Что представляют собой новые формы кассовых проверок?
В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:
- Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.
- Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.
- Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.
- Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.
- Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.
Акт ревизии денежных средств, находящихся в кассе
Отметим, что типовой формы с названием «Акт ревизии наличных денежных средств» никогда финансовым ведомством не утверждалось. Госкомстатом введена в действие первичная форма ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств», и, хотя на сегодняшний день обязательной она не является, ее по-прежнему используют в работе, оформляя результаты ревизии, что не противоречит законодательству, поскольку ревизия и инвентаризация – процедуры схожие, и целью обеих является проверка соответствия размера наличности в кассе учетной информации.
Подчеркнем, что каждая компания вправе разработать и применять собственный акт ревизии кассы. Часто при этом бланк ИНВ-15 служит качественным шаблоном. Мы остановимся на форме ИНВ-15, как на универсальной и наиболее часто применяемой.
Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?
Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?
Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта. Существует приказ ФНС от 29 мая 2020 года № ММВ-7-20/[email protected], в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ. В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.
Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.
Как должен выглядеть акт, составленный по итогам проверки
По окончании ревизии сотрудники ИФНС обязаны составить акт в двух экземплярах. Этот документ должен быть оформлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Помарки, подчистки и исправления допустимы только в случае, если они заверены подписями инспектора и проверяемого лица.
Если проверка обнаружила нарушения, представители организации или ИП вправе дать письменные объяснения, сделать замечания и возражения. Приняв их, ревизор обязан поставить соответствующую отметку в акте.
В случае, когда проверяемое лицо уклоняется от подписания акта, данный документ направят по почте заказным письмом по месту нахождения или по месту жительства. Добавим, что в комментируемом регламенте перечислены сведения, которые должны фигурировать в акте (см. табл. 2). Не исключено, что отсутствие необходимых реквизитов позволит оспорить результаты проверки в суде.
Таблица 2
Сведения, которые должны быть указаны в акте проверки
1 | Дата составления акта |
2 | Полное наименование либо ФИО проверяемого объекта, его ИНН и КПП |
3 | ФИО специалистов инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции |
4 | Дата и номер поручения на проведение проверки |
5 | Перечень документов, полученных инспекцией в ходе проверки |
6 | Период, за который проведена проверка |
7 | Даты начала и окончания проверки |
8 | Адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта |
9 | Документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены |
По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?
Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.
Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.
Как самостоятельно оценить уровень риска?
Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?
Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.
А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.
Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.
Какова периодичность и продолжительность таких проверок?
Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты № 132н и № 133н , в которых определены сроки проверок:
- проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;
- проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.
Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.
Как проводится проверка полноты учета наличной выручки
Налоговые инспекции вправе проводить проверку полноты учета выручки в организациях и у предпринимателей, которые ведут наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт (п. 1 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, п. 5 и 6 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
Основанием для проведения проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) инспекции (п. 22 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
В рамках проверки полноты учета выручки инспекторы:
— предъявляют поручение на проведение проверки;
— рассматривают документы, представленные организацией или предпринимателем;
— проверяют полноту учета выручки в организации (у предпринимателя);
— оформляют результаты проверки.
Такой порядок предусмотрен пунктом 20 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение проверки (п. 19, 51 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, письмо ФНС России от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195).
Ситуация: могут ли налоговые инспекции проводить проверки полноты учета выручки в отношении одной организации (предпринимателя) несколько раз в год?
Ответ: да, могут.
Количество проверок правильности учета выручки в отношении одной организации (предпринимателя) законом не ограничено. Поэтому налоговая инспекция может проводить проверки несколько раз в год. Такой вывод следует из пункта 58 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н. Правомерность этого вывода подтверждается письмом ФНС России от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195.
Поручение на проверку
Пришедший на проверку инспектор должен иметь:
— поручение на проведение проверки; — служебное удостоверение личности.
Представитель организации (предпринимателя) расписывается на поручении. Однако если он откажется это сделать, проверку не отменят. Инспектор сделает в поручении отметку об отказе подписать документ.
Такой вывод следует из пунктов 23–26 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Совет: в случае сомнений в подлинности поручения на проведение проверки позвоните в налоговую инспекцию и уточните полномочия инспекторов, пришедших на проверку.
Ситуация: могут ли налоговые инспекции пересылать поручения о проведении проверки полноты учета выручки по факсу?
Доказать то, что организация (предприниматель) действительно получила факс, инспекторам будет проблематично. Такой вывод следует из арбитражной практики по аналогичным ситуациям (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 марта 2010 г. № А53-9772/2008-С5-44). Поэтому организация (предприниматель) на сообщение по факсу может и не реагировать.
Чаще всего такие сообщения высылают для ускорения исполнения, параллельно поручение вышлют почтой, либо сами сотрудники инспекции придут в организацию (к предпринимателю) с подлинником поручения.
Предоставление документов для проверки
Для проверки организация (предприниматель) предоставляет документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники (ККТ) (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). К таким документам, в частности, относятся:
— паспорт ККТ; — регистрационная карточка; — акт по форме № КМ-1; — журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4; — договор на техобслуживание ККТ; — журнал по форме КМ-8.
На этих документах должны стоять отметки налоговой инспекции (п. 70, 72 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470).
У организаций и предпринимателей в ходе проверки также могут запросить:
— акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
— журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;
— распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
— контрольные ленты ККТ на бумажном носителе или распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
— приходные и расходные кассовые ордера;
— журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
— авансовые отчеты по форме № АО-1;
— кассовую книгу по форме № КО-4;
— справку-отчет кассира-операциониста;
— сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке по форме № КМ-7;
— приказ о лимите остатка наличных денег;
— иные первичные документы, необходимые для проверки.
Если организация (предприниматель) применяет специальный налоговый режим, проверяющие могут потребовать:
— книгу учета доходов и расходов при упрощенке;
— книгу учета доходов предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения;
— книгу учета доходов и расходов предпринимателей, применяющих ЕСХН.
Об этом сказано в пункте 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт) и без применения ККТ. Например, при оказании услуг населению с выдачей бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В этом случае она должна представить документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности. А именно:
— бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
— информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
— акт приемки бланков строгой отчетности;
— книгу учета бланков строгой отчетности;
— акт о списании бланков строгой отчетности;
— приказ о лимите остатка наличных денег;
— иные первичные учетные документы и регистры бухучета, необходимые для проверки.
Об этом сказано в пунктах 28 и 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ также при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом по требованию покупателя налогоплательщик выдает документ, подтверждающий прием денежных средств (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
В этом случае организация (предприниматель) должна представить документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Такими документами могут быть товарные чеки, квитанции, ведомости, связанные с их учетом, иные документы, которые составляет продавец при продаже товаров.
Документы, необходимые для проверки, представьте в виде оригиналов или копий. Заверьте копию подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью (при наличии). Ниже реквизита «Подпись» нужно указать: заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Инспектор не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов. Такой порядок предусмотрен пунктом 30 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, и пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.
Ситуация: может ли налоговый инспектор в рамках проверки полноты учета выручки запросить счета-фактуры или иные документы, обосновывающие суммы налогов?
Ответ: нет, не может, если к проверке они не относятся.
Налоговые инспекторы не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. Об этом сказано в пункте 30 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Срок представления документов
Организация (предприниматель) должна представить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня (п. 31 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
Ситуация: какая ответственность предусмотрена за отказ предоставить документы, необходимые инспекторам для проверки полноты учета выручки?
Ответственность за непредоставление сведений (информации) по запросу инспекторов в соответствии со статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования налоговой инспекции нарушителю грозит ответственность на основании статей 126 Налогового кодекса РФ или 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако в данных статьях речь идет о документах, необходимых для налогового контроля.
Формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). Проверка полноты учета выручки в этом перечне не указана.
Вместе с тем, данное нарушение можно приравнять к непредоставлению сведений (информации) по запросу инспекторов. Размер штрафа составляет:
— для должностных лиц и предпринимателей – 300–500 руб.; — для организаций – 3000–5000 руб.
Об этом сказано в статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Порядок проверки ККТ
Если организация (предприниматель) использует ККТ, в рамках проверки полноты учета выручки инспекторы пересчитывают наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике ККТ. По результатам проверки они составляют акт в двух экземплярах.
Кассир до начала проверки составляет расписку:
— об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег; — о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке; — о представлении справок (отчетов) кассира-операциониста; — о представлении сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке; — о представлении актов о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки.
Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.
Сумму наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, инспекторы сравнят с данными, отраженными в фискальном отчете; контрольной ленте ККТ; журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста в свою очередь сверят с приходными кассовыми ордерами; кассовыми отчетами; данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.
Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ проверяющие сверят заводские (регистрационные) номера этих машин, ИНН налогоплательщика с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.
По фискальному отчету ККТ, журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям, расходным кассовым ордерам инспекторы проверят количество фактов возврата, а также суммы, возвращенные покупателям по неиспользованным кассовым чекам.
Такой порядок предусмотрен пунктами 35–39 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Прием денег без ККТ
Если организация (предприниматель) оказывает услуги населению без применения ККТ, проведут проверку:
— фактического наличия бланков строгой отчетности;
— количества использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;
— копий использованных бланков (корешков документов): сумму выручки, отраженную в учете, сравнят с суммами, отраженными в копиях использованных бланков.
У плательщика ЕНВД, не применяющего ККТ, проверят наличие документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Такой порядок предусмотрен пунктом 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
По каждому факту расхождений у организации (предпринимателя) возьмут письменные объяснения (п. 37, 40 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Письменные объяснения будут включены в акт проверки (п. 49 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Поэтому представьте их до составления акта.
Ситуация: могут ли налоговые инспекторы использовать свидетельские показания при проверке полноты учета выручки?
Ответ: да, могут.
В абзаце 6 пункта 35 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, сказано, что в случаях необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты. О привлечении к проверке свидетелей в регламенте не указано. В то же время нет и запрета привлекать свидетелей.
В ходе проверки инспектор имеет право требовать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки (подп. 5 п. 7 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Такие сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, могут предоставить и свидетели.
Оформление результатов проверки
Результаты проверки полноты учета выручки денежных средств инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 44, 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 47 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) (п. 50 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
В случае выявления нарушений инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ, п. 54 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).
Срок и порядок обжалования должен быть указан в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Внимание: организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к ответственности за нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций.
К таким нарушения относятся:
— осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
— неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
— несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов).
Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций организации и (или) ее должностным лицам, а также предпринимателю грозит штраф. Размер штрафа составляет:
— для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
— для должностных лиц (главного бухгалтера, а в отсутствие должности главного бухгалтера для руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.
Кассиры (кассиры-операционисты) к должностным лицам не относятся. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ответственность граждан за подобное правонарушение законодательством не предусмотрена (ст. 15.1 КоАП РФ). Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.
Обжалование действий инспекторов
Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов (не связанными с вынесенным постановлением об административном правонарушении), она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п. 67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п. 68 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).
Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:
— наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо Ф.И.О. или должность соответствующего должностного лица);
— наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
— суть жалобы;
— подпись и дату.
При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.
Такой порядок предусмотрен пунктами 70 и 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.
Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 73 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).