федерации.
Ключевые принципы
Налоги местного самоуправления в РФ взимаются в рамках следующих ключевых принципов.
Во-первых, конкретный перечень платежей определяется на уровне федерального законодательства, равно как и полномочия муниципалитетов, связанные с установлением, корректировкой или же отменой налогов и сборов.
Во-вторых, если в регионе предусмотрены такие административно-территориальные единицы, как городские округа, то в них могут устанавливаться полномочия, связанные с регулированием налогов и сборов, что приняты для поселений и районов.
В-третьих, соответствующие платежи призваны наполнять местные бюджеты. Налоги и сборы, таким образом, — в числе ключевых механизмов финансового обеспечения муниципалитетов. Ставки платежей устанавливаются законодательными органами власти локальных территориальных образований. Также НК РФ предусмотрены нормативы соответствующих зачислений налогов и сборов в бюджет муниципалитета.
В-четвертых, если речь идет о казне отдельного поселения, которое входит в состав района, то в нее могут зачисляться доходы от локальных налогов и сборов в рамках норм реализации бюджетной политики на соответствующем уровне, закрепленных в федеральном законодательстве.
Аспекты установления налогов и сборов
Рассмотрим некоторые ключевые аспекты, касающиеся установления рассматриваемого типа платежей. Как мы уже отметили выше, к числу местных относятся налоги на землю и имущество. Ключевые нюансы их установления на уровне округов, районов и городов федерального значения мы исследовали. Полезно вместе с тем отметить, какими нормативными актами регулируется установление местных налогов и сборов, связанных с имуществом и землей. Это прежде всего НК РФ, а также ФЗ, принятый 9 декабря 1991 г., «О налогах на имущество физических лиц». Устанавливает местные налоги и сборы НК РФ. Однако в данном аспекте могут применяться также и локальные нормативные акты муниципалитетов.
Кто платит местные налоги и сборы? Все зависит от конкретного типа соответствующих обязательств. Рассмотрим данный нюанс подробнее.
Понятие и виды местных налогов и сборов
Определение 1
Налоги – это обязательные платежи, которые подлежат уплате налогоплательщиками в бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные государственные фонды согласно требованиям федеральных законов о налогах и законодательных актах органов субъектов РФ, а также решениям органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Характер денежных отношений определяется экономической сущностью налогов, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами. Такие денежные отношения обладают объективной обусловленностью и несут особую функцию – предают денежные средства в государственное распоряжение. Соответственно, налоги можно рассматривать в качестве экономической категории с двумя функциями:
- фискальной,
- экономической.
Выполнение первой функции позволяет формировать бюджетный фонд. Реализация второй функции позволяет государству влиять на производственные процессы, посредством его стимулирования или сдерживания, усиления или ослабления накопление капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Учет местных налогов и сборов 470 руб.
- Реферат Учет местных налогов и сборов 280 руб.
- Контрольная работа Учет местных налогов и сборов 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Формами проявления налога являются различные виды налоговых платежей, которые устанавливаются законодательными органами власти. Организационно-правовая сторона налога заключается в обязательности и индивидуальности безвозмездного платежа, взимаемого с предприятий и физических лиц в виде отчуждения средств, принадлежавших им на праве собственности, в целях финансового обеспечения государственной деятельности.
Определение 2
Совокупность различных налогов образует налоговую систему государства.
Власти городов и районов или, как они еще называются, органы самоуправления имеют право вводить на своей территории местные налоги. При этом местные власти могут вводить только налоги, которые разрешены федеральными властями.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- единый налог на вмененный доход;
- торговый сбор.
Правила взимания данных налогов определяются федеральными властями. Местные власти имеют право только изменять и дополнять данные правила в рамках федерального законодательства.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
К местным налогам и сборам относятся обязательные платежи физических и юридических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления согласно законодательным актам.
Система местных налогов и сборов обладает своими характерными особенностями, в частности:
- множественность налоговых платежей;
- преобладание прямых налогов в местном налогообложении;
- отсутствие ограничений при обложении местными налогами;
- отсутствие инструкций Минфина и налоговой службы РФ для большинства местных налогов и сборов;
- плательщиками местных налогов и сборов являются одновременно юридические и физические лица.
- низкая доля поступлений в местные бюджеты от местных налогов и сборов.
Кто платит в местный бюджет?
Если речь идет о земельном налоге, то обязательства по его уплате могут возлагаться как на физических лиц, так и на организации, которые владеют землей на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. То есть можно отметить, что если человек или фирма арендуют землю, то обязательств по уплате соответствующих налогов они не несут.
Что касается налога на имущество физических лиц, то платить его должны все владельцы имущества, попадающего под категории, что перечислены в релевантных законах. Так, объектами налогообложения являются жилые дома, дачи, квартиры, а также гаражи и иного типа строения. То есть местные налоги и сборы РФ в данном аспекте так или иначе связаны с недвижимым имуществом.
Какие сборы попали в местный перечень?
Налоги и сборы местного характера вводятся в действие согласно государственным и локальным нормативным актам. Для городов с особым статусом – Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга фискальные платежи устанавливаются в локальных законодательных постановлениях. Ст. 15 НК РФ установлены виды сборов, которые не изменились на 2018 год:
- Регистрационный. Им облагается деятельность физлица, как предпринимателя. Сумма привязана к размеру зарплаты и льгот;
- На возведение объектов в курортной зоне. Заказчик и подрядчик оплачивают право на строительные работы по местной ставке;
- Курортный. Его оплачивают туристы и отдыхающие по ставкам конкретной местности;
- Целевой. Тип и ставка определяется муниципальной властью. Юридические и физические лица оплачивают 3 % от годовых трудовых фондов на благоустройство, уборку территории, содержание полиции и т.д.;
- Рекламный. Сумму в размере 5 % цены рекламы в местных сми оплачивают юридические и физические лица;
- Перепродажа машины, оргтехники, компьютеров. В бюджет муниципального образования поступает 10 % от суммы сделки;
- Владение собакой. Выплачивается за год в размере 1/7 месячного оклада;
- Торговля алкогольной продукцией. Юридические лица оплачивают 50 мрот, а физические – 25 мрот ежегодно. Временные торговые точки облагаются налогом в 50 % минимальной ежедневной зарплаты.
Это не полный перечень местных налогов и сборов-2018. В список входят пошлина за парковку, организацию лотерей и розыгрышей призов, квартирные ордера, использование государственной символики, организацию коммерческих съемок. Налоги на предпринимательскую деятельность и недвижимость имеют некоторые нюансы.
Подробно о косвенных налогах можно прочитать в нашей статье по ссылке
Что нужно знать о местном налоге на недвижимость?
Какие налоги идут в местный бюджет от деятельности предпринимателя? В данную группу входят сборы со всех видов операций:
- продажа товаров и изделий различного вида;
- бытовые услуги для населения согласно списку КМУ;
- обменные операции с валютой и ценными бумагами;
- бизнес развлекательного характера – проведение аттракционов, концертов, работа кинотеатров и коммерческих музеев.
Налоговую ставку устанавливают региональные и городские органы власти. Процент зависит от конкретного отчетного периода, экономического состояния региона. Сумма фискальной выплаты также определяется основным видом деятельности, месторасположением компании. Покупка торгового патента в данном случае обязательна.
Нюансы местного налога на недвижимость
К местным налогам и сборам относятся также платежи от собственников недвижимости. В региональный и городской фонд денежные средства вносят владельцы:
- жилых неприватизированных построек;
- домов на местах отчуждения;
- здания детских семейных домов;
- дачные хозпостройки;
- недвижимость, которой владеют многодетные семьи;
- общежития вузов, техникумов, предприятий.
Сроки фискальных платежей регулируются на местном уровне, но период уплаты налога на имущество устанавливается как до 15 сентября или 25 ноября 2020 года.
Похожие статьи
- Учет расчетов по налогам и сборам
- Налоги в 2020 году — федеральные, региональные и местные
- Таблица федеральных, региональных и местных налогов
- Какие налоги относятся к косвенным?
- В какой бюджет зачисляется земельный налог?
Исчисление налогов
Исчисляются соответствующие платежи в местную казну согласно рекомендациям, изложенным в письмах ФНС и Минфина. Что касается земельного налога, то можно руководствоваться формулировкам писем Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21 и от 6 июня 2006 г. № 03-06-02-02/75.
Если нужно рассчитать налог на имущество, то можно использовать Письмо Минфина от 21 апреля 2008 г. № 03-05-04-01/19. В случае с налогообложением недвижимости можно обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 24 июля 2007 г., № 04-3-02/001613.
Ставки
Рассмотрев виды местных налогов и сборов, изучим аспект, отражающий ставки, установленные законодательством в отношении данного типа платежей.
Как определяется соответствующая величина для земельного налога? Устанавливаются ставки, как мы уже определили выше, органами власти муниципалитетов или городов федерального значения, однако в соответствии с нормами НК РФ они не могут быть выше, чем 0,3% от кадастровой стоимости земли, если речь идет об участках сельскохозяйственного назначения или же тех, что используются жилым фондом, объектами инфраструктуры ЖКХ, а также задействуемых при жилищном строительстве. В свою очередь, если объект налогообложения — земельный участок для дачи, личного хозяйства, фермерства, то предельная ставка выше — 1,5%. При этом орган власти муниципалитета вправе дифференцировать соответствующий показатель в зависимости от конкретной категории находящихся в собственности граждан или организаций земель.
Земельный налог
Фискальная система Российской Федерации предусматривает оплату данного налога для того, чтобы создать стимулы рационального использования земель и развития инфраструктуры. По отношению к налогу действует двухуровневая нормативная база:
- Законодательство федерального уровня
- Акты органов местного самоуправления
- Ставки налогообложения
- Порядок и сроки оплаты
- Предоставление льгот
- Порядок и основания для предоставления льгот
- Денежная сумма, не подлежащая обложению налогом у определённых групп налогоплательщиков.
- собственности;
- пожизненного владения, передаётся в порядке наследования;
- использования на постоянной основе.
Для Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются городами федерального значения, действуют свои правила. Главным образом они затрагивают введение в действие земельного налога.
Местные власти имеют право устанавливать:
Уплачивать налог должны лишь те, у кого имеется участок земли. Он должен иметься в наличии на одном из таких прав:
Частные лица и организации, которые используют землю на основе договора аренды или безвозмездного пользования в течение определённого срока, освобождаются от уплаты налога.
Объектом уплаты налога считается земельный участок, располагающийся на территории муниципального образования, власти которого ввели соответствующий налог. Исключениями выступают участи, которые ограничены в обороте либо изъяты из него в соответствии с законодательством России.
Ставки для имущества
Что касается налога на имущество, то схема сложнее. Дело в том, что в отношении недвижимости физических лиц налоги местные РФ сейчас взимает в рамках переходной модели, обусловленной некоторыми реформами в законодательстве. Долгое время соответствующий платеж исчислялся, исходя из инвентаризационной стоимости имущества. Согласно поправкам в НК РФ с 2020 года в основе определения налогооблагаемой базы будут лежать уже кадастровые расценки, которые в целом близки к рыночным. Однако рассматриваемые поправки в НК РФ допускают переход некоторых российских регионов к новой модели уже сейчас. Каковы, таким образом, особенности возможных сценариев исчисления налога на имущество?
Первый вариант — регион еще не осуществил практических шагов к переходу на новый режим налогообложения. В этом случае при исчислении соответствующего налога будут использоваться старые нормы, которые были заложены в НК РФ. Если стоимость недвижимости не более 300 тыс. руб., то предельная ставка не может быть больше 0,1%. Если от 300 до 500 тыс., то минимальное значение ставки — 0,1%, максимальное — 0,3%. Если имущество стоит дороже 500 тыс. руб., то минимальная ставка — 0,3%, максимальная — 2%. Соответствующие величины в рамках зафиксированных в НК РФ интервалов вправе устанавливать муниципалитет.
Второй вариант — регион принял соответствующие нормативные акты, позволяющие приступить к практической реализации нововведений, предусмотренных отмеченными поправками в НК РФ. В этом случае до 2020 года будет действовать переходная формула исчисления имущественного сбора.
Сначала определяется общий размер налогооблагаемой базы — кадастровая стоимость жилья. Вычисляется соответствующий показатель органами Росреестра и заносится в базу данных, доступ к которой будет возможен через интернет.
Затем в отношении цифры, отражающей кадастровую стоимость недвижимости, применяется установленный законом вычет, базируемый на площади объекта. Для квартир это 20 кв. м, для комнат — 10 кв. м. Далее высчитывается базовая сумма к уплате, исходя из ставки, которая также утверждается муниципалитетом. Ее интервал — 0,1-0,3%. Однако можно отметить тот факт, что регион вправе обнулить ставку. Следующим шагом применяется понижающий коэффициент, который используется для облегчения налогового бремени для граждан в переходный период до 2020 года. Он умножается на цифру, составляющую разницу между сбором, исчисленным по новой формуле, и налогом, который определяется на базе прежних формул, которые мы привели в первом сценарии. Результат вычислений добавляется к цифре, которая получится, если подсчитать налог по старой схеме. Это и будет сумма, подлежащая уплате в местный бюджет.
Величина коэффициента в 2020 году — 0,2, в 2016-м — 0,4. Но уже в 2019-м он использоваться не будет. К 2020 году все регионы РФ должны будут перейти на модель исчисления налоговой базы по недвижимости, исходя из ее кадастровой стоимости.
Такова схема исчисления имущественных сборов в рамках российской модели налогообложения. Она сложнее, чем механизм, принятый, к примеру, в Беларуси: там ставка фиксированная — 0,1%. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, определение стоимости объекта налогообложения идет в РБ по несколько иным, по ряду признаков более сложным, чем в России, схемам. В принципе, можно отметить, что и местные налоги и сборы РБ совершенно не совпадают с теми, что установлены в РФ. Например, такие платежи, в соответствии с Налоговым Кодексом Беларуси, формируют налог на владение домашними собаками, а также сборы — курортный и с заготовителей.
Зачисление в бюджет
То, какие взимает налоги местные РФ, а также то, как они устанавливаются и исчисляются, мы изучили. Рассмотрим аспект, связанный с практическим использованием муниципалитетом соответствующего финансового источника. В соответствии со статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ в локальные бюджеты подлежит зачислению 100% от сумм, полученных в качестве налогов на землю и на имущество физических лиц. В свою очередь, казна поселений, которые входят в состав района, может пополняться, исходя из решений органов власти муниципалитета.
Локализация налогов
Мы определили виды местных налогов и сборов, зафиксированные в НК РФ, что формируют собой основу для казны муниципалитетов. Вместе с тем города и районы, образующие собой уровень местного управления в политической системе РФ, имеют также и иные ресурсы для пополнения своих бюджетов. Некоторые юристы связывают понятие местных налогов и сборов не только с конкретными формулировками в законах, но и с фактическими механизмами, представленными на соответствующем уровне политического управления.
Таким образом, рассматриваемый термин, полагают эксперты, в ряде случаев допустимо трактовать шире, чем это предусмотрено, в частности, в федеральном законодательстве. В этом смысле к местным налогам относятся не только земельный и имущественный, но и любые, которые тем или иным образом способны пополнять казну муниципалитета. Рассмотрим их.
Парковочный сбор
К местным налогам относятся сборы с владельцев платных парковок. Стоит отметить, что данный вид платежа исчисляется исходя из того, какая территория отведена под данные коммерческие цели. Установленный законодательством коэффициент умножается на количество квадратных метров, которые занимает парковка (процент от минимальной заработной платы, установленной в отчетном году). Платежи по данному виду налога производятся ежеквартально.
Региональные налоги — в муниципальную казну
НК РФ предусматривает взимание платежей, относимых к категории региональных. Их относительно немного. К таковым относятся налоги:
— на имущество юридических лиц;
— на игорный бизнес;
— на транспорт.
Строго говоря, муниципалитет не имеет отношения к данному уровню сбора платежей. Однако на практике часто происходит перераспределение соответствующего финансового ресурса между различными уровнями государственной бюджетной системы. Основание для этого — определенные релевантными законами нормативы. Так, Бюджетный кодекс России определяет, что субъекты РФ могут устанавливать соответствующие нормативы для поселений и муниципалитетов, исчисляемые на базе региональных налогов и сборов. Аналогично — в городах федерального подчинения.
Соответствующего типа межбюджетные взаимодействия, в рамках которых часть региональных платежей перечисляется в местные бюджеты, регулируется законами, принимаемыми на уровне органов власти субъектов РФ. При этом нормативы отчислений, как отмечают некоторые эксперты, обычно характеризуются стабильностью.
Схемы межбюджетного взаимодействия могут быть разными. Так, например, в ряде случаев субъекты РФ имеют право устанавливать нормативы, предполагающие отчисления в муниципальные бюджеты вместо дотаций в пользу соответствующих территориальных единиц, используемых с целью выравнивания уровня финансовой обеспеченности населенных пунктов. При этом в законодательстве РФ есть формулировки, по которым подобные инициативы региональная власть должна согласовывать с местной.
Виды местных налогов.
Иногда называемый муниципальным налогом, местный налог – это любой тип налогообложения, введенный местным органом власти. Города, округа и подобные юрисдикции часто используют налоги как средство создания потоков доходов, которые помогают в обслуживании общественных услуг и различных важных функций в этом районе. В зависимости от характера местного налога, он может или не может иметь право на использование в качестве вычета в налоговой декларации региона или национального подоходного налога. Один из наиболее распространенных примеров местного налога известен как налог с продаж. В этом сценарии город или городское образование облагается налогом, который начисляется на различные виды товаров, продаваемых в торговых точках в пределах их юрисдикции. Такие предметы, как еда, одежда, различные виды развлечений и другие покупки, могут облагаться каким-то местным налогом. Поскольку налоги этого типа собираются в пункте продажи, потребитель, как правило, не должен отслеживать уплаченные налоги, это делает розничный продавец или владелец бизнеса.
Многие местные юрисдикции также используют законы в качестве средства получения дохода, который используется для поддержания местных услуг. В отличие от налога с продаж, который взимается каждый раз при совершении покупки, налог на имущество оценивается на ежегодной основе с использованием критериев, установленных в нормативных актах местной юрисдикции. Хотя это не всегда так, местный налог на имущество, вероятно, будет выше, если нет положений о сборе налога с продаж на предметы первой необходимости, такие как продукты питания или одежда.
Бремя местного налога с продаж иногда может быть обременительным для резидентов, проживающих в данной юрисдикции. Это потому, что они могут облагаться более чем одним типом местного налога. Гражданин небольшого города может платить городские налоги, в то же время начисляются налоги некоторых округов. В этом случае розничные торговцы собирают все применимые налоги в пункте покупки и представляют соответствующий процент от собранной выручки каждой юрисдикции. Это означает, что если потребитель в настоящее время платит десять процентов налогов с покупок, шестьдесят процентов от этой суммы может пойти в государственное налоговое агентство, тридцать процентов в город и двадцать процентов в округ или округ.
Что касается местных услуг, которые финансируются за счет местных налоговых инициатив, многие муниципалитеты используют собранные деньги для обслуживания улиц и дорог в пределах юрисдикции, управления расходами, связанными с уборкой мусора в системах водоснабжения и канализации, и даже для оказания поддержки местным школьным системам. Иногда местный налог может быть введен для определенной цели, и собранные средства не могут быть использованы для каких-либо других целей. Например, если округ вводит налог на образование, собранные деньги предназначаются для использования в местных школах и не могут быть перенаправлены для использования при ремонте улиц или поддержке содержания муниципальных парков.
Налоги многообразны
Таким образом, мы фиксируем то обстоятельство, что местные сборы — в достаточной мере многофакторное явление, которое, как считают некоторые эксперты, допустимо фиксировать в двух основных механизмах, работающих в налоговой системе РФ. Во-первых, это классифицированные на уровне федерального законодательства платежи — земельный налог и имущественный сбор для физических лиц. Во-вторых, это региональные и федеральные налоги, за счет которых местный бюджет так или иначе получает финансирование.