Для чего проводится камеральная проверка?
Целями камеральной налоговой проверки являются:
-контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах РФ;
-выявление и пресечение налоговых правонарушений;
-подготовка информации для выбора объекта проведениявыездной налоговой проверки.
Объектом камеральной налоговой проверки будет являться налоговая декларация, представленная в ИФНС. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому из видов налогов, подлежащих уплате этим налогоплательщиком. Налоговая декларация должна быть составлена на бланке установленной формы. При этом, налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговые декларации сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Кроме налоговых деклараций, в ходе камеральной проверки используются формы бухгалтерской отчетности, предоставляющиеся в ИФНС в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ и законодательство о бухгалтерском учете, а также иные документы, затребованные у налогоплательщика, либо представленные им самостоятельно. При проведении камеральной проверки ИФНС имеет право использовать любую имеющуюся у неё информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем, а именно:
-документы налогоплательщика, представленные им;
-ранее сданные налогоплательщиком в ИФНС налоговые декларациии бухгалтерская отчетность за предыдущие отчетные периоды;
-информация, поступившая в ИФНС от различных государственных органов, в соответствии с требованиями ст. 85 НК РФ.
Следует отметить, что в ходе проведения камеральной проверки ИФНС имеет право использовать права по сбору доказательств совершения налогового преступления, предусмотренного ст. 90,93,95,96,97,98 НК РФ. Ранее я упомянула о том, что такая проверка проводится без спеуциального решения руководителя налогового органа и его заместителя, однако, проводить данный вид проверок имеют право работники ИФНС, которым проведение таких проверок вменено в обязанности, как правило в ИФНС существуют отделы камеральных проверок.
Документы в ходе камеральной налоговой проверки
В ходе камеральной проверки налоговики могут истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в связи с несоответствием сведений в декларации и в представленных документах. Документы могут быть представлены в налоговую лично налогоплательщиком или его представителем, направлены по почте или через личный кабинет налогоплательщика.
Если лицо получило требование от налоговой о предоставлении документов, то оно должно его исполнить в течение 5 дней.
По результатам проверки налоговая может оформить акт, если будут выявлены нарушения.
Этапы проведения камеральной проверки.
Что же включает в себя камеральная проверка? Основными этапами камеральной проверки являются:
-проверка полноты представленных налогоплательщиком сведений. При этом следует помнить, что налогоплательщик может самостоятельно обнаружить ошибку в поданной им декларации. В этом случае он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 54 НК РФ. Вопрос об овтественности налогоплательщика в случае внесения им в налоговую декларацию решается с учетом положений ст. 81 НК РФ. Здесь, как правило, события развиваются по трем вариантам:
1) если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию произведено до истечения срока подачи налоговой декларации, то она считается поданной в день подачи заявления о внесении изменений;
2) если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию подается позднее срока для подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента обнаружения ИФНС ошибки в поданной налогоплательщиком декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки;
3) если заявление подается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление он подал до
момента обнаружения ИФНС ошибки в поданной налогоплательщиком декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки;
-визуальная проверка правильности оформления представленных документов;
-арифметический контроль данных налоговой отчетности;
-проверка своевременности представления налоговой отчетности;
-проверка обоснованности налоговых ставок и льгот.
Что такое камеральная проверка и зачем нужна?
Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.
Камеральная проверка — это комплекс мер, осуществляемых инспекторами ФНС в целях проверить реальное положение дел у декларанта. Задач у проверки несколько:
- Выяснить, является ли правдой все, что изложено налогоплательщиком в 3-НДФЛ;
- Проверить, есть ли у гражданина деньги, ценные бумаги либо же иные активы, сокрытые им от налогов и в целом от государства.
Ответственность за выявленные правонарушения.
Как правило, ответственность за налоговые правонарушения, выявленные в ходе камеральной налоговой проверки, наступает по ст. 119 НК РФ, ст. 122 НК РФ, то есть за непредставление налоговой декларации и неуплату или неполную уплату сумм налогов и сборов. Кроме того, ИФНС может быть возбуждено административное производство по ст. 15.5 и ст. 15.11 КоАП РФ.
ФНС России установлен сокращенный срок для проведения камеральных проверок налоговых деклараций налогоплательщиков, который составляет 75 календарных дней с момента представления налоговой декларации. По истечении 6 дней сотрудники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на налоговом учете налогоплательщиков. По результатам сверки работником ИФНС письменным уведомлением вызываются все не отчитавшиеся налогоплательщики. В данном уведомлении должны содержаться сведения о неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей по представлению в налоговый орган налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, предусмотренных ст. 23 НК РФ, а также указывается на необходимость представления налоговой декларации и дачи объяснений по поводу несвоевременной сдачи отчетности. Право вызова налогоплательщиков представлено налоговому органу п.п.4 п.1 ст. 31 НК РФ. Уведомление налогоплательщику направляется заказным письмом с уведомлением.
В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок, ИФНС приостанавливает все операции по счетам налогоплательщика в соответствии со ст. 76 НК РФ. Если, несмотря на принимаемые меры, налоговая отчетность не будет представлена налогоплательщиком, но место нахождения налогоплательщика известно ИФНС, в данном случае отдел камеральных проверок готовит заключение о необходимости проведения выездной налоговой проверки.
Функции отдела
Отдел камеральных проверок налоговой службы выполняет значительный объем работы. Основные функции отдела можно разделить по следующим категориям:
- проверка и контрольные мероприятия;
- сбор информации о налогоплательщиках;
- принятие мер к нарушителям налогового законодательства;
- аналитическая работа;
- подготовка налоговых уведомлений, справок;
- исчисление налогов;
- взаимодействие с другими отделами налогового органа;
- ответы на запросы налогоплательщиков, входящие в компетенцию отдела;
- проведение работ по переподготовке кадров и повышению их квалификации.
Отдел проводит камеральные проверки налоговых деклараций, деклараций о доходах физических лиц, документов на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги и сборы, размеров применяемых налоговых ставок и вычетов, а также правомерности операций с НДС.
Контрольные мероприятия отдела касаются налоговых вычетов по НДС, применения минимальных налоговых ставок, соблюдения налогоплательщиками-экспортерами действующего законодательства в сфере налогов и сборов.
Сбор информации о налогоплательщиках с последующим их отбором осуществляется с целью формирования плана налоговых выездных проверок. Помимо этого осуществляется достаточно масштабный сбор и анализ информации о налогоплательщиках, получаемой из различных источников.
Собираются в том числе такие показатели, как размер потребляемой предприятием-налогоплательщиком электроэнергии, воды и т.д. Данная информация анализируется, систематизируется и используется для проведения эффективных контрольных мероприятий.
Отдел осуществляет принятие мер к нарушителям налогового законодательства – приостанавливает операции по их счетам, передает отделу урегулирования задолженности информацию о должниках.
Аналитическая работа производится в сфере изучения существующих способов уклонения от уплаты налогов. На основе проведенного всестороннего анализа отдел подготавливает предложения о предотвращении действия данных схем.
Отдел готовит налоговые уведомления для индивидуальных предпринимателей, составляет справки для налогоплательщиков-экспортеров, необходимые им для взаимодействия с таможенными органами.
Он также занимается исчислением налогов на имущество физических лиц, транспортного налога.
В своей деятельности Отдел камеральных проверок взаимодействует с другими отделами налоговой службы – готовит для них материалы, справки, передает результаты проверок.
Помимо этого, осуществляется обратная связь с налогоплательщиками в виде подготовки ответов на поступающие от них письменные запросы.
Отдел также принимает участие в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников налоговых органов, их переподготовке, готовит и проводит семинары, совещания по тем вопросам деятельности налоговой службы, которые входят в его компетенцию.
Действующая структура
Отдел камеральных проверок возглавляется начальником, имеющим широкий круг полномочий и обязанностей, и имеет в своем штате высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, экономистов и специалистов в области высоких технологий. Помимо своей специализации, все сотрудники обязаны иметь хороший уровень подготовки в области действующего налогового законодательства.
Нюансы проведения камеральных налоговых проверок представлены в данном видео.
Обязанности начальника
Начальник руководит текущей деятельностью отдела, осуществляет взаимодействие с другими отделами налоговой службы, занимается кадровыми вопросами, составляет должностные инструкции сотрудников, осуществляет контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и соблюдением ими условий трудового распорядка, планирует деятельность.
На начальника возложена персональная ответственность за работу отдела, соблюдение действующего законодательства, сохранность числящегося в составе отдела имущества.
Работа государственного налогового инспектора
Государственные налоговые инспектора в соответствие со своей спецификацией осуществляют проверку налогоплательщиков на предмет выполнения ими норм налогового законодательства. Проверки юридических и физических лиц имеют свои особенности, также различия есть у выездных и камеральных проверок.
Помимо этого, в обязанности налоговых инспекторов входит контроль за своевременной уплатой налогов и сборов, ведение статистики по налогообложению, работа с нарушителями налогового законодательства (наложение разнообразных санкций).
Для качественного исполнения своих должностных обязанностей, налоговые инспектора планомерно повышают свой профессиональный уровень, проходят курсы усовершенствования и переподготовки.
При проведении камеральной проверки налоговым органом проводится:
1.Проверка сопоставимости показателей налоговой отчетности текущего периода с показателями за истекший период;
2.сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;
3.оценка достоверности показателей налоговой декларации, на основе имеющейся информации в налоговом органе;
4. анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в сравнении со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков.
Если в ходе проведения камеральной проверки установлены ошибки в заполнении налоговой декларации или противоречия между сведениями, то ИФНС в течение 3 рабочих дней информирует налогоплательщика об этом и предлагает внести соответствующие изменения в течение 5 дней. Если налогоплательщик не вносит соответствующие исправления в установленный срок, то ИФНС приступает к сбору доказательств. Чаще всего для этого используются: истребование у налогоплательщика дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов; истребование у иных лиц документов, относящихся к деятельности данного налогоплательщика; получение у банков сведений об операциях по счетам проверяемого налогоплательщика.
Следует обратить внимание, что требование о представлении документов подписывается должностным лицом ИНФС, проводящей проверку и вручается налогоплательщику под роспись, либо оптравляется заказным письмом с уведомлением. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых сведений или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 126 НК РФ.
Срок проведения проверки
Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.
На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.
С первого января 2020 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.
Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.
Порядок производства по делу о налоговом правонарушении.
Производство по делу о налоговом правонарушении регламентируется ст. 101 НК РФ. Материалы проверки по данному делу рассматриваются руководителем налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений материалы рассматриваются в присутствии должностных лиц организации налогоплательщика либо в присутствии ИП, либо их представителей. По результатам рассмотрения материалов руководитель налогового органа выносит решение. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Решение должно быть вынесено руководителем налогового органа не позднее 75 дней со дня представления налоговой декларации. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности обязательно
указываются: обстоятельство совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, установленные проведенной проверкой; документы и иные сведения, подтверждающие факт совершения налогового правонарушения; наличие смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика обстоятельств; виды налоговых правонарушений; размеры применяемых санкций к налогоплательщику со ссылкой на ст. НК РФ. Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения руководителем налогового органа решения передает копию данного решения в отдел по взысканию задолженности по налогам для подготовки требования об уплате доначисленных сумм. Копия решения вручается налогоплательщику, либо его представителю под роспись, либо направляется почтой заказным письмом с уведомлением и считается полученным по истечении 6 дней после отправки.
Когда начинается отсчет?
Важно понимать, в какой именно день ФНС считает точкой отсчета. Особенно это актуально при направлении документов по почте. Согласно разъяснениям Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52, днем начала КП считается дата получения документации от налогоплательщика, а не дата их отправки. Так, например, если вы отправили документы с описью вложения и личным вручением 20-го марта, а они поступили в ФНС только 23-го марта, датой начала проверки будет считаться 23-е марта.
Кроме того, отсчет начинается всякий раз заново, когда в декларацию вносятся исправления со стороны гражданина. Если налоговики отправили 3-НДФЛ обратно заявителю с замечаниями, новая декларация так же будет рассматриваться заново в течение 3 месяцев.
Порядок проведения
Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:
- проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
- оценивается (визуально) правильность оформления;
- проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
- проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.
Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:
- настаивать на проведении экспертизы;
- вызывать на допрос свидетелей;
- осуществлять выемку деловых бумаг;
- привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
- осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
- проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).
Если субъект, в отношении которого проводится КНП, отказывается предоставлять запрошенную проверяющими документацию или другие данные, ему грозит ответственность в соответствии с российскими законами. Так, в Российском НК (в его статье 126) сказано, что на плательщика налогов может быть наложен штраф. Размер его – 200 рублей, которые нужно будет заплатить за каждый не предоставленный документ.