Обучение по пожарной безопасности здесь.

Какие Инструктажи По Охране Труда Должен Проводить ИП?

Вопрос от Виктора:

Добрый день. Я работаю как индивидуальный предприниматель. Штат небольшой, 13 человек. В охране труда я 0,01. Сейчас вопрос про инструктажи. Хотелось бы знать, какие инструктажи должны быть в ИП по охране труда 2020 год? Где прописано, что эти инструктажи обязательны? Спасибо.

какие инструктажи должны быть в ип по охране труда

Ответ для Виктора:

Здравствуйте, Виктор! Для начала вам надо пройти обучение по охране труда в учебном центре (см. ст. 225 ТК РФ), таким образом вы не только исполните норму закона, но и повысите свою компетенцию в области охраны труда. Касательно вашего вопроса. Все, в том числе и индивидуальные предприниматели, должны руководствоваться Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённым постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29. Документ является нормативным правовым актом, т.е. требования содержащиеся в нём, являются обязательными для исполнения.

1.2. Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями — физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

Охрана труда для ИП

В статье освещены основные принципы организации управления охраной труда на малых предприятиях (ИП). Вы узнаете, как запустить систему охраны труда на малом предприятии пошагово, как организовывается охрана труда индивидуальных предпринимателей, которые используют наемный труд, а также тех, которые обходятся без него.
Организацию охраны труда малых предприятиях регулирует ГОСТ Р 12.0.009-2009

Охрана труда для ИП, которые нанимают работников, ничем не отличается от охраны труда на малых предприятиях. Поэтому в дальнейшем будем вести речь о малых предприятиях.

Путь 2 «взять в штат специалиста по охране труда».

Наиболее распространенный способ – это решение проблемы штатным специалистом. Зачастую работодатель думает, что взяв в штат специалиста, он решает проблемы связанные с охраной труда.

Давайте рассмотрим основные плюсы и минусы этого пути

  • штатный специалист может оперативно решить задачи связанные с охраной труда

Возможно это единственный плюс в данном пути. Почему?

Давайте рассмотрим минусы:

  • если у вас небольшая компания, то специалист по охране труда в штате существенно повысит нагрузку на бюджет компании
  • специалист по охране труда не несет никакой ответственности за охрану труда, максимальное наказание за нарушение требований охраны труда как на должностное лицо в размере 15 тыс рублей. А штрафные санкции могут быть намного выше. Подробнее о штрафах
  • кто будет проверять комплекс мероприятий по охране труда, которые делал специалист по охране труда?

Вводная часть

Законодательство, регулирующее отношения граждан РФ в области охраны труда, делит их на 2 категории: работодатели и работники. Работодатели – это юридические и физические лица (ИП), которые нанимают работников для выполнения любых работ. Работники – это люди, которые выполняют эти работы. Каждой из сторон присвоен особый круг обязанностей по охране труда.

Работодателем может выступать крупное, среднее или малое предприятие, а также индивидуальный предприниматель (ИП).

Организация охраны труда на малом предприятии

Все работодатели должны обеспечивать безопасные условия работы и внедрять комплекс трудоохранных мероприятий для своих работников. Это нужно обязательно делать, даже если работник всего один. Для этого работодатели сами или через уполномоченных лиц:

1. Создают систему ОТ и обеспечивают ее эффективную работу.

2. Обеспечивают безопасность производственных процессов, зданий, оборудования, материалов, рабочих мест.

3. Налаживают санитарно-бытовое обслуживание работников.

4. Организуют выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ), спецодежды, средств для удаления загрязнений, молока.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Проводят обучение персонала по вопросам ОТ с выдачей удостоверения по охране труда.

8. Организуют обязательные медосмотры (предварительные, периодические, внеочередные, предсменные).

9. Составляют и сдают отчетность по ОТ.

10. Организуют расследование и учет несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ), разрабатывают и внедряют мероприятия, которые позволят избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

11. Страхуют работников от несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ).

12. Разрабатывают правила, инструкции, нормы, другую документацию по безопасности и доводят их до сведения работников.

Работники должны:

1. Соблюдать требования безопасности по своей должности или профессии;

2. Использовать СИЗ, спецодежду, другие средства защиты;

3. Вовремя и полностью проходить обучение по ОТ, медосмотры;

4. Немедленно ставить в известность руководителей об опасных производственных ситуациях, ухудшении здоровья, несчастных случаях.

Разработка документов по охране труда и пожарной безопасности

Ряд небольшим компаниям, следует разработать комплект документов по охране труда и этим самым решить все задачи связанные с аутсорсингом.

Основные плюсы этого пути:

  • Стоимость на порядок ниже чем брать в штат специалиста по охране труда, либо привлечь его на аутсорсинг.
  • Решение проблем с охраной труда и избежать штрафы.

Давайте рассмотрим минусы:

  • Законодательство по охране труда постоянно меняется и разработанный пакет документов в прошлом, может быть не актуальным спустя некоторое время
  • Если у вас в компании меняется штатная расстановка и происходит градация кадров, принимаются новые сотрудники – меняется и комплект документов, соответственно за охрану труда кто-то должен отвечать и вести этот комплект документов.

Организация охраны труда на малом предприятии

Конечно же, организация управления охраной труда на малых предприятиях и больших отличается. При этом требования не ослабляются, а просто теряются управленческие звенья. Например, 3-ступенчатый контроль состояния ОТ заменяется 2-ступенчатым. Особенности работы службы ОТ зависят от:

• количества занятых работников; • направления деятельности предприятия (это влияет на перечни видов работ, эксплуатируемого оборудования и т.д.).

Если на малом предприятии работает 50 и более человек, должна быть создана отдельная служба ОТ. Это преимущественно относится к:

• транспортным, производственным и строительным малым предприятиям со штатом до 100 человек; • научно-техническим или сельскохозяйственным предприятиям с численностью до 60 человек.

Если работников меньше, организацией охраны труда на малом предприятии занимается:

• работодатель (руководитель предприятия, ИП) лично; • уполномоченный сотрудник (вводится отдельная должность инженера по ОТ или совместительство); • сторонние аккредитованные специалисты или организации по договору.

Организации охраны труда на малых предприятиях посвящен специальный стандарт – ГОСТ Р 12.0.009-2009. С полным перечнем документации по ОТ, необходимой каждому конкретному предприятию, работодателей всегда готовы ознакомить инспекторы по труду, работники пожарной службы, Энергонадзора и других ведомств.

Малый бизнес является одним из важнейших приоритетов развития экономики любого современного государства, т.к. именно на этот сектор приходится основная доля занятости и производства товаров и услуг в развитых странах. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, сегодня на предпринимательство в нашей стране приходится лишь 30% валового национального продукта, тогда как в Европе – 70% и выше. Поэтому не случайно, что и в Российской Федерации проблемам развития малого бизнеса уделяется большое внимание, т.к. с малым и средним предпринимательством связывается и успешное экономическое развитие страны и перспектива роста благосостояния населения.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 года, к малым предприятиям, наряду с определенной структурой уставного капитала, относятся предприятия с численностью до 100 человек включительно, независимо от вида деятельности, из которых выделяются микропредприятия (с численностью до 15 человек).

Какие проблемы испытывает малый бизнес в части охраны труда?

Сперва определим масштаб проблемы. По структуре распределения по видам экономической деятельности, малый бизнес, как правило, представлен в основном предприятиями в сфере сервиса, торговли и общественного питания, т.е. относительно безопасными видами деятельности. Между тем, в структуре малого предпринимательства России достаточно высока доля и тех сфер деятельности, которые традиционно относятся к отраслям с самыми высокими показателями травматизма и профзаболеваемости – это строительство, транспорт и связь, обрабатывающие производства.

В Иркутском регионе, например, доля таких предприятий по нашим оценкам составляет около трети всех предприятий малого бизнеса. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 2010 году количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в г. Иркутске составило 3,5 тыс. с общей численностью работников более 100 тыс. человек. Если принять во внимание распределение иркутских предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности, а также тот факт, что практически в любом из таких предприятий выявляются нарушения в сфере охраны труда, то можно предположить насколько велика доля работников, находящихся в зоне постоянного риска – это десятки тысяч человек только по одному региону. В масштабах страны таких работников миллионы. Органы власти делают не мало для активизации частного предпринимательства в стране, в том числе в плане изменения законодательства. Но любое законодательное решение имеет как минимум две стороны. Либерализация законодательства позитивно с точки зрения торговли и свободы предпринимательства, но с другой стороны повышает риск нарушений трудовых прав самой слабой стороны трудовых отношений – работников.

С 1 июля 2011 года вступает в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон направлен на ослабление административного давления на малый и средний бизнес, накладывает жесткие ограничения на работу надзорных органов, устанавливает плановый режим инспекционных проверок, в частности, план проверок на предстоящий год согласовывается с прокуратурой и размещается в Интернете в открытом доступе.

Таким образом, работодатель заблаговременно знает, когда и какой контрольный орган придет с проверкой и, соответственно, имеет время, чтобы заранее подготовиться. Это норма направлена на добросовестных работодателей, чтобы дать им возможность при подготовке к проверке привести свою отчетность и документацию по охране труда в соответствие с государственными нормативными требованиями.

Между тем, инспектора государственных инспекций труда любого региона Российской Федерации могут привести десятки примеров, когда за месяц до начала проведения проверки работодатель временно нанимает специалиста по охране труда, а после проведения проверки такой специалист увольняется за ненадобностью и вся работа по охране труда прекращается.

Не секрет, что именно в организациях малого бизнеса работа по охране труда либо вообще не ведется, либо ведётся от случая к случаю, т.е. бессистемно. И это чаще всего выявляется при расследовании несчастных случаев, когда что-либо предотвратить уже поздно.

Очевидно, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не должен ограничивать полномочий инспекторов труда, предоставляемые им нормами 12-й статьи Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Российской Федерацией еще в 1998 году.

Проблема охраны труда на системном уровне

По данным Минздравсоцразвития России, на большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда

, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры. При этом,
коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране
.

Массовое несоблюдение требований охраны труда и отсутствие управления охраной труда на системном уровне является одной из самых серьезных проблем в нашей стране не только в сфере малого бизнеса, но и в целом в экономике. И для решения этой проблемы одного совершенствования законодательства недостаточно. Необходимо решение проблемы на системном уровне, а именно: создание системы управления охраной труда на уровне регионов, территорий и самих компаний

.

В соответствии с 216 статьей Трудового Кодекса Российской Федерации, регионы должны разрабатывать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда. Полагаем, что именно в таких целевых программах должны быть определены конкретные задачи охраны труда для малого бизнеса (не из Москвы же управлять охраной труда на малых предприятиях в регионах страны!) – это должно стать прямой ответственностью муниципальных образований, которым региональные власти передают часть государственных полномочий по охране труда. Одной из главных стратегических задач таких территориальных программ должно стать создание современных систем управления охраной труда на малых предприятиях.

Только таким способом можно решить проблему массовых нарушений в сфере охраны труда на системном уровне.

Большая часть нарушений правил охраны труда допускается именно в сфере среднего и малого предпринимательства не случайно. Если в крупных компаниях и в корпорациях, образованных на базе советских предприятий, службы охраны труда сохранились еще с прежних времен, то малый бизнес таким багажом не обладает, а директора малых предприятий узнают о необходимости соблюдения требований охраны труда зачастую впервые во время инспекционных проверок.

Руководителю малого предприятия бывает трудно самому разобраться в сложных правовых и организационных вопросах охраны труда, а содержать не то что службу охраны труда, но даже специалиста по охране труда, когда у него работает всего 3-4 сотрудника, не по карману. Статья 217 Трудового Кодекса Российской Федерации дает право при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда передать их функции на аутсорсинг, т.е. привлечь организацию или специалиста по гражданско-правовому договору

. Но этот вид услуг в России пока не нашел массового применения, поскольку рынок услуг в сфере охраны труда еще только формируется и это еще одна проблема для малого бизнеса.

Программы обучения по охране труда для малого бизнеса

С перечисленными проблемами тесно связана еще одна – пожалуй, основная на наш взгляд проблема в области охраны труда – проблема обучения по охране труда. Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

На наш взгляд, именно в процессе такого обучения руководители и специалисты организаций малого бизнеса должны получить необходимую им информационно-консультационную помощь и знания

, а также требуемый
комплект учебно-методических и справочных материалов, специально разработанных и адоптированных для малых предприятий,
включая действующие нормативные правовые акты по охране труда.

Что на сегодняшний день предлагается малому бизнесу в ходе обучения по охране труда? Обучение по охране труда руководителей и специалистов малого бизнеса проводится по рекомендованной еще в 2004 г. Минтрудом России Примерной типовой программе обучения по охране труда с соответствующими учебными планами, рассчитанными на 40 часов обучения. В 2009 году эта Программа незначительно была пересмотрена Минздравсоцразвития России для целей обучения отдельных категорий застрахованных по обязательному социальному страхованию, к которым относятся и представители малого бизнеса.

В чем проблема обучения по такой Программе? Во-первых, продолжительность обучения – 40 часов или пять рабочих дней

– совершенно
неприемлемо в условиях малого бизнеса
. В любом учебном центре вам подтвердят, что зачисляясь на обучение по охране труда, руководители предприятия, заранее предполагают, что посещать все 5 дней обучения они не в состоянии, так как оставить на такой срок свой бизнес рискованно. Учебные центры, понимая проблему, идут на компромисс, позволяя руководителям бизнеса пропускать занятия, произвольно
сокращая для них программу обучения
, но итогом такого компромисса чаще всего получается
отсутствие у слушателя системных знаний по охране труда.
Во-вторых, многие темы, предложенные в Программе, носят слишком абстрактный, отвлеченный характер, в то время как руководители предприятий требуют конкретных, практических знаний и только в том объёме, который необходим им в повседневной работе по управлению охраной труда в их организации…

Заместитель директора ВСФ ФГУП «НИИ ТСС» Минздравсоцразвития России Л.М.Чернова

Организация охраны труда на малом предприятии пошагово

Чтобы организовать эффективную систему охраны труда на малом предприятии, пошагово нужно:

1. Создать службу ОТ или назначить лицо, которое выполняет ее обязанности. Это оформляется приказом.

2 . Приказом назначить ответственных лиц (за пожарную, электробезопасность, ведение работ повышенной опасности и др.).

3. Разработать и утвердить приказами положения о службе ОТ, обучении, организации опасных работ, контроле состояния ОТ, разработке инструкций, пожарной безопасности и др.

4. Сформировать перечни профессий и видов работ, для которых должны быть инструкции по ОТ. Разработать и утвердить эти инструкции.

5. Составить и утвердить программы вводного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

6. Провести обучение всех работников: рабочих и ИТР.

7. Выполнить спецоценку условий труда.

8. Организовать и провести медосмотры.

9. Создать комиссию по ОТ.

10. Предложить работникам выбрать уполномоченных по ОТ и обучить их.

11. Разработать, утвердить и разместить в доступных для работников местах планы эвакуации.

12. Завести и организовать ведение журналов:

• вводного инструктажа; • инструктажей на рабочих местах; • учета и поверки огнетушителей; • поверки инструмента и приспособлений; • учета НС и ПЗ; • проверок; • учета случаев бытового травматизма; • выдачи инструкций; • выдачи СИЗ; • других.

13. Организовать санитарно-бытовое обслуживание.

14. Организовать выдачу СИЗ, средств для удаления загрязнений, молока (если нужно).

15. Обзавестись наглядной агитацией: инструкциями, схемами, плакатами, стендами.

Дальнейшая организация управления охраной труда на малых предприятиях зависит от специфики их деятельности. Заметим, что охрана труда должна быть не просто правильно организована в «бумажном» виде, а ежедневно работать на практике. Должны вестись инструктажи, осуществляться оперативный контроль, внедряться плановые мероприятия, организовываться внеплановые проверки и т.д.

Затраты на охрану труда индивидуальных предпринимателей и малых предприятий можно существенно снизить на этапе планирования производства. Для этого нужно:

• Выбирать офисные, складские, производственные, торговые помещения, которые уже введены в эксплуатацию (есть акты ввода, приемки госкомиссиями и др.), прошли спецпроверки, снабжены системами оповещения, пожаротушения, имеют подходящие санитарно-бытовые условия.

• Планировать проведение спецоценки условий труда. Ее можно делать поэтапно, привлекая средства ФСС. Нужно помнить, что при переезде производства или офиса спецоценку придется проводить заново. А вот для надомников и работников, которые трудятся дистанционно, она не проводится совсем.

• Организовывать закупку спецодежды, СИЗ, смывающих средств оптовыми партиями.

• Проводить обучение работников в спеццентрах группами, а не поодиночке, чтобы можно было требовать скидки.

• Закупать оборудование иностранного производства, которое уже прошло все необходимые проверки, экспертизы и снабжено соответствующими сертификатами.

• В договорах аренды оборудования стараться прописывать, что за его поверку и плановое освидетельствование отвечает арендодатель.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: