Что такое экономическая рентабельность? Анализ экономической рентабельности


Понятие рентабельности продаж (РП или ROM)

  • РП – показатель, отражающий способность руководителей организации контролировать всевозможные издержки. Данный показатель выражается в процентном отношении дохода и выручки.
  • Коэффициент РП – показывает, какая часть прибыли приходится на одну заработанную условную единицу.

Предположим, что финансовая эффективность предприятий практически одинакова. У предприятий с наименьшим производственным циклом рентабельность продаж будет ниже, чем у предприятий с долгосрочным циклом.

  • Если РП менее нуля, то можно сделать вывод о работе предприятия себе в убыток, так как в этом случае себестоимость превышает выручку.
  • Рентабельность нулевая – знак того, что организация затрачивает на производство ровно столько же, сколько приобретает после продажи.
  • Положительная рентабельность продаж означает, то что проект является прибыльным. Чем больше показатель, тем лучше для предприятия.

Понятно, что показатель рентабельности очень зависит от сферы деятельности предприятия. Например, в банковской деятельности этот показатель способен достигать 100%, а в тяжелой промышленности – и 3%.

Рентабельность продаж - формула

Сущность рентабельности и показателей рентабельности предприятия

В общем случае рентабельность означает свойство приносить прибыль. Хотя рентабельность не всегда является единственной и главной целью работы предприятия, это важная черта, которая свидетельствует об эффективности функционирования в условиях рынка. Сравнивая показатели рентабельности со значениями конкурентов, требованиями собственников и т.д. можно сказать о качестве работы менеджмента предприятия.
Возможность получения прибыли на вложенный капитал является ключевым фактором, определяющим общую стоимость компании и стоимость ее ценных бумаг. Следовательно, для многих аналитиков рассмотрение вопроса рентабельности является ключевым направлением их аналитических усилий.

Рентабельность отражает конкурентные позиции компании на рынке, возможности расширения, качество управления предприятием. Отчет о финансовых результатах показывает источники прибылей, компоненты доходов и расходов. Прибыли могут быть распределены между акционерами или реинвестированы в компанию. Реинвестированные прибыли повышает платежеспособность и обеспечивает финансовую подушку против краткосрочных проблем.

Рентабельность (как система показателей) — это система показателей, позволяющая определить эффективность и результативность работы предприятия и его составляющих за направлением формирования чистой прибыли и финансовых результатов. Может использоваться как на стадии планирования, так и в оперативном контроле работы предприятия, а также по завершению финансового года при осуществлении ретроспективной оценки предприятия.

Увеличение рентабельности продаж

Увеличение РП, несомненно, положительный фактор для любой компании.

Об увеличении рентабельности можно говорить если:

  • При анализе выяснилось, что темп роста дохода больше темпа роста издержек.

На это могло повлиять следующее:

  • Увеличился объем продаж.
  • Изменился ассортимент выпускаемой продукции.

При увеличении потребности на товар со стороны покупателей, позже наблюдается и увеличение количества продаваемой продукции. Следовательно, вследствие работы производственного рычага доход растет быстрее издержек. Руководство компании в силах достигнуть роста выручки путем поднятия цен на определенный товар либо вовсе помять его ассортимент.

  • При анализе выяснилось, что темп снижения доходов гораздо меньше, чем темп снижения издержек.

К этому, как правило, может привести:

  • поднятие цен на произведенную продукцию;
  • внесение изменений в структуру ассортимента продаж.

Эти события считаются не совсем положительными для предприятия, и руководство должно это осознавать. Ведь показатели рентабельности выглядят лучше, но размер дохода при этом уменьшается.

Рост выручки и уменьшение затрат. Это достигается, если:

  • внесены изменения в ассортименте продаж;
  • были изменены уровни затрат;
  • повышены цены.

Эта ситуация, бесспорно, является положительной для организации.

Её уменьшение

Об уменьшении РП можно говорить в следующих случаях.

Темп роста издержек больше, чем темп роста дохода

На это могут оказывать влияние следующие причины:

  • уменьшение цен;
  • изменение в сторону увеличения уровня затрат;
  • изменения в структуре ассортимента товара.

Такая ситуация не является положительной тенденцией. Чтобы улучшить ситуацию, важно подумать о ценообразовании в организации, а также о том, как ведется контроль затрат.

Темпы снижения доходов быстрее темпов снижения издержек

Эта ситуация, как правило, возникает только по одной причине:

  • Уменьшение объемов продаж. Она вполне нормальна, если организация по той или иной причине решает сократить свое производство на определенном рынке. Затраты снижаются гораздо медленнее, чем выручка, вследствие действия производственного рычага.

Рост затрат и уменьшение выручки

Причины, которые могли повлиять на этот факт:

  • были снижены цены;
  • было решено внести изменения в структуру ассортимента товара;
  • увеличены нормы затрат.

В этой ситуации также желательно провести анализ образования цен на предприятии, уделить внимание контролю затрат.

Примечание: Если рынок стабилен, то доход, как правило, изменяется быстрее издержек лишь только под влиянием производственного рычага.

Формула

На самом деле, РП несложно посчитать, используя цифры, которые Вам уже известны. Для этого Вам потребуется выбрать подходящую формулу из трех ниже перечисленных и подставить свои значения. Если же Вы не располагаете конкретными цифрами, то их всегда можно найти в балансе.

Расчет формулы рентабельности продаж

В общем виде формула РП выглядит следующим образом:

РП = прибыль (убыток) от продаж / выручка от продаж * 100%

Однако принято также рассчитывать валовую, операционную и чистую РП. Все способы в вычислении будут отличаться числителем, а знаменатель всегда остается неизменным.

Формула 1: расчет валовой РП

РП = валовая прибыль : выручка от продаж * 100%

Данный показатель отражает долю прибыли в каждой денежной единице, заработанной предприятием.

Формула 2: расчет операционной рентабельности (рентабельности продаж по EBIT)

РП = прибыль (убыток) от налогооблажения : выручка от продаж * 100%

Показатель отражает долю прибыли от продаж перед уплатой налогов и процентов в каждой денежной единице, заработанной предприятием.

Формула 3: расчет чистой рентабельности

РП = чистая прибыль (убыток) : выручка от продаж * 100%

Этот показатель отражает часть прибыли, которая приходится на каждый рубль, вложенный в производство и реализацию продукции.

Рентабельность активов или экономическая рентабельность увеличилась почти в 1,5 раза. Это хотя и незначительное увеличение, говорит о тенденции роста эффективности использования имущества предприятия. А вот рентабельность продаж снизилась на 3%, здесь возможно оказало влияние снижение спроса на продукцию. Рентабельность собственного капитала увеличилась на 2%, т.е. если в базисном году на собственный капитал приходилось 14,78% чистой прибыли, то в отчетном — 16,93% https://sgs-holding.ru панели мдф стеновые купить — купить мдф панель.

Коэффициент оборачиваемости активов, характеризующий сколько выручки от продаж приходится на рубль активов, увеличился в 1,3 раза. Период оборачиваемости активов уменьшился на 137 дней, это означает что произошло ускорение оборота средств.

Проведенная рейтинговая оценка показала, что предприятие имеет достаточное количество собственных средств, обладает высокой платежеспособностью, наблюдается увеличение выручки на рубль вложенных средств, рост эффективности использования собственного капитала, но следует отметить некоторое снижение рентабельности продаж из-за падения спроса на продукцию. В итоге рейтинговая оценка за анализируемый период практически не изменилась. Таким образом, в целом предприятие является финансово-устойчивым, стабильным, независимым.

В отчетном году величина оборотных активов увеличилась в 2 раза. На увеличение оказало влияние рост дебиторской задолженности и материально-производственных запасов. Наибольший удельный вес в составе оборотных активов занимают запасы (62,58%), которые увеличились на 2% по сравнению с прошлым годом, и дебиторская задолженность (30,39%), которая выросла на 10% в отчетном году. А вот доля денежных средств снизилась на 12,7% по сравнению с прошлым годом, что подтверждает коэффициент абсолютной ликвидности, и составила 7% в общем объеме оборотных активов. Коэффициент оборачиваемости текущих активов вырос на 10%, что говорит о некотором увеличении скорости оборота оборотного капитала. Продолжительность одного оборота в отчетном году сократилась и составила 359 дней.

Оценивая состав и структуру дебиторской задолженности можно прийти к следующим выводам. Наибольший удельный вес в составе дебиторской задолженности занимают прочие дебиторы (97,4%), а дебиторская задолженность за товары, работы и услуги составляет незначительную часть, что свидетельствует о том, что расчеты производятся во время, соблюдаются условия договора. Доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов по сравнению с прошлым годом увеличилась почти в 2 раза. Отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке в прошлом году составило 0,22, в отчетном – 0,30. Это говорит, что на каждый рубль выручки приходится 22 и 30 копеек дебиторской задолженности соответственно. Доля сомнительной дебиторской задолженности очень мала, а также наблюдается тенденция ее снижения. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности снизился в 0,7 раза, т.е. в 0,7 раза меньше дебиторская задолженность превратилась в выручку.

Продолжительность производственного цикла снизилась в отчетном году на 70 дней. Ускорение оборачиваемости запасов произошло на всех стадиях кругооборота. Продолжительность оборота сырья и материалов снизилась на 25 дней, готовой продукции – на 8 дней, незавершенного производства на 37 дней. Сокращение продолжительности производственного цикла свидетельствует о повышение деловой активности предприятия. На изменение продолжительности операционного цикла оказало влияние снижение продолжительности производственного цикла и увеличение времени оборачиваемости дебиторской задолженности, таким образом, общая продолжительность операционного цикла уменьшилась на 42 дня. Продолжительность финансового цикла в отчетном году увеличилась, но незначительно по сравнению с прошлым годом на 8 дней. Срок возврата кредита снизился на 50 дней, что говорит об улучшение общей платежеспособности предприятия.

Собственные оборотные средства характеризуют финансовое состояние, вызванное финансированием оборотных активов. Размер покрытия оборотных активов собственными средствами составил в базисном году 740651 рублей, в отчетном – 1286331 рублей, что на 545680 рублей больше. Чистый оборотный капитал показывает, на сколько собственными средствами и долгосрочными источниками финансирования покрываются внеоборотные активы и часть оборотных активов. Предприятие имеет достаточно собственных и долгосрочных заемных средств, в отчетном году величина покрытия возросла в 2,5 раза. На рост оказало влияние значительное привлечение долгосрочных кредитов и займов.

Потенциальный излишек денежных средств в отчетном году по сравнению с прошлым практически не изменился и составил 213090 рублей и 217894 рубля соответственно. Компания не испытывает недостатка в текущем финансировании. За счет ускорения оборачиваемости активов величина относительной экономии оборотного капитала составила 287466 рублей.

Рентабельность собственного капитала увеличилась незначительно почти на 3%. Следует выделить факторы, которые способствовали этому. На изменение структуры капитала оказало увеличение заемного финансирования, которое способствовало повышению рентабельности собственного капитала на 2,08%, также повышению рентабельности собственного капитала способствовало ускорение оборачиваемости активов в 1,3, рентабельность выросла на 2,72%, а вот снижение рентабельности продаж снизило рентабельность собственного капитала на 2,05%

Перейти на страницу: 9

Коэффициент РП и его формула

Как уже говорилось выше, коэффициент рентабельности отражает долю прибыли организации, приходящуюся на каждую условную единицу заработка. Это, в общем, и есть рентабельность. Коэффициент рассчитывается по уже представленным формулам, только не в процентном выражении.

Как же следует рассчитывать коэффициент рентабельности продаж:

К РП = прибыль (убыток) от продаж / выручка от продаж

Упомянутый коэффициент также можно посчитать, используя баланс. Его также возможно рассчитывать не только в общем, но и по каждому отдельному товару либо услуге. Это имеет смысл, если необходимо проанализировать экономическую деятельность любого предприятия.

Как же интерпретировать рассчитанные значения

К примеру, рассчитанная рентабельность РП составляет 25%. Это говорит о том, что на каждые 100 денежных единиц предприятия приходится 25 единиц прибыли. Также можно пояснить ответ следующим образом: на каждый рубль приходится 25 копеек прибыли.

Примечание: Рассчитывая коэффициент рентабельности, мы получаем факты. Но получив конкретное значение, мы никогда не сможем сказать: выгодны те или иные вложения капитала или нет. Для этих целей рассчитываются, к примеру, показатели активов.

Показатель экономической рентабельности

Это понятие обозначается в науке как прибыльность, доходность и полезность, характеризует экономическую эффективность и является относительным. Оно комплексно отражает плодотворность использования ресурсов того или иного предприятия.

Резервами принято считать материальные, трудовые, денежные и другие объекты. Коэффициент, который показывает, какова экономическая рентабельность предприятия, рассчитывается на основе отношения прибыли к активам. Этот показатель важен при статистическом отчете о работе объекта.

При проведении сравнительного и финансового анализа предприятия показатель экономической рентабельности рассчитывается в обязательном порядке. Для рыночной экономики существует система индексов (показателей) доходности (рентабельности), которую можно рассчитывать как в целом, так и по отдельным видам. Уровень и динамика показателя – это главные объекты внимания менеджеров организаций, поскольку рентабельность отражает достигнутый баланс внутренних и внешних экономических интересов. Выделяют следующие группы показателей прибыльности: рентабельность инвестиций, активов производства и продаж.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: