Произошедшие изменения
На официальном портале правовой информации regulation.gov.ru весной 2020 года был опубликован проект Приказа Федеральной налоговой службы, суть которого сводится к утверждению следующих изменений:
1. Правила проведения сверки:
- по налогам;
- по взносам;
- по штрафам, пеням и процентам.
2. Порядок получения акта сверки с ФНС в электронной форме.
3. Формы, а также формат таких документов:
- акта сверки расчетов;
- заявления о предоставлении акта сверки с налоговой инспекцией.
Летом 2020 года ФНС России своим Приказом от 3 июня 2020 г. N ММВ-7-19/[email protected] внес изменения в Приказ ФНС РФ ОТ 13.06.2013 N ММВ-7-6/[email protected], которым утверждены «Методические рекомендации по организации электронного документооборота…» и форма запроса в рамках информационного обслуживания налогоплательщиков. Именно с этим запросом налогоплательщик может обратиться в ИФНС для получения одного или нескольких запрашиваемых документов, одним из которых является акт сверки с ИФНС.
Сверка – необходимость или право налогоплательщика?
Напомним, основной документ, регулирующий порядок сверки 1. Совместную сверку налогоплательщика и налогового органа регулирует раздел 3 Регламента.
Обращаем ваше внимание на то, что проведение сверки с налоговым органом – это право налогоплательщика. Однако согласно вышеуказанному Регламенту налоговый орган проводит сверку с налогоплательщиком в обязательном порядке в следующих случаях:
– с крупнейшими налогоплательщиками – ежеквартально;
– по инициативе налогоплательщика.
Иногда сверку расчетов может инициировать и налоговый орган 2. Как правило, налоговая инспекция предлагает сверить расчеты в случаях обнаружения переплаты налогов (пеней, штрафов) в бюджет 3.
Как выглядит бланк заявления 2020 года?
Новый бланк заявления на акт сверки с налоговой 2020 года очень напоминает внешний вид декларации по налогам. Документ состоит всего из одного листа. Заполнение заявления не вызовет особых затруднений. Самое главное, укажите, по каким именно КБК вам необходим акт сверки. Это может быть КБК:
- по всем платежам;
- по одному виду.
Максимальный период, за который может быть проведена сверка – три предыдущих года. Текущий год при этом не учитывается.
В случае если плательщик налогов указал вверху заявления ИНН, то следующие реквизиты указывать необязательно:
- код вида документа;
- серию, а также номер паспорта заявителя;
- день получения паспорта.
После официального утверждения нового бланка сверки документ, который составлен налогоплательщиком в свободной форме будет приниматься только при подаче лично или посредством почтового отправления. Если вы хотите отправить запрос посредством интернет, то отправлять необходимо именно бланк, утвержденный вышеназванным Приказом ИФНС.
Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»
Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика <…> совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику <…> в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.
Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
- Первый этап (подготовительный): перед началом сверки должен быть согласован «объект» — причём не только сам конкретных налог, но и все параметры исследуемого налогового обязательства применительно к п. 1 ст. 17 НК РФ (главное: сверяемый налоговый период). В противном случае стороны представят друг другу не сопоставимые данные.
- Второй этап: Налоговый орган выдаёт налогоплательщику проект Акта сверки со своими учётными данными. Налогоплательщик сличает их со своими, в случае полной идентичности — подписывает Акт. И сверка на этом завершена. Если же есть расхождения, то процесс сверки продолжается.
- Третий этап: Налогоплательщик предъявляет в налоговый орган первичные документы и расчёты, опровергающие (по его субъективному мнению) учётные данные налогового органа. Каждая сторона проверяет правильность своего учета; выявляются и исправляются ошибки в учетных регистрах — после чего стороны оформляют Акт сверки (в котором также полный «консенсус»). Если же и после этого стороны не смогли прийти к «единому знаменателю», то —
- Четвертый этап: оформляется Акт сверки, в который каждая сторона вносит свой вариант сальдированных остатков за налоговый период. Исходя из специфики налоговых правоотношений (подотрасль административного права), именно налоговый орган уполномочен найти выход из такого «клинча»:
1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.
Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично: Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/[email protected] утверждена форма Акта сверки расчётов.
Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)
Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный». При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.
Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.
Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/[email protected] Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.
Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
Самое главное: полностью проигнорирована кардинальная объективная разница в учетной политике сторон.
Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.
Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.
В учете налогового органа картина прямо противоположная. Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».
Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:
Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.
Проектом вообще не предусмотрена сверка в разрезе налоговых периодов.
В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).
Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.
Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.
Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).
Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов (Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036) указало следующее:
Начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налогового/отчетному периоду — отражаются в акте сверки.
Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).
Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».
Выводы.
Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам. Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник. Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.
К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.
Рекомендации налогоплательщикам.
Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).
В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.
При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).
Продолжение темы, начатой в статьях: «Переплата — фундаментальное заблуждение налоговиков, или хитрая уловка?!» Правовая природа недоимки: позиция Минфина России
Что может послужить поводом для сверки?
В соответствии с новыми правилами, поводом для проведения сверки по расчетам с налоговой инспекцией может послужить заявление от налогоплательщика.
При этом документ может быть направлен в ИФНС различными способами:
- лично при посещении инспекции;
- по почте России;
- в электронном виде (наличие усиленной электронной подписи в данном случае обязательно).
Напоминаем, что после того, как вышеперечисленные изменения вступят в действие, ряд приказов ФНС потеряет свою актуальность, а именно:
- Приказ № ММВ-7-17/685 от 16 декабря 2020 года (действует с 24.01.2017);
- Приказ № ММВ-7-8/781 от 29 декабря 2010 года.
Утвержденный акт сверки выглядит так:
В каких случаях эта процедура обязательна?
В 2020 году есть перечень ситуаций, когда проходить сверку по взносам и налогам нужно обязательно. В частности:
1. Если организация подлежит:
- ликвидации;
- реорганизации.
2. Если коммерческая организация является крупнейшим налогоплательщиком (каждый квартал).
3. В иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Помимо этого пройти сверку по налогам и взносам организация или ИП может по личной инициативе.
Обязательную сверку расчетов при переходе из одной налоговой инспекции в другую для налогоплательщиков отменили на основании Приказа ФНС России от 13 февраля 2020 года № ММВ-7-17/[email protected]
Помимо этого пройти сверку по налогам и взносам организация или ИП может по личной инициативе.
Запрос на акт сверки
Получив ваше заявление, ИФНС в срок до пяти рабочих дней обязана сформировать акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации-заявителя для передачи акта. Также она вправе отправить акт по почте.
После получения акта сверки в случае выявления расхождений ваших данных с данными налоговой необходимо сделать следующее:
1. В графе 4 разд. 1 акта рядом с данными, указанными ИФНС, которые вы хотите оспорить, укажите ваши данные. 2. Подпишите акт на последней странице разд. 1, сделав пометку «Согласовано с разногласиями». 3. Передайте документ в ИФНС. 4. Приложите к документу заверенные копии платежных поручений, данные из которых отсутствуют в акте сверки, полученном от ИФНС.
Получив акт с разногласиями, налоговая служба должна проверить свои данные по внутренним информационным ресурсам. Если ошибка была допущена налоговиками, то они должны ее устранить (согласно п.п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС) в течение 5-ти дней после получения от вас акта сверки согласованного с разногласиями. Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.
После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).
Скачать запрос на акт сверки
Статья отредактирована в соответствии с действующим законодательством 06.12.2019
Когда инспекция откажется проводить сверку
Инспекция может отказать в проведении сверки, если:
- вы обратилась в ИФНС не по месту учета;
- если в заявлении на сверку нет наименования организации (Ф.И.О предпринимателя), ее ИНН/КПП, подписи руководителя (ИП);
- если заявление подано через представителя, не уполномоченного на то приказом или доверенностью.
Доверенность на представление интересов фирмы в отношениях с ИФНС
Читать далее…
Если имеет место хотя бы одно из этих оснований, налоговики направят вам письмо об отказе в проведении сверки в течение 5 дней со дня получения заявления на сверку. И обоснуют его причину.
Тоже может быть полезно:
- Платежное поручение по НДС 2020 года
- Доверенность на получение зарплаты другим лицом
- Новые реквизиты счета-фактуры с 2020 года
- Статус плательщика в платежке по страховым взносам в 2017 году
- Платежное поручение по страховым взносам в 2020 году
- Декларация 3-НДФЛ 2020 года за 2020 год
Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам
Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.
Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно!