Лицензирование | 18.07.2019 | 5979
Куда ни глянь, повсюду висят баннеры с готовящимися семинарами, всюду видна реклама тренингов, ощутимо стало больше репетиторов и учителей. Все это показывает, что бизнес в сфере образования может быть очень выгодным. Возможно, и вам было бы интересно попробовать свои силы в этой области. В этой статье, попробуем разобраться, как получить лицензию на образовательную деятельность для ИП. Получить ее достаточно непросто, надо будет соблюсти немало формальностей.
Кому нужна лицензия
Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.
Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.
В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.
Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.
Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.
Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.
Самые выгодные направления обучения для учебного центра
Выбор направления для обучения очень важен для успешности создаваемого учебного центра. Следует заметить, что обучать можно чему угодно – от техники маникюра до работе на рынке криптовалют. Конечно, вам, как организатору учебного центра нет необходимости разбираться во всех направлениях самостоятельно. Ваша основная задача – организовать бизнес. Найти лучших тренеров или преподавателей, тем более, что вы можете предлагать работу по совмещению, не на полный рабочий день, не составляет труда.
Что касается России, то рынок дополнительного образования оценивается более чем в 100 миллиардов рублей. Почти семь миллионов граждан РФ занимаются на курсах дополнительного образования.
По мнению участников рынка, наиболее востребованными являются курсы длительностью до одного месяца.
Весь рынок дополнительного образования в России можно условно разделить на две большие части: дополнительное образование для детей и подростков, и дополнительное профессиональное образование.
С дополнительным образованием детей все просто. Наибольшую востребованность среди учебных центров имеют центры, занимающиеся подготовкой к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Это объяснимо, так как без специальной подготовки к ЕГЭ очень сложно набрать достаточное количество баллов для поступления в высшее учебное заведение. На втором месте по востребованности для детей и подростков идут различные языковые курсы, особенно курсы английского языка, что связано с традиционно низким уровнем его преподавания в обычной общеобразовательной школе. Далее идут художественное и спортивное образование. Особенно разнообразны направления дополнительного художественного образования. В нем популярны как классические курсы рисования, так и современные его направления, например, фотосъемка или актерское мастерство.
Определить список самых востребованных курсов для дополнительного профессионального образования гораздо сложнее, слишком обширен их перечень. Большинство слушателей в этом сегменте (порядка 44%) обновляли знания по ранее полученной в системе высшего или среднего образования профессии. Слушателями данных курсов являлись профессионалы, активно работающие по своей основной специальности, например, бухгалтера, аудиторы, юристы. Очень востребованы курсы, направленные на обучение и дополнительную подготовку работников образования и здравоохранения. Рассматривая отраслевой характер наиболее востребованных направлений деятельности учебного центра, можем отметить, что здесь лидирует сфера добычи полезных ископаемых, что связано, с одной стороны с стремительным технологическим развитием отрасли, так и с наличием в данной отрасли достаточных финансовых ресурсов, которые, по данным статистики, позволили вовлечь в сферу дополнительного образования почти каждого третьего своего сотрудника.
Стоит обратить внимание на такие направления дополнительного образования как маркетинг в интернете, графический дизайн, логистика и корпоративное управление, то есть на те области, в которых высшее образование не успевает за современными тенденциями развития.
Говоря о дополнительном профессиональном образовании, нельзя не упомянуть концепцию непрерывного образования, очень популярную в развитых странах. Если коротко, то данная концепция предусматривает образование «не на всю жизнь, а в течение всей жизни». По этому показателю Россия существенно отстает от развитых стран. В РФ в процессе непрерывного образования участвуют не более 20% работающих, в странах Европейского союза этот показатель в два раза выше. Таким образом, потенциал развития дополнительного профессионального образования огромен, рынок должен вырасти не менее чем в два раза.
Поэтому, рассмотрим какие тенденции существуют на рынке дополнительного профессионального образования в развитых странах, так как тенденции, которые существуют там, скоро будут востребованы и в нашей стране, необходимо к этому подготовится, чтобы заранее занять свою нишу.
Прежде всего, это курсы, связанные с бизнес-администрированием и управленческой деятельностью. Например, к ним относятся курсы, направленные на развитие аналитических способностей, инструменты для принятия решений в сложных ситуациях, тренинги для повышения производительности и управления собственным временем. Очень быстро развиваются учебные центры, специализирующиеся на развитии навыков управления и лидерских качеств для женщин. В России такое направление развито слабо, гендерная окраска в образовании в нашей стране, как правило, не приветствуется, но она является мировой тенденцией. Стоит внимательно присмотреться к этому направлению.
Очень популярны за рубежом профессиональные курсы поварского искусства, психологического развития и ремонта.
Так какое направление стоит выбрать как более выгодное? Точного ответа на этот вопрос нет. Нельзя выбирать специализацию учебного центра, исходя из того, какие направления наиболее востребованы сейчас – к тому времени, как вы выйдете на рынок, вам придётся конкурировать за клиентов с учебными центрами, которые уже будут иметь устойчивую репутацию в данном сегменте. Выбирайте те направления специализации учебного центра, которые либо позволяют слушателям переквалифицироваться и получить более современную специальность, либо зарабатывать больше денег в своей специальности. Ну, и, конечно, заполнять свой досуг. Курсы поварского искусства особенно популярны в наше время.
Лицензионные требования
Положение о лицензировании устанавливает в 2020 году следующие требования к соискателям:
- собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
- соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
- собственные разработанные образовательные программы;
- печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
- штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.
Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.
В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.
Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:
- образовательные организации;
- организации, осуществляющие обучение;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.
Лицензия на образовательную деятельность по дополнительному образованию
Остановимся немного подробнее на дополнительном образовании.
В соответствии с п. 14 ст. 2 закона № 273-ФЗ под ним понимается образование, не связанное с повышением уровня и направленное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей лица. Такое образование может быть нацелено на совершенствование:
- физических;
- духовно-нравственных;
- интеллектуальных;
- профессиональных навыков обучающегося.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если дополнительное образование реализуется в рамках общеобразовательных программ, то на него не распространяются государственные стандарты образования. Если же обучающийся занимается по дополнительной профессиональной программе, то преподаватели должны ориентироваться на стандарты образования (письмо Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09).
Документы для получения лицензии
Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:
- заявление о предоставлении лицензии;
- документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
- копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
- копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
- копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
- справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
- справка о печатных и электронных ресурсах;
- справка о педагогических работниках;
- справка об утверждении образовательных программ;
- справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
- справка о материально-техническом обеспечении;
- подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
- опись документов.
Формы справок доступны на сайте Минобразования.
Как проверить лицензию на образовательную деятельность
Третьим лицам можно несколькими способами убедиться в том, что у ИП или юридического лица имеется действующая лицензия:
- воспользовавшись формой поиска по сводному реестру, размещенному на официальном сайте Рособрнадзора;
- изучив сайт организации или предпринимателя, на котором в соответствии с требованиями к структуре официального сайта, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, должна быть размещена копия лицензии;
- письменно запросив такую информацию в лицензирующем органе;
- посетив место нахождения образовательной организации или ИП, которые должны оборудовать стенд или иным образом разместить для общего доступа информацию о номере и сроке действия лицензии, а также лицензирующем органе.
Порядок получения лицензии
Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:
- высшего учебного заведения;
- организации федерального значения;
- российской организации, расположенной за пределами РФ;
- иностранной организации на территории России.
Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.
В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.
Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:
- Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
- Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
- Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
- Разработайте и утвердите образовательные программы.
- Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
- Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
- Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
- Подайте документы в лицензирующий орган.
Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.
Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.
Как получить лицензию на образовательную деятельность
Порядок и нюансы получения специального разрешения в подразделениях Рособрнадзора и региональных органах исполнительной власти аналогичны.
Критерии сравнения | Получение разрешения | |
В территориальном органе Рособнадзора | В органе исполнительной власти субъекта России | |
Акт, регламентирующий процедуру | Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244 | Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 25.11.2014 № 1517 |
Срок, отведенный на рассмотрение заявления соискателя | 45 рабочих дней | |
Порядок лицензирования | Прием должностным лицом уполномоченного органа заявления и пакета документов под опись (ее копия направляется соискателю разрешения) | |
Регистрация заявления (непосредственно в день передачи при непосредственной подаче документов или не позднее следующего рабочего дня при получении по почте или через интернет) | ||
Проверка документов на правильность оформления в течение 3 рабочих дней, к моменту истечения которых должностное лицо направляет соискателю уведомление о приеме заявления или необходимости устранения замечаний | ||
Запрос в порядке межведомственного обмена должностным лицом сведений в иных публичных структурах | ||
Проведение выездной и документарной проверки соискателя | ||
Подготовка в течение 4 рабочих дней с момента завершения проверок должностным лицом проекта приказа о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения и передача его руководителю органа |
Что будет, если работать без лицензии
За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.
Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:
- нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
- не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
- обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
- серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.
Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.
Какие налоги и взносы платить
ИП в любом случае платит фиксированные взносы за себя в ПФР и ФОМС — в этом году это 40 874 руб. Дальше всё зависит от организационно-правовой формы и схемы налогообложения. Вот популярные варианты:
- ИП на УСН платит 6 % от выручки или 15 % от «доходы минус расходы». Есть лимит в 150 млн руб., если заработаете больше, будет переход на ОСНО, там налогов больше.
- ИП на ПСН или на патенте. Стоимость фиксированная, зависит от региона. Например, в Москве стоимость патента на 2020 год обойдется в 19 800 руб. Патент ограничен выручкой в 60 млн руб. в год.
ИП платит дополнительные взносы в ПФР, если их доход превысил 300 000 руб. — 1 % от суммы сверх предела.
Для ООО ситуации с налогами сложнее. Например, ООО на УСН заплатит с доходов 6 %, а дальше придется либо выводить деньги дивидендами, либо платить себе зарплату, а это еще 13 % НДФЛ плюс взносы.